14.04.2015, 20:09
ОКБ Камова: от «Курицы» до грозного «Аллигатора»
ОКБ Камова: от «Курицы» до грозного «Аллигатора»Международная военная политика
Лучшие военные вертолеты, созданные в Люберцах.

14 апреля 1953 года состоялся первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15. Это была первая серийная винтокрылая машина ОКБ Николая Ильича Камова (1902 – 1973). Впоследствии ОКБ неоднократно доказывало достоинство своей фирменной соосной схемы расположения винтов. В настоящий момент камовские машины – грозное оружие, способное решать уникальные военные задачи.


Проба пера

Советское вертолетостроение, зародившееся вскоре после Великой Отечественной войны, динамично развивалось во многом благодаря творческому соперничеству между конструкторами Михаилом Леонтьевичем Милем и Николаем Ильичом Камовым. Первым сделал пошедшую в серию в 1950 году машину Миль. Его вертолет Ми-1 был выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. Все же вертолеты Камова основаны на двухвинтовой соосной схеме. И Николаю Ильичу довольно долго пришлось доказывать ее достоинства, поскольку его первая серийная машина Ка-15 была изготовлена в количестве 354 экземпляров. А Ми-1 построили больше двух с половиной тысяч. 




Ка-15 предназначался для морской авиации как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и для обеспечения связи. Имея примерно те же летные характеристики по скорости, дальности и потолку что и Ми-1, он существенно уступал вертолету Миля в грузоподъемности. Ка-15 мог поднимать либо два гидроакустических буя, либо две глубинные бомбы. По классификации НАТО вертолет получил весьма обидное, но в чем-то справедливое название «Курица».

Ка-15 продержались на вооружении до 1963 года, после чего были переданы в гражданские организации. Но главная причина отказа военных от этой машины заключалась в повышенной аварийности. Несмотря на заявленную скорость полета, равную 160 км/ч, ее пришлось ограничить до 100 км/ч, потому что после этого рубежа лопасти двух винтов зачастую входили в соприкосновение. С этого момента задачи борьбы с подводными лодками были возложены на самолеты Ильюшина.


Заменивший «Курицу»

Вертолеты Камова вернулись в ВМФ в середине 60-х годов. На сей раз ОКБ выдало отличную машину Ка-25, которая моряков полностью устраивала. Было построено около 500 вертолетов 18-и модификаций. В основном «двадцать пятые» использовались для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок противника. Для чего в боекомплект включались глубинные бомбы и торпеды. Несколько вертолетов были носителями атомных глубинных бомб. 




Конструкторы ОКБ Камова существенно повысили надежность машины. И она стала полностью безопасной во всех полетных режимах. Были установлены два мощных газотурбинных двигателя по 900 л.с. каждый. А впоследствии мощность увеличили до 1000 л.с. Это позволило повысить и скорость полета, и полезную нагрузку. К-25 был способен брать на борт 1100 кг торпедно-бомбового оружия. Обычные глубинные бомбы и торпеды могли поразить лодку на глубине до 300 метров при скорости до 25 узлов.

К-25 базировались на авианесущих крейсерах и охватывали необходимую для обороны часть акватории.

Среди модификаций этой машины были и летающие РЛС, обеспечивавшие обнаружение воздушных и надводных целей, недоступных для береговых и корабельных станций. Они играли роль целеуказателей.

ЛТХ Ка-25

Экипаж – 2 человека
Количество пассажиров – 12 человек

Максимальная взлетная масса - 7140 кг
Максимальная скорость – 220 км/ч
Практическая дальность – 450 км
Практический потолок – 4000 м
Боевая нагрузка – 1100 кг бомб и торпед.


Истребитель субмарин

На смену Ка-25 в ВМФ в 1981 году пришел Ка-27, который в настоящий момент является единственным российским противолодочным вертолетом. Его боевые характеристики актуальны и поныне, в связи с чем ВМФ недавно заказал производство еще четыре этих машины в дополнение к 87-и эксплуатирующимся. Вполне понятно, что авионика Ка-27 периодически обновляется.

Вертолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, долго доводили до ума. Машина получилась прекрасная, ее боевая эффективность выше, чем у Ка-25, в 3-5 раз. Пара Ка-27 полностью контролируют морское пространство площадью 2000 кв.км. 




Различные модификации Ка-27 решают те же самые задачи, что и Ка-25, но более эффективно. А новая модификация Ка-27М, до которой намереваются подтянуть в приборном отношении уже имеющиеся машины, обладает самым современным оборудованием. Есть даже бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой, чем могут похвастаться лишь наши новейшие истребители.

ЛТХ Ка-27

Экипаж – 3 человека

Максимальная взлетная масса – 12000 кг
Максимальная скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 900 км
Практический потолок – 5000 м
Боевая нагрузка – 2000 кг.

В боекомплект входят как глубинные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды «Орлан» и «Ястреб», поражающие цели на глубине до 600 м.


«Черная акула» и «Аллигатор»

На следующий год после принятия на вооружение Ка-27 совершил первый полет следующий камовский шедевр – Ка-50 «Черная акула». Это был уже ударный вертолет, предназначенный для уничтожения на поле боя живой силы, бронированной техники и инженерных сооружений. На вооружение он был принят в 1995 году. И сразу же принял участие в боевых операциях в Чечне.

