01.10.2015, 13:00
Нужны ли гидросамолеты военным?
Нужны ли гидросамолеты военным?Международная военная политика
1 октября 1934 года в Таганроге было создано ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев. Более 60 лет таганрогское ЦКБ выпускало для ВМФ уникальные гидросамолеты, многие из которых были лучшими в мире для своего класса и времени.

Но в новом веке из-за изменения стратегии военно-морской авиации гидросамолеты военным практически не нужны. ТАНТК имени Бериева переориентировался на выпуск гражданских машин. Однако в ряде стран летающие амфибии по-прежнему пользуются спросом при решении задач обороны.


Корабельный разведчик

В конце 30-х годов ВМФ СССР выдал КБ Бериева ТЗ на разработку корабельного разведчика, который мог бы не только базироваться на прибрежных аэродромах, взлетать и садиться на воду, но и запускаться с тяжелых кораблей при помощи катапульты. Помимо разведывательных задач на новую машину возлагали функцию противолодочного самолета, способного уничтожать неприятельские субмарины. Машина получила название Бе-4.

Самолет был разработан в рекордно короткий срок. Уже в 1941 году началось его серийное производство. Конструкторам удалось создать машину небольших размеров (длина 10 м, размах крыльев — 12 м), оснащенную 1100-сильным двигателем, обладающую рекордными показателями для данного класса самолетов. Он развивал скорость в 360 км/ч и имел дальность 1150 км. Стрелковое вооружение было представлено 2 пулеметами. На 4 подвесах размещались 4 бомбы: как фугасные, так и противолодочные.

Главной задачей, которая возлагалась на Бе-4, являлась защита крейсеров, на которых они базировались. Уникальность этой машины состояла в том, что она была единственным гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны.


Самый быстрый

В 1956 совершил дебютный полет первый в мире реактивный гидросамолет Бе-10, на котором были установлены 12 мировых рекордов. И, в частности, не побитый до сих пор рекорд скорости для гидросамолетов, равный 912 км/ч. 




Бе-10 разрабатывался как многоцелевая летающая лодка, которая осуществляет дальнюю разведку в открытом море, выполняет высотное торпедометание и бомбометание по кораблям и подводным лодкам противника, а также устанавливает минные заграждения. Рассматривался также вариант оснащения Бе-10 глубинной ядерной бомбой, который, впрочем, был отклонен.

В 1957 году самолет поступил в серийное производство. Было изготовлено 27 машин, которые поступили на вооружение Черноморского флота. Выведен из эксплуатации в 1968 году.

ЛТХ Бе-10

Длина — 33 м
Высота — 11 м
Угол стреловидности крыла — 35 град.

Масса пустого — 24100 кг
Максимальная взлетная масса — 48500 кг
Тяга двигателей — 2×7500 кгс

Максимальная скорость — 880 км/ч
Практическая дальность — 3000 км
Практический потолок — 12500 м

Экипаж — 3 человека

Вооружение — четыре 23-мм пушки
Боевая нагрузка — 3300 кг, торпеды, бомбы.


Старослужащий, нереализованный и «демобилизованный»

Вскоре после Бе-10 появился противолодочный Бе-12 «Чайка», принятый на вооружение ВМФ в 1965 году. Эта летающая лодка стала самым крупносерийным изделием ЦКБ (143 машины). Бе-12, несмотря на свой солидный возраст, продолжает и сегодня эксплуатироваться в ВМФ. Но уже в качестве аварийно-спасательного самолета. Борьба с лодками возложена на Ил-38Н. Совсем скоро остающиеся пока в строю Бе-12 спишут.

Однако это вовсе не означает, что, начиная с 70-х годов, бериевцы ничего нового не выпускали. К наиболее уникальным разработкам ЦКБ относится многоцелевой реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» — самый крупный в мире в своем классе.

При максимальном взлетном весе в 90 тонн А-40 способен нести 10 тонн полезной нагрузки, к которой относятся бомбы, ракеты и торпеды. Развивает скорость в 800 км/ч, имеет дальность в 4000 км и потолок в 13 тыс. метров.

