Отвод техники от линии разграничения в Донбассе начался. Медленно, но верно это делают и ополченцы, и киевские силовики. Главный вопрос теперь в том, где тяжелая техника будет дислоцироваться. Об этом стороны сообщать отказались. А глава ДНР заявил, что если Киев не начнет в полной мере соблюдать минские соглашения, то ополчение вернет машины на боевые позиции.
Замкомандующего ополчением ДНР подтвердил, что ополченцы уже отвели около 400 единиц тяжелой техники. «400 – это вместе с Луганской республикой, общее количество. А сколько предстоит? Тут уже от украинской стороны во многом зависит. Потому что украинская сторона вообще еще практически ничего не отводила», – отметил он.
Тем временем наблюдатели от ОБСЕ столкнулись с новой проблемой. Они заявили, что и ополченцы, и киевские силовики отказываются раскрывать информацию о том, куда именно они отправляют тяжелые вооружения. Представители наблюдательной миссии пояснили, что в Совместном центре по контролю и координации «продолжается работа над планами по отводу вооружений», но «ни одна из сторон не готова раскрывать места предполагаемой концентрации отводимой техники», передает ТАСС.
Информацию подтвердил Александр Захарченко. «Украинские военные сегодня сделали заявление, что они не собираются предоставлять места дислокации своих подразделений, так почему должны это делать мы?» – обозначил он позицию ополчения. Как только Киев обнародует данные о дислокации своих тяжелых вооружений, ДНР сделает то же самое, но не раньше, пояснил Захарченко.
Будут тянуть время
В отличие от ополчения, представители которого давно выразили готовность отвести тяжелое вооружение от линии соприкосновения, Киев пытался тянуть время. Так, представители украинских силовых ведомств выдвигали очередное условие для отвода техники – 48 часов полного прекращения огня. В ДНР назвали это поводом отказываться выполнять минский меморандум. «Это настоящее передергивание, потому что больше двух–трех случаев открытия огня за сутки не происходит, раньше было 170–150. Фактически Украина, кто-то из солдат, может выпустить рожок в воздух, и будет считаться, что открыт огонь, поэтому не будут отводить тяжелое вооружение», – заявил спикер народного совета самопровозглашенной ДНР Андрей Пургин в эфире телеканала «Россия-24».
Непонимание высказала и российская сторона. Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал условия Киева несостоятельными. «Выдвигаются смехотворные по большому счету требования, которые полностью поддерживают точку зрения киевских властей, а они, как вы знаете, заявили, что начнут отвод тяжелых вооружений, только если сутки или двое продержится тишина без единого выстрела. Мы все прекрасно понимаем, что идеальных перемирий, идеальных режимов прекращения огня не бывает», – сказал Лавров, передает РИА «Новости».
О том, происходит отвод техники или нет, должны заявить представители миссии ОБСЕ. Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов пояснил, что у ОБСЕ есть очень четкий мандат – следить, соблюдаются процедуры, которые предусмотрены минским соглашением, или нет. Однако их присутствие при отведении вооружений никак не ускорит этот процесс.
«Естественно, в ситуации полного взаимного недоверия, которое там царит, отвод техники будет затягиваться настолько, насколько это возможно, – поясняет Лукьянов причину неуверенности сторон. – Те и другие опасаются, что в случае чего тот, кто отведет технику, окажется в худшем положении».
При этом эксперт не согласен с тем, что стороны не хотят выполнять условия минских соглашений. «Тенденция в сторону выполнения тех военных пунктов соглашения, которые были зафиксированы, понятна. Через какое-то время это начнется и с той, и с другой стороны. Но все это будет происходить медленно и неохотно», – считает Лукьянов.