08.12.2014, 15:25
Норвежская игла вместо «иглы Газпрома»
Норвежская игла вместо «иглы Газпрома»Международная военная политика
Страны Балтии готовы отказаться от российского газа даже в ущерб себе.

На фоне «турецкого газового прорыва» России прибалтийская коллизия кажется незаметной. Но и тут свои маленькие окологеополитические страсти. Литва отрапортовала об открытии своего терминала сжиженного природного газа в Клайпеде, и в то же время Эстония и Финляндия договорились о строительстве своих.

Все по кругу друг друга нахваливают, несмотря на предстоящую конкуренцию. Дело в политике. Задача: лишь бы подальше от «Газпрома», который никогда никому не прекращал поставок, если потребитель выполнял договор. Прибалты пытаются колоть глаза России газовой ситуацией на Украине. Но даже в ЕС не выдержали такой манипуляции. «Проблема в том, что Украина не платила семь месяцев за газ. Представьте, если вы будете семь месяцев в лавке брать мясо, но не будете платить за него. У вас тоже возникнут проблемы», - говорил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.

Терминалы – дело прибалтов. Хотят тратиться – ради Бога. Латвии он пока не нужен, потому что тут есть гигантское Инчукалнское подземное газохранилище, куда закачивается топливо «Газпрома». Все же Латвия на антироссийской волне тоже хотела построить свой терминал – региональный, и Евросоюз обещал денег. Еврокомиссия велела странам Балтии договориться. Но дорогу Латвии перебежала Литва. Решила построить свой без помощи ЕС. Латвия осталась с носом, а европейские деньги зависли. Теперь на них претендуют Эстония с Финляндией. Брюссель согласился компенсировать 75% затрат на строительство. Сами терминалы обещают сооружать прямо сейчас, а трубопроводы в 1919 году. Еврокомиссия считает, что проект может освободить Финляндию и страны Балтии от зависимости от «Газпрома». А Рига больше «не парится» по вопросу о зависимости от России, так как поставки всегда были надежными, как, впрочем, в Литву, в Эстонию, в Финляндию. Одно дело хаять Путина, и другое - питаться российским газом.

И самое забавное – все три балтийские сестрицы ставят цель - обеспечить друг друга газом. Латвия намерена реконструировать свое советское хранилище, действующее с 1968 года, чтобы поднять