14.05.2015, 15:25
Новый кошмар США: Индо-Китай плюс Россия
Новый кошмар США: Индо-Китай плюс РоссияМеждународная военная политика
Треугольник Пекин-Дели-Москва становится геополитической реальностью.

В четверг, 14 мая, премьер Индии Нарендра Моди отправился в Китай на переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе трехдневного визита Моди намерен добиться перелома в отношениях с Поднебесной, чему до сих пор мешали взаимные территориальные претензии. И, судя по косвенным признакам, визит может кардинально изменить ситуацию в отношениях Дели и Пекина.

Судите сами. Программа пребывания в Китае составлена так, чтобы принять Моди по высшему разряду. Саммит пройдет в Сиане – родном городе Си Цзиньпина, что можно расценивать, как знак открытости. Потом индийский премьер отправится в Пекин на встречу с премьером КНР Ли Кэцяном. А завершится визит в Шанхае, где индийская делегация проведет переговоры с представителями китайских деловых кругов.

«Я давно с нетерпением ждал поездки в Китай. XXI век принадлежит Азии. Надеюсь, что мой визит не только укрепит китайско-индийскую дружбу, но и станет новой вехой в отношениях развивающихся стран Азии и всего мира»,– заявил Моди накануне турне.

Для России сближение Индии и Китая – тоже вопрос архиважный. Давняя идея стратегического треугольника Россия–Китай–Индия до последнего времени выглядела не слишком жизнеспособной: китайско-индийские противоречия казались неразрешимыми. Сейчас главное препятствие для экономической интеграции в Евразии будет, видимо, устранено. Это значит, что перед Москвой открываются новые перспективы на Востоке.

Весьма симптоматично, что менее чем за сутки до визита в КНР состоялся телефонный разговор индийского премьера с президентом РФ Владимиром Путиным. Как сообщила пресс-служба Кремля, Моди подтвердил свое участие в предстоящих в июле саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, а также обсудил с российским лидером вопросы расширения российско-индийского привилегированного стратегического партнерства. А за считанные дни до этого Путин принимал в Москве председателя КНР Си Цзиньпина: по итогам саммита было подписано более 30 соглашений.

Словом, геополитическая ситуация в мире кардинально меняется. Что означает для России сближение двух ведущих экономик Азии?

– Идею треугольника Россия–Китай–Индия выдвигал еще Евгений Примаков в конце 1990-х, – напоминает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. – Но тогда считалось, что Россия будет играть в «треугольнике» ведущую роль. Сейчас очевидно, что ведущую роль играет Китай, и это меняет общую ситуацию.

Нужно понимать: укрепление «треугольника» происходит под зонтиком китайской концепции нового «Великого шелкового пути». Другими словами, КНР объединяет страны на основе взаимного интереса, прежде всего, экономического.

Какие конкретно проекты могли бы объединить Индию, Китай и Россию?

- Прежде всего, это переход на расчеты в единой валюте. Понятно, такая валюта возникнет не завтра – в лучшем случае, через 5-6 лет, но это очень привлекательный проект. Кроме того, наши три страны могут ввести преференции во взаимной торговле и при создании совместных предприятий. Наверняка мы может развивать общую сеть авиационных и железнодорожных перевозок.

По сути, сегодня Китай формирует новую политическую реальность, именно Пекин является и модератором этой реальности. Но на этом пути многое зависит от того, как Китай сумеет нормализовать отношения с Индией. Сделать это не просто, учитывая территориальные претензии сторон, и вызванное этим некоторое взаимное отторжение, которое проявлялось в ходе прежних индийско-китайских переговоров.

— Вы считаете, Пекину это удастся?

– Полагаю, в ходе визита Моди как раз будет заключено соглашение, которое заморозит территориальные споры. Думаю, Китай сделает и встречные экономические шаги – предоставит Индии кредиты на развитие промышленности.

Надо сказать, сегодня Индия является естественным конкурентом Китая по себестоимости продукции. Возможно, КНР переместит на индийскую территорию часть своих предприятий. Плюс, в ближайшее время начнется строительство на китайские инвестиции дорог – и железнодорожных, и автомобильных – на севере Индии.

