19.11.2017, 12:56
Новый «Белый лебедь» стал еще кошмарней для Америки
Новый «Белый лебедь» стал еще кошмарней для АмерикиМеждународная военная политика
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.

Когда два года назад было объявлено о том, что параллельно с созданием ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации) будет проводиться глубокая модернизация Ту-160 до уровня Ту-160М2, то сроки получения первых практических результатов этого грандиозного проекта казались слишком оптимистичными. Создавалось ощущение, что они будут перенесены. И, возможно, не один раз. Как это сплошь и рядом случается в ОПК. Первый полет ракетоносца был назначен на 2018 год. И вот сейчас его даже скорректировали в ближнюю сторону. Полет намечен на февраль, то есть на начало года.

А работа, действительно, выполнена громадная. И не только конструкторами обновленных систем. Впрочем, она еще продолжается — системы будут отлаживаться и доводиться до полной боевой готовности. Но и инженерами и технологами Казанского авиазавода, а также их смежниками. Потому что после завершения производства Ту-160 по цехам, где он выпускался, будто прошел Мамай. В главном сборочном цехе № 45 даже провалилась крыша, а от технологической оснастки ничего не осталось. Что было в определенной степени вызвано тем, что в 90-е годы многие рабочие элитных профессий были вынуждены дополнять семейный бюджет сдачей металлолома. Пришлось восстанавливать все инженерные коммуникации.

Что, однако, было не самым трудоемким при восстановлении разрушенного. Пришли в полную негодность сложнейшие технологические линии и установки. Например, на двух установках — УВН-45 и ЭЛУ-24, над созданием которых в 70-е годы работало несколько советских КБ и НИИ, производилась сварка в вакууме монолитных титановых узлов длиной более 10 метров и шириной до 1,5 м, а также отжиг узлов из титана. Чтобы восстановить эти установки, не имея документации, которая была полностью утрачена, пришлось израсходовать 1,7 млрд. рублей. Данную работу к намеченному сроку выполнили ижевская компании НИТИ «Прогресс» и ржевское предприятие «Электромеханика».

Точно так же обстоят дела и со всей технологической документацией на Ту-160. Ее создают заново. При этом часть технологических линий, использующихся при производстве другой продукции, уцелела и работает. Однако обновлять надо более 40% оборудования. На что выделено 4 млрд. рублей. Разумеется, не все еще сделано. Поскольку полная готовность должна быть к моменту начала серийного производства самолета. А оно запланировано на 2022 год. Министерство обороны намерено закупить 50 обновленных ракетоносцев.

Вполне понятно, что в 4 млрд. не уложиться, сумма должна подрасти. Недешево и производство самого самолета. На момент окончания выпуска один «Белый лебедь» обходился в 250 млн. долларов. Сейчас это 15 млрд. рублей. В то же время стратегический подводный ракетоносец «Борей» обходится в 23 млрд. Стоит ли тратить на проект модернизации Ту-160 такие деньги?

Ну, во-первых, Ту-160 и сейчас, до модернизации, является лучшим стратегическим бомбардировщиком в мире. Он имеет самые высокие характеристики за исключением малозаметности, тут лидирует американский В-1 В. «Белый лебедь» самый скоростной, самый грузоподъемный, самый дальний, самый высотный, он использует самые дальнобойные ракеты. Скоростной бомбардировщик В-1А не в счет, поскольку сравниваются носители ядерного вооружения, а он к таковым не относится.

Во-вторых, как утверждает заместитель министра обороны Юрий Борисов, боевая эффективность обновленного ракетоносца возрастет по сравнению со своим предшественником в 2,5 раза. Это достигается тем, что от Ту-160 будет использован только планёр. Вся остальная «начинка» обновляется, включая двигатели.

