11.01.2017, 17:22
Отложенные на черный день резервы РФ быстро истощаются
Отложенные на черный день резервы РФ быстро истощаютсяМеждународная военная политика
Российские резервы существенно поредели: в Резервном фонде осталось меньше триллиона рублей. Однако у страны есть еще Фонд национального благосостояния, где хранится более 4 триллионов рублей. Насколько критична ситуация с резервами и при каком условии в этом году Россия вновь сможет не тратить, а копить средства на черный день?

Прошлый год России удалось прожить относительно спокойной благодаря собственным резервам. Но сами резервы, как и ожидалось, серьезно поредели – почти в два раза за 2016 год. В России есть две суверенные «кубышки» – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Первый поредел значительно. В Резервном фонде осталось всего 0,97 трлн рублей против 3,64 трлн рублей на начало года. За год он опустел в 3,7 раза. Однако ситуацию нельзя назвать критической, так как эти траты были ожидаемы и запланированы Минфином.

В законе о бюджете было прописано, что Минфин в 2016 году может потратить из Резервного фонда на финансирование бюджета 2,14 трлн рублей, в итоге он потратил 2,1 трлн. Поэтому и остаток на конец года оказался таким, каким его и ожидал министр финансов Антон Силуанов. Ранее уже неоднократно эксперты и аналитики подсчитывали, что Резервный фонд может быть исчерпан в 2017–2019 годах.

С другой стороны, у правительства есть еще Фонд национального благосостояния (ФНБ), который за год хоть и сократился на 0,86 трлн (из-за укрепления рубля), но там еще имеется существенная сумма – 4,36 трлн рублей.

Интересно, что в сумме оба суверенных фонда за 2016 год уменьшились на 3,5 трлн рублей. При этом 1,4 трлн рублей были потеряны из-за укрепления рубля на 20% в результате переоценки остатков средств на валютных счетах фондов в ЦБ, которые хранятся там в долларах, евро и фунтах стерлингов. Так, Резервный фонд потерял от укрепления рубля 531,5 млрд рублей, ФНБ – 861,3 млрд рублей. Когда рубль растет, резервы сокращаются.

Если бы бюджет не получал дополнительные доходы, то существующих резервов хватило минимум на год при экономном подходе. Однако есть несколько факторов, которые говорят о том, что в ближайшие два года Россия будет иметь как дополнительные доходы, так и существенные расходы.

Во-первых, правительство России продолжает приватизационный процесс. В конце 2016 года бюджет, например, получил дополнительный доход от продажи 19,5% акций «Роснефти». Во-вторых, в этом году ожидается рост цен на нефть, на котором Россия также может подзаработать. С другой стороны, в 2018 году пройдут президентские выборы, поэтому сложно будет ожидать сокращения расходов перед выборами.

«Растянуть» резервы можно только путем сокращения расходов. Для этого придется отказаться от финансирования важных инвестиционных проектов, сократить расходы на оборону и безопасность, сократить финансирование социальных программ. Маловероятно, что государство согласится на это перед выборами президента России в 2018 году», – считает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова.

Помочь здесь могут цены на нефть, способные дать дополнительный доход бюджету. Существующая редакция бюджета предполагает дефицит в 2,75 трлн рублей, при этом 37% доходов бюджета – нефтегазовые. «Цена барреля нефти в рублях, заложенная при планировании бюджета, – 2700 рублей. По факту бочка нефти сейчас стоит в районе 3250 рублей, то есть на 20% больше. Если эта ситуация сохранится, то бюджетный дефицит в этом году окажется меньше запланированного. При реализации оптимистичного сценария динамики нефтяных котировок, когда дно по нефтяному рынку пройдено в январе 2016 года, темпы истощения резервов в 2017 году будут минимальными, а с 2018 года справедливо будет ожидать начала плавного восстановления госрезервов», – считает Василий Копосов из «КИТ Финанс Брокер».

«Если среднегодовая цена нефти в 2017 году останется хотя бы на сегодняшнем уровне в 54 доллара за баррель (в 2016 году среднегодовая цена составила примерно 44,8), то по итогам года бюджет сможет получить около 700–900 млрд рублей дополнительных доходов, а если среднегодовая цена нефти выйдет на уровень около 65 долларов, то госбюджет получит около 2 трлн рублей допдоходов», – посчитала Мильчакова. В бюджете на 2017 год заложены цены на нефть 40 долларов за баррель.

Плановые расходы Резервного фонда и ФНБ в 2017 году должны составить 1,8 трлн рублей. Это значит, что при цене на нефть 65 долларов за баррель Минфину вообще не потребуется тратить резервов в этом году на финансирование бюджета либо правительство сможет нарастить расходы. А при стоимости нефти 54 доллара расходы резервных фондов будут почти в два раза меньше плановых.

Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс» считает, что при цене на нефть выше 60 долларов государство теоретически должно начать вновь пополнять резервы. Хоть и небольшими темпами – не более 10 млрд долларов в год.

Однако при цене нефти ниже 60 долларов все свободные ресурсы скорее будут уходить на поддержку экономики, прежде всего социальной сферы и стратегических предприятий, считает Ващенко. «Резервный фонд создавался на случай острого кризиса, с тем чтобы можно было быстро его погасить. А он носит характер затяжного. Несмотря на формальный выход из рецессии, рост производства и потребления неустойчивый, экономика подвержена шокам. Растет дефицит региональных бюджетов и пенсионного фонда», – напоминает экономист.

При шоковом сценарии, говорит Ващенко, если цена на нефть окажется ниже 40 долларов, свободные резервы могут быть потрачены в течение полутора-двух лет, хотя государство будет стараться делать это экономно. В этом случае Россия начнет наращивать объем внешних и внутренних займов, но при увеличении долговой нагрузки выше 20% от ВВП в ход пойдут резервы.

Впрочем, пока в пессимистичный сценарий мало кто верит. Более вероятен средний уровень цен на нефть – 50 долларов за баррель. В этом случае резервные фонды не будут существенно пополняться, но и не должны существенно расходоваться.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.