По сути, в рамках концепции «Великий шелковый путь» Пекин надеется получить под контроль огромную территорию – от Юго-Восточной Азии до Закавказья. Замечу: эта концепция подразумевает экономическую интеграцию, финансовое и политическое взаимодействие, общую логистику и инфраструктуру.

Пока эта концепция охватывает внутреннюю часть Китая, плюс близлежащие страны – Центрально-Азиатские республики и ряд стран Юго-Восточной Азии. Россия пока не присоединилась к концепции, но заявила, что готова на взаимодействие в рамках двух союзов – «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.

— Можно ли сказать, что при таком раскладе России особенно выгоден поворот на Восток?

– На сегодня Россия является крупнейшей страной, которая поддерживает политику «расширения» Китая. С одной стороны, это усиливает наши политические и экономические позиции. С другой – закладывает на будущее ряд рисков и конфликтов, которые можно будет решить только в случае, если Россия сумеет в равной степени взаимодействовать и с Западом, и с Востоком…

– Между Пекином и Дели имеются территориальные проблемы после китайско-индийской пограничной войны 1962 года, которая завершилась поражением Индии, – отмечает замдиректора Института Дальнего Востока РАН, член Европейской ассоциации китаеведов Андрей Островский. – В результате, Индия сейчас занимает часть китайской территории – штат Аруначал-Прадеш, а Китай – часть индийской территории на плато Аксай Чин. Пока территориальные проблемы не будут решены, добиться нормальных отношений между странами достаточно непросто.

Однако такие вопросы можно решать постепенно, путем переговоров. Возьмем, к примеру, российско-китайские отношения. Когда в 1964 году Мао Цзэдун впервые поставил вопрос о судьбе 1,5 миллиона квадратных километров, которые забрала царская Россия у Китая, этот вопрос был весьма далек от решения. Но уже в 2004 году – через 40 лет – была проведена демаркация российско-китайской границы. Этот говорит о том, что при наличии доброй воли страны вполне могут решать пограничные вопросы. Как только будут урегулированы территориальные споры между Китаем и Индией, сразу же будут решены и все вопросы политические.

Надо сказать, проблема урегулирования давно назрела, поскольку экономические связи между Индией и Китаем развиваются достаточно быстро. Объем индийско-китайской внешней торговли уже сопоставим с российско-китайским объемом внешней торговли – около 100 млрд долларов. Что важно – проблемы Индии и Китая можно будет решать не только в формате БРИКС, но и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой весомую роль играет Россия.

Как известно, Дели подал заявку на принятие в ряды стран-членов ШОС. И вполне возможно, что на саммите ШОС в Уфе, в июле 2015 года, заявка Индии будет удовлетворена.

— В чем заключается взаимный экономический интерес Индии и Китая?

– Интерес представляют рынки обеих стран – они огромны. По сути, едва ли не вся избыточная продукция, которая производится в Китае, может быть реализована на территории Индии, и наоборот. Причем, имеются продукты и услуги, которые производятся только в Индии или только в Китае. В Индии это, прежде всего, информационные услуги – программное обеспечение. А Китай способен построить в Индии сеть высокоскоростных железных дорог.

— Как выглядит место России в этих двух экономиках?

– Наше место в экономике Китая четко вырисовывается из 32 соглашений, подписанных в ходе майского визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Как следует из этих документов, Китай будет инвестировать в наши программы развития инфраструктуры. Помимо высокоскоростной железной дороги Москва-Пекин, которая должна быть построена в 2023 году, речь идет об инфраструктурных проектах на территории Азии: строительстве железной дороги по маршруту Кызыл-Курагино и дальневосточного морского порта. Плюс Китай предоставляет России кредитные линии. Мы же, со своей стороны, будет поставлять в Поднебесную газ по западному маршруту, и самолеты Sukhoi Superjet 100.

Российский газ интересен и Индии: территория у нее большая, энергоресурсов не хватает. Да, имеются и проблемы в организации поставок – например, сложный рельеф местности. Но, как показывает китайский опыт строительства высокоскоростной железной дороги на Тибет – это вполне преодолимые сложности…

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).