Для нового ракетоносца в самарском СНТК имени Кузнецова проведена глубокая модернизация двигателя НК-32 с целью улучшения характеристик. В новом двигателе НК-32−02 используется электронная система управления, благодаря чему как повышается надежность, так и уменьшается расход топлива. Следовательно, должна увеличиться дальность полета. Также повысилась тяга на форсаже до 26000 кгс, суммарная тяга четырех двигателей — 104 тс. В связи с чем можно ожидать, что максимальная скорость «Белого лебедя» превысит нынешнюю, равную 2230 км/ч. Кстати, с двигателем произошла та же самая история, что и с планером — и документация на базовую модель утеряна, и от технологии практически ничего не осталось.

Характеристики систем, которые устанавливаются на самолете и которые специально для него разработаны, засекречены. Однако некоторые из новых систем можно перечислить: РЛС с фазированной антенной решеткой «Новелла-НВ1−70», навигационная система К-042К-1, автопилот АБСУ-200−1. Будет внедрена и новая система управления вооружением, которая позволит увеличить эффективность использования самой дальнобойной в мире крылатой ракеты Х-101/Х-102, дальность стрельбы которой достигает 5500 километров. Также повысится точность бомбардировок корректируемыми бомбами.

Разумеется, будут использоваться и комплекс радиоэлектронной борьбы, и станция обороны, и связное оборудование нового поколения. В соответствии с требованием нового времени обновленные «Белые лебеди» за счет мощного цифрового оборудования и широкополосной связи по защищенным каналам смогут участвовать в сетецентрических войнах.

Практически всю авионику, ее важнейшие системы, разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Комплексно решаются вопросы и ударных, и защитных свойств самолета. Заместитель генерального директора концерна Владимир Михеев в одном из интервью рассказал о том, что комплекс обороны защищает ракетоносец от всех физических полей как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов существующих и даже перспективных авиационных средств поражения. Комплекс, по заявлению Михеева, способен обеспечить практически стопроцентную защиту самолета от всех угроз. При этом у комплекса много общего с аналогичным оборудованием истребителя пятого поколения Су-57.

Живучесть самолета достигается не только традиционным способом, когда дублируются механические агрегаты, трубопроводы и электропроводка и применяются эффективные средства предотвращения пожара и взрывов на борту. Повышенной надежностью обладают и электронные системы, построенные по модульному принципу и имеющие открытую архитектуру. В случае отказа одного из процессоров, решение его задач берут на себя другие процессоры. Например, вышедший из строя процессор комплекса РЭБ начиняют подменят процессоры других комплексов — обороны, РЛС, связи… Получаются этакие облачные вычисления. Точнее — заоблачные.

Благодаря использованию открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования решается и еще одна важнейшая задача. Существенно упрощается модернизация самолета. Ведь Ту-160М2 предстоит служить не одно десятилетие, за это время появятся новые более эффективные бортовые комплексы. Любой новый комплекс подключается так же просто, как, скажем, к компьютеру присоединяется принтер или сканер. Надо лишь подключиться к разъему и закрутить несколько винтов. А операционная система опознает новый комплекс и интегрирует его в структуру БРЭО.

У Ту-160М2 возрастет и ударная мощь. Появится новая система управления вооружением, что позволит точнее наводить ракеты на цель, повысится эффективность бомбометания с использованием корректируемых авиабомб. Увеличится и дальность ракетного обстрела. Хотя и сейчас ракета Х-101/Х-102 в четыре раза превышает дальность полета самой дальнобойной ракеты ВВС США — 5500 км против 1200 км. В настоящий момент разрабатывается сверхдальняя ракета Х-БД, дальность которой должна превысить 6 тыс. км. Но на сколько — это неизвестно, поскольку характеристики ракеты хранятся в тайне.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Мировой ВПК  15.01.2018
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко давно и увлеченно разоблачает в местных СМИ разнообразные «козни Москвы». На днях вот в интервью киевскому интернет-ресурсу «Апостроф» он заявил, что «россияне ведь даже на танки делают ядерный снаряд». И будто бы это сильно беспокоит не только его страну, но и американцев.
Мировой ВПК  11.01.2018
В марте Уралвагонзавод начинает поставки в армию боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». И это, наконец-то, должно поставить окончательную точку в затянувшемся на 7 лет споре между производителем и потребителем о необходимости для бронетанковых войск этой машины.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.