14.05.2015, 15:25
Новый кошмар США: Индо-Китай плюс Россия
Новый кошмар США: Индо-Китай плюс РоссияМеждународная военная политика
Треугольник Пекин-Дели-Москва становится геополитической реальностью.

В четверг, 14 мая, премьер Индии Нарендра Моди отправился в Китай на переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе трехдневного визита Моди намерен добиться перелома в отношениях с Поднебесной, чему до сих пор мешали взаимные территориальные претензии. И, судя по косвенным признакам, визит может кардинально изменить ситуацию в отношениях Дели и Пекина.

Судите сами. Программа пребывания в Китае составлена так, чтобы принять Моди по высшему разряду. Саммит пройдет в Сиане – родном городе Си Цзиньпина, что можно расценивать, как знак открытости. Потом индийский премьер отправится в Пекин на встречу с премьером КНР Ли Кэцяном. А завершится визит в Шанхае, где индийская делегация проведет переговоры с представителями китайских деловых кругов.

«Я давно с нетерпением ждал поездки в Китай. XXI век принадлежит Азии. Надеюсь, что мой визит не только укрепит китайско-индийскую дружбу, но и станет новой вехой в отношениях развивающихся стран Азии и всего мира»,– заявил Моди накануне турне.

Для России сближение Индии и Китая – тоже вопрос архиважный. Давняя идея стратегического треугольника Россия–Китай–Индия до последнего времени выглядела не слишком жизнеспособной: китайско-индийские противоречия казались неразрешимыми. Сейчас главное препятствие для экономической интеграции в Евразии будет, видимо, устранено. Это значит, что перед Москвой открываются новые перспективы на Востоке.

Весьма симптоматично, что менее чем за сутки до визита в КНР состоялся телефонный разговор индийского премьера с президентом РФ Владимиром Путиным. Как сообщила пресс-служба Кремля, Моди подтвердил свое участие в предстоящих в июле саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, а также обсудил с российским лидером вопросы расширения российско-индийского привилегированного стратегического партнерства. А за считанные дни до этого Путин принимал в Москве председателя КНР Си Цзиньпина: по итогам саммита было подписано более 30 соглашений.

Словом, геополитическая ситуация в мире кардинально меняется. Что означает для России сближение двух ведущих экономик Азии?

– Идею треугольника Россия–Китай–Индия выдвигал еще Евгений Примаков в конце 1990-х, – напоминает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. – Но тогда считалось, что Россия будет играть в «треугольнике» ведущую роль. Сейчас очевидно, что ведущую роль играет Китай, и это меняет общую ситуацию.

Нужно понимать: укрепление «треугольника» происходит под зонтиком китайской концепции нового «Великого шелкового пути». Другими словами, КНР объединяет страны на основе взаимного интереса, прежде всего, экономического.

Какие конкретно проекты могли бы объединить Индию, Китай и Россию?

- Прежде всего, это переход на расчеты в единой валюте. Понятно, такая валюта возникнет не завтра – в лучшем случае, через 5-6 лет, но это очень привлекательный проект. Кроме того, наши три страны могут ввести преференции во взаимной торговле и при создании совместных предприятий. Наверняка мы может развивать общую сеть авиационных и железнодорожных перевозок.

По сути, сегодня Китай формирует новую политическую реальность, именно Пекин является и модератором этой реальности. Но на этом пути многое зависит от того, как Китай сумеет нормализовать отношения с Индией. Сделать это не просто, учитывая территориальные претензии сторон, и вызванное этим некоторое взаимное отторжение, которое проявлялось в ходе прежних индийско-китайских переговоров.

— Вы считаете, Пекину это удастся?

– Полагаю, в ходе визита Моди как раз будет заключено соглашение, которое заморозит территориальные споры. Думаю, Китай сделает и встречные экономические шаги – предоставит Индии кредиты на развитие промышленности.

Надо сказать, сегодня Индия является естественным конкурентом Китая по себестоимости продукции. Возможно, КНР переместит на индийскую территорию часть своих предприятий. Плюс, в ближайшее время начнется строительство на китайские инвестиции дорог – и железнодорожных, и автомобильных – на севере Индии.

