01.10.2015, 13:00
Нужны ли гидросамолеты военным?
Нужны ли гидросамолеты военным?Международная военная политика
1 октября 1934 года в Таганроге было создано ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев. Более 60 лет таганрогское ЦКБ выпускало для ВМФ уникальные гидросамолеты, многие из которых были лучшими в мире для своего класса и времени.

Но в новом веке из-за изменения стратегии военно-морской авиации гидросамолеты военным практически не нужны. ТАНТК имени Бериева переориентировался на выпуск гражданских машин. Однако в ряде стран летающие амфибии по-прежнему пользуются спросом при решении задач обороны.


Корабельный разведчик

В конце 30-х годов ВМФ СССР выдал КБ Бериева ТЗ на разработку корабельного разведчика, который мог бы не только базироваться на прибрежных аэродромах, взлетать и садиться на воду, но и запускаться с тяжелых кораблей при помощи катапульты. Помимо разведывательных задач на новую машину возлагали функцию противолодочного самолета, способного уничтожать неприятельские субмарины. Машина получила название Бе-4.

Самолет был разработан в рекордно короткий срок. Уже в 1941 году началось его серийное производство. Конструкторам удалось создать машину небольших размеров (длина 10 м, размах крыльев — 12 м), оснащенную 1100-сильным двигателем, обладающую рекордными показателями для данного класса самолетов. Он развивал скорость в 360 км/ч и имел дальность 1150 км. Стрелковое вооружение было представлено 2 пулеметами. На 4 подвесах размещались 4 бомбы: как фугасные, так и противолодочные.

Главной задачей, которая возлагалась на Бе-4, являлась защита крейсеров, на которых они базировались. Уникальность этой машины состояла в том, что она была единственным гидросамолетом, серийно выпускавшимся в годы войны.


Самый быстрый

В 1956 совершил дебютный полет первый в мире реактивный гидросамолет Бе-10, на котором были установлены 12 мировых рекордов. И, в частности, не побитый до сих пор рекорд скорости для гидросамолетов, равный 912 км/ч. 




Бе-10 разрабатывался как многоцелевая летающая лодка, которая осуществляет дальнюю разведку в открытом море, выполняет высотное торпедометание и бомбометание по кораблям и подводным лодкам противника, а также устанавливает минные заграждения. Рассматривался также вариант оснащения Бе-10 глубинной ядерной бомбой, который, впрочем, был отклонен.

В 1957 году самолет поступил в серийное производство. Было изготовлено 27 машин, которые поступили на вооружение Черноморского флота. Выведен из эксплуатации в 1968 году.

ЛТХ Бе-10

Длина — 33 м
Высота — 11 м
Угол стреловидности крыла — 35 град.

Масса пустого — 24100 кг
Максимальная взлетная масса — 48500 кг
Тяга двигателей — 2×7500 кгс

Максимальная скорость — 880 км/ч
Практическая дальность — 3000 км
Практический потолок — 12500 м

Экипаж — 3 человека

Вооружение — четыре 23-мм пушки
Боевая нагрузка — 3300 кг, торпеды, бомбы.


Старослужащий, нереализованный и «демобилизованный»

Вскоре после Бе-10 появился противолодочный Бе-12 «Чайка», принятый на вооружение ВМФ в 1965 году. Эта летающая лодка стала самым крупносерийным изделием ЦКБ (143 машины). Бе-12, несмотря на свой солидный возраст, продолжает и сегодня эксплуатироваться в ВМФ. Но уже в качестве аварийно-спасательного самолета. Борьба с лодками возложена на Ил-38Н. Совсем скоро остающиеся пока в строю Бе-12 спишут.

Однако это вовсе не означает, что, начиная с 70-х годов, бериевцы ничего нового не выпускали. К наиболее уникальным разработкам ЦКБ относится многоцелевой реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» — самый крупный в мире в своем классе.

При максимальном взлетном весе в 90 тонн А-40 способен нести 10 тонн полезной нагрузки, к которой относятся бомбы, ракеты и торпеды. Развивает скорость в 800 км/ч, имеет дальность в 4000 км и потолок в 13 тыс. метров.