Были изготовлены два опытных образца самолета. Первые полеты А-40 начались летом 1987 года. Эта уникальная машина установила 143 мировых рекорда. Неоднократно экспонировалась на крупнейших авиационных салонах, становясь сенсацией. Намерения о приобретении А-40 в начале 90-х годов высказывали Китай, Сингапур, Индия. Представители ВМФ Великобритании вели переговоры о замене своих патрульных противолодочных гидросамолетов на А-40. Однако проект из-за отсутствия финансирования был заморожен. В 1995 году ВМФ РФ уведомили Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева о том, что более не нуждается в самолетах такого класса. 


    


Используя технологии, заложенные в А-40, бериевцы выпустили амфибию попроще, предназначенную для различных гражданских служб, прежде всего для МЧС. Речь идет о Бе-200, принятый в эксплуатацию в 2003 году.

Это многоцелевой самолет, предназначенный для тушения пожаров, проведения поисково-спасательных операций, мониторинга акваторий, перевозки пассажиров и грузов. Военные задачи на него не возлагаются. Однако ВМС России заказал у ТАНТК им. Бериева 6 таких самолетов — 2 многоцелевой модификации и 4 поисково-спасательной.


Зарубежная ситуация

В ряде стран мира военно-морская авиация продолжает активно использовать самолеты-амфибии. И не только для проведения поисково-спасательных операций, но и в качестве боевых машин.

Пожалуй, наиболее преуспели в разработке гидросамолетов японцы. Что связано с тем, что они обитают на островах. Последняя и наиболее совершенная разработка компании ShinMaywa — многоцелевой самолет-амфибия US-2, начавший поступать в ВМС Японии в 2007 году. Самолет может использоваться и как поисково-спасательный, и как патрульный, и как разведчик, и как противолодочный. Его самое главное достоинство — не только большая полезная нагрузка, но и способность взлетать и садиться на воду при 5-балльном волнении. На такое не способен ни один гидросамолет мира.

US-2 обладает прекрасными экспортными возможностями. ВМС Индии, устроив тендер, в котором принимали участие канадская компания Bombardier, российский ТАНТК им. Бериева, представивший Бе-200, и американо-немецкий консорциум Dornier, отдали предпочтение японскому самолету ShinMaywa US-2. 




Но если японцы всерьез конкурировали с нашим Бе-200, то участие в тендере Bombardier CL-415 и Seastar CD2 консорциума Dornier выглядело весьма странно.

Сейчас в мировые лидеры производителей гидросамолетов рвется Китай. В середине следующего года намечено начало испытаний самой большой и мощной в мире летающей лодки - Jiaolong AG600.

ЛТХ Бе-200, ShinMaywa US-2, Bombardier CL-415, Seastar CD2 и Jiaolong AG600

Экипаж: 2 — 11 — 2 — 2 — н/д
Длина: 32 м — 33,3 м — 19,8 м — 12, 46 м — н/д
Размах крыла: 32,78 м — 33,2 м — 28,6 м — 15,5 м — 40 м

Масса пустого: 28000 кг — 25630 кг — 12880 кг — 2400 кг — н/д
Максимальная взлетная масса: 42000 кг — 47700 кг — 19900 кг — 4200 кг — 60000 кг
Масса полезной нагрузки: 8000 кг — н/д — н/д — н/д — 12000 кг

Тяга (мощность) двигателей: 2×7500 кгс — 4×4590 л.с. — 2×2380 л.с. — 2×650 л.с. — н/д

Максимальная скорость: 700 км/ч — 560 км/ч — 360 км/ч — н/д — н/д
Крейсерская скорость: 610 км/ч — 480 км/ч — 333 км/ч — 341 км/ч — 480 км/ч
Практическая дальность: 3100 км — 4500 км — 2440 км — 1850 км — 5500 км
Практический потолок: 8000 м — 6000 м — 4500 м — 8530 м — н/д.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.