По сути, в рамках концепции «Великий шелковый путь» Пекин надеется получить под контроль огромную территорию – от Юго-Восточной Азии до Закавказья. Замечу: эта концепция подразумевает экономическую интеграцию, финансовое и политическое взаимодействие, общую логистику и инфраструктуру.

Пока эта концепция охватывает внутреннюю часть Китая, плюс близлежащие страны – Центрально-Азиатские республики и ряд стран Юго-Восточной Азии. Россия пока не присоединилась к концепции, но заявила, что готова на взаимодействие в рамках двух союзов – «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.

— Можно ли сказать, что при таком раскладе России особенно выгоден поворот на Восток?

– На сегодня Россия является крупнейшей страной, которая поддерживает политику «расширения» Китая. С одной стороны, это усиливает наши политические и экономические позиции. С другой – закладывает на будущее ряд рисков и конфликтов, которые можно будет решить только в случае, если Россия сумеет в равной степени взаимодействовать и с Западом, и с Востоком…

– Между Пекином и Дели имеются территориальные проблемы после китайско-индийской пограничной войны 1962 года, которая завершилась поражением Индии, – отмечает замдиректора Института Дальнего Востока РАН, член Европейской ассоциации китаеведов Андрей Островский. – В результате, Индия сейчас занимает часть китайской территории – штат Аруначал-Прадеш, а Китай – часть индийской территории на плато Аксай Чин. Пока территориальные проблемы не будут решены, добиться нормальных отношений между странами достаточно непросто.

Однако такие вопросы можно решать постепенно, путем переговоров. Возьмем, к примеру, российско-китайские отношения. Когда в 1964 году Мао Цзэдун впервые поставил вопрос о судьбе 1,5 миллиона квадратных километров, которые забрала царская Россия у Китая, этот вопрос был весьма далек от решения. Но уже в 2004 году – через 40 лет – была проведена демаркация российско-китайской границы. Этот говорит о том, что при наличии доброй воли страны вполне могут решать пограничные вопросы. Как только будут урегулированы территориальные споры между Китаем и Индией, сразу же будут решены и все вопросы политические.

Надо сказать, проблема урегулирования давно назрела, поскольку экономические связи между Индией и Китаем развиваются достаточно быстро. Объем индийско-китайской внешней торговли уже сопоставим с российско-китайским объемом внешней торговли – около 100 млрд долларов. Что важно – проблемы Индии и Китая можно будет решать не только в формате БРИКС, но и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой весомую роль играет Россия.

Как известно, Дели подал заявку на принятие в ряды стран-членов ШОС. И вполне возможно, что на саммите ШОС в Уфе, в июле 2015 года, заявка Индии будет удовлетворена.

— В чем заключается взаимный экономический интерес Индии и Китая?

– Интерес представляют рынки обеих стран – они огромны. По сути, едва ли не вся избыточная продукция, которая производится в Китае, может быть реализована на территории Индии, и наоборот. Причем, имеются продукты и услуги, которые производятся только в Индии или только в Китае. В Индии это, прежде всего, информационные услуги – программное обеспечение. А Китай способен построить в Индии сеть высокоскоростных железных дорог.

— Как выглядит место России в этих двух экономиках?

– Наше место в экономике Китая четко вырисовывается из 32 соглашений, подписанных в ходе майского визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Как следует из этих документов, Китай будет инвестировать в наши программы развития инфраструктуры. Помимо высокоскоростной железной дороги Москва-Пекин, которая должна быть построена в 2023 году, речь идет об инфраструктурных проектах на территории Азии: строительстве железной дороги по маршруту Кызыл-Курагино и дальневосточного морского порта. Плюс Китай предоставляет России кредитные линии. Мы же, со своей стороны, будет поставлять в Поднебесную газ по западному маршруту, и самолеты Sukhoi Superjet 100.

Российский газ интересен и Индии: территория у нее большая, энергоресурсов не хватает. Да, имеются и проблемы в организации поставок – например, сложный рельеф местности. Но, как показывает китайский опыт строительства высокоскоростной железной дороги на Тибет – это вполне преодолимые сложности…

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?