30.12.2014, 00:49
О чем мечтает Петр Порошенко?
О чем мечтает Петр Порошенко?Международная военная политика
29 декабря украинский президент Петр Порошенко провел очередную пресс-конференцию. Его ответы дали понять, что власти Украины не имеют понятия как выводить страну из кризиса.

Безусловно, сам президент говорит о победах - нынешних и будущих. Так, Петр Порошенко анонсировал встречу в Нормандском формате, которая пройдет 15 января в Астане. По его словам, на этой встрече Россия, Украина, Франция и Германия обсудят меры по урегулированию ситуации на Донбассе.

У некоторых политологов сразу же возникло искушение заявить о дипломатической победе Петра Порошенко. Как известно, украинский президент давно хотел заменить минский формат (где сторонами конфликта были как Украина, так и ЛНР с ДНР, а Россия выступала как посредник) на Нормандский, где сторонами конфликта являются как раз Россия и Украина. Порошенко продолжает отрицать наличие серьезнейших внутренних предпосылок украинской гражданской войны, и уверяет, что «этот конфликт был привнесен в Украину извне... Как только иностранные войска будут выведены - никакого конфликта не будет, его нет, он надуманный». Кроме того, позиционирование России как стороны конфликта позволяет ему говорить о оборонительной, а не о гражданской войне. Неудивительно, что Россия всячески препятствовала замене минского формата на нормандский.

Однако нынешнее заявление Порошенко пока не стоит рассматривать как реализацию такой замены. И даже не потому, что сами европейцы (по крайней мере представители немецкого правительства) отказываются подтверждать слова президента о саммите 15 января. По всей видимости, речь идет не о замене, а о двух параллельных процессах. Политологи уже давно говорили о том, что Казахстан станет посредником на переговорах и предоставит для их ведения площадку. Однако речь шла не о российско-украинских, а российско-европейских переговорах (стоит вспомнить хотя бы визит Франсуа Олланда в Астану, после которого он заглянул в Россию и переговорил с Путиным). И на них будет обсуждаться не гражданская война на Донбассе (решения по которой, как и говорит Москва, должны приниматься при хотя бы формальном участии ДНР и ЛНР), а российско-европейские отношения. Сейчас, когда ситуация на Донбассе относительно стабилизировать, России и ЕС пора садиться за стол переговоров и решать, а) как выходить из кризиса в двусторонних отношениях и б) как не допустить коллапса Украины. Понятно, что на такого рода переговорах представители ЛНР и ДНР не нужны. Как, в общем-то, не нужно и украинское руководство, однако ради приличия Порошенко обязаны были пригласить. При этом степень его реального участия в них под вопросом - как известно, на одних таких переговорах между Россией и Западом украинский министр иностранных дел просто сидел в сторонке, ожидая, пока взрослые договорятся. Не исключено, что какое-то время почитать книжку на них придется и Петру Порошенко.

Что касается внутренней политики, то и тут заявления президента несколько контрастировали с действительностью. Так, с одной стороны Петр Порошенко говорит, что в 2014 году украинские власти создали «одну из самых боеспособных армий на континенте». Причем речь идет не об армии Новороссии, созданной с нуля и еще до активной российской помощи активно отжимавшей у украинских военных боевую технику, а именно об украинской. Которая, напомни, живет на подачки волонтеров, не хочет воевать и давно бы оставила Донбасс если бы не получала помощи со стороны добровольческих батальонов - частных армий националистических организаций и ряда олигархов. И при этом Порошенко сам себе противоречит, утверждая, что «сил для наступления на Донбассе у нас на данный момент нет».

Порошенко действительно не может наступать. Но не столько потому, что у его одной из лучших армии на континенте не хватает сил, и тем более не потому, что он «видит лишь мирный способ решения конфликта на Донбассе». Умеренность Порошенко связана с тем, что наступать ему запрещают зарубежные кураторы.

Дело в том, что сейчас западные лидеры не столько хотят наказать Путина, сколько боятся его. Они не хотят довести конфликт до критической точки, после которой Москва будет вести себя в рамках конфронтационной модели «холодной войны» (в частности, признает ДНР и ЛНР а также, возможно, пойдет на Киев). Несмотря на то, что в этой холодной войне Россия проиграет, Запад проиграет вместе с ней. Именно поэтому Брюссель и Вашингтон действуют крайне осторожно, пытаясь нащупать выставленные Москвой «красные линии» и не пересекать их. Одну из них они уже нащупали - это блицкриг украинской армии, а точнее возможная попытка его устроить.

Подобный настрой Запада открывает для Москвы ряд возможностей - ведь ирония в том, что США и Европа не могут определить остальные линии. Однако в этой ситуации России как никогда важно сохранять выдержку и не делать лишних шагов и громких заявлений (наподобие предложения Франца Клинцевича официально поставлять оружие ДНР и ЛНР в случае, если Обама решит передать американскую технику украинскому правительству - то есть указание на эти поставки как на «красную линию»). Если Россия назовет «красной линией» незначительное возможное действие, а тем более то, которое обязательно будет совершено (Обама наверняка отправит какое-то вооружение Киеву), а после совершения его не отреагирует, то уровень страха у западных лидеров серьезно снизится. Они могут посчитать, что Путин блефует, и чувствовать себя более свободно в мерах по наказанию России. На радость Петру Порошенко, который понимает, что вернуть контроль над Донбассом и тем более вернуть Крым он может лишь через глобальный российско-европейский конфликт.

Пока же Порошенко рассматривает Крым как один немногих имеющихся у Украины инструментов давления на Россию. Киев пользуется тем, что полуостров отрезан от остальной российской территории и фактически устроил ему режим блокады. В частности, прервал железнодорожное сообщение с Крымом а также регулярно прекращает доступ полуострова к украинской энергетической сети (понятно, что на Украине идут веерные отключения, однако крымские энергетики просят хотя бы предупреждать о сроках отключений). При этом сам Петр Порошенко уверяет, что никакой блокады Крыма нет «Есть меры, которые обеспечивают защиту Украины от диверсионных групп», - пояснил украинский президент.

Очевидно, что сроки действия «мер по защите Украины от диверсионных групп» будут продолжаться до тех пор, пока Россия не наладит инфраструктурную связь полуострова с Ростовской областью и Краснодарским краем. В частности, не решит (хотя бы временно) проблему транспортного сообщения морем, водную проблему а также не присоединит полуостров к собственной энергосети. После реализации этих программ, строительства Южного Потока через Турцию и достижения российско-европейских договоренностей о нормализации ситуации украинскому президенту, возможно, придется делать куда как более реалистичные предновогодние пресс-конференции.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).