В Ка-50 использован целый ряд новшеств, которых прежде не было в отечественном вертолетостроении. За счет широкого использования композитных материалов вес машины был снижен на 25%, а также повысилась живучесть и надежность. Конструкторы обеспечили высокую технологичность производства, что сократило сроки выхода готовых машин почти в 2 раза. Для защиты пилота было использовано бронированное остекление кабины. Впервые в вертолете применили катапультирование. Для улучшения аэродинамики разработали убирающиеся шасси.

Вертолет оборудован мощной системой прицеливания по лазерному лучу и телеканалу. Имеется нашлемная система целеуказания, отслеживающая повороты головы пилота. Все это завязано в единое целое в системе управления оружием.

Получился прекрасный ударный вертолет. Но по причине разразившегося дефолта и прочих финансово-организационных неурядиц было построено лишь 15 машин.

Однако приобретенный при создании Ка-50 опыт не канул в небытие. ОКБ Камова в условиях скудного финансирования построило на его базе вертолет с новыми качествами – Ка-52 «Аллигатор» (на главном фото). Ка-52 можно использовать и как ударный, и как командный. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.

Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.

Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К.

Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.

Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР». Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

ЛТХ Ка-52

Экипаж – 2 человека

Максимальная взлетная масса – 11300 кг
Масса боевой нагрузки – 2800 кг
Максимальная скорость – 350 км/ч
Крейсерская скорость – 250 км/ч
Дальность – 520 км
Динамический потолок – 5500 м

Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

Ракетное вооружение:

- противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950-мм

- неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.

- 4 управляемые ракеты «Игла-В».


Вертолет-невидимка

Предположительно в 2016 году начнется серийное производство камовской новинки – многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Он будет использоваться в качестве транспортной машины, предназначенной для десантирования и для заброски оружия и боеприпасов в зоны боевых действий. В соответствии с поставленными задачами при создании «Касатки» были внедрены элементы стелс-технологии. Существенно снижена и радиолокационная, и визуальная, и тепловая его видимость. А также к минимуму сведены шумы от двигателя и вращающегося винта. 




Кстати, в этом вертолете конструкторы отступились от своей «фирменной схемы», использовав один несущий и один хвостовой рулевой винты.

Важнейшее внимание при конструировании было обращено на боевую живучесть вертолета. Тут были применены практически все имеющиеся на нынешний момент приемы и принципы. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти, изготовленные из композитных материалов, продолжают нормально работать при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги управления и валы трансмиссии выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Более 60% элементов конструкции по массе изготовлены из композитных материалов, которые более стойки при полученных в бою повреждениях. При пробоях топливных баков они затягиваются пенополиуретаном, что предотвращает пожары и взрывы на борту вертолета.

Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении вертолета с небольшой высоты.

ЛТХ Ка-60 «Касатка»

Экипаж – 2 человека

Максимальная взлетная масса – 6500 кг
Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 700 км
Динамический потолок – 5150 м

Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2500 кг на внешней подвеске.

Категория: Мировой ВПК | 2873

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

С-400 прокачают «Хунци»Международная военная политика
Мировой ВПК  15.04.2015
Российская зенитная ракетная система С-400 может помочь Китаю довести свои перспективные разработки до уровня американских ЗРС. Этот тезис сейчас активно муссируется в китайской блогосфере. Напомним, 13 апреля генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин подтвердил, что Китай стал первым зарубежным покупателем ЗРС С-400 «Триумф». Еще в ноябре прошлого года представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству опровергали сведения о заключении контракта на поставку в КНР четырех дивизионов С-400.
Танки "Меркава" в степях УкраиныМеждународная военная политика
Геополитика  15.04.2015
Иран получит российские зенитно-ракетные системы С-300 уже в этом году, заявил 15 апреля министр обороны страны Хоссейн Дехкан перед вылетом в Москву. Как передает агентство IRNA со ссылкой на министра, соответствующий контракт на поставку вооружения из РФ в Иран будет подписан Дехканом во время трехдневного визита в российскую столицу.
США проиграют в ядерной войнеМеждународная военная политика
Геополитика  15.04.2015
В случае ядерной войны ответный удар России приведет к полному уничтожению США. К такому выводу пришел редактор портала Europesolidaire Жан-Поль Бакиаст в своем блоге Mediapart. Француз решил сравнить последствия ядерной войны для РФ и США не из праздного любопытства. Он заметил, что в американских СМИ все чаще упоминается идея превентивного удара по России, причем эти размышления начинают выходить из гипотетической плоскости во вполне реальную.
Обама и Конгресс разыгрывают ядерную карту Ирана в своих интересахМеждународная военная политика
Геополитика  15.04.2015
Барак Обама больше не сможет самостоятельно принимать решение по ядерной сделке с Ираном. Конгресс США на законодательном уровне получит возможность контролировать ядерное досье. В Иране не удивляются «разыгрыванию ядерной карты» в США: Тегеран понимает, что это элемент американской внутриполитической игры. К тому же Обама, несмотря на кажущийся провал, пошел на компромисс
Россия возвращается в Восточное СредиземноморьеМеждународная военная политика
Геополитика  15.04.2015
Несмотря на усилия Запада по изоляции России, в последнее время нашей стране удалось существенно укрепить свои позиции в странах Восточного Средиземноморья. Этот регион распахнул перед Россией широкое «окно возможностей». Но обо всём по порядку. Вхождение Крыма в состав России серьёзно усилило средиземноморский вектор её политики. В первую очередь это объясняется возвращением Севастополя и других крымских объектов военной инфраструктуры в полное распоряжение Черноморского флота.