Были изготовлены два опытных образца самолета. Первые полеты А-40 начались летом 1987 года. Эта уникальная машина установила 143 мировых рекорда. Неоднократно экспонировалась на крупнейших авиационных салонах, становясь сенсацией. Намерения о приобретении А-40 в начале 90-х годов высказывали Китай, Сингапур, Индия. Представители ВМФ Великобритании вели переговоры о замене своих патрульных противолодочных гидросамолетов на А-40. Однако проект из-за отсутствия финансирования был заморожен. В 1995 году ВМФ РФ уведомили Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева о том, что более не нуждается в самолетах такого класса. 


    


Используя технологии, заложенные в А-40, бериевцы выпустили амфибию попроще, предназначенную для различных гражданских служб, прежде всего для МЧС. Речь идет о Бе-200, принятый в эксплуатацию в 2003 году.

Это многоцелевой самолет, предназначенный для тушения пожаров, проведения поисково-спасательных операций, мониторинга акваторий, перевозки пассажиров и грузов. Военные задачи на него не возлагаются. Однако ВМС России заказал у ТАНТК им. Бериева 6 таких самолетов — 2 многоцелевой модификации и 4 поисково-спасательной.


Зарубежная ситуация

В ряде стран мира военно-морская авиация продолжает активно использовать самолеты-амфибии. И не только для проведения поисково-спасательных операций, но и в качестве боевых машин.

Пожалуй, наиболее преуспели в разработке гидросамолетов японцы. Что связано с тем, что они обитают на островах. Последняя и наиболее совершенная разработка компании ShinMaywa — многоцелевой самолет-амфибия US-2, начавший поступать в ВМС Японии в 2007 году. Самолет может использоваться и как поисково-спасательный, и как патрульный, и как разведчик, и как противолодочный. Его самое главное достоинство — не только большая полезная нагрузка, но и способность взлетать и садиться на воду при 5-балльном волнении. На такое не способен ни один гидросамолет мира.

US-2 обладает прекрасными экспортными возможностями. ВМС Индии, устроив тендер, в котором принимали участие канадская компания Bombardier, российский ТАНТК им. Бериева, представивший Бе-200, и американо-немецкий консорциум Dornier, отдали предпочтение японскому самолету ShinMaywa US-2. 




Но если японцы всерьез конкурировали с нашим Бе-200, то участие в тендере Bombardier CL-415 и Seastar CD2 консорциума Dornier выглядело весьма странно.

Сейчас в мировые лидеры производителей гидросамолетов рвется Китай. В середине следующего года намечено начало испытаний самой большой и мощной в мире летающей лодки - Jiaolong AG600.

ЛТХ Бе-200, ShinMaywa US-2, Bombardier CL-415, Seastar CD2 и Jiaolong AG600

Экипаж: 2 — 11 — 2 — 2 — н/д
Длина: 32 м — 33,3 м — 19,8 м — 12, 46 м — н/д
Размах крыла: 32,78 м — 33,2 м — 28,6 м — 15,5 м — 40 м

Масса пустого: 28000 кг — 25630 кг — 12880 кг — 2400 кг — н/д
Максимальная взлетная масса: 42000 кг — 47700 кг — 19900 кг — 4200 кг — 60000 кг
Масса полезной нагрузки: 8000 кг — н/д — н/д — н/д — 12000 кг

Тяга (мощность) двигателей: 2×7500 кгс — 4×4590 л.с. — 2×2380 л.с. — 2×650 л.с. — н/д

Максимальная скорость: 700 км/ч — 560 км/ч — 360 км/ч — н/д — н/д
Крейсерская скорость: 610 км/ч — 480 км/ч — 333 км/ч — 341 км/ч — 480 км/ч
Практическая дальность: 3100 км — 4500 км — 2440 км — 1850 км — 5500 км
Практический потолок: 8000 м — 6000 м — 4500 м — 8530 м — н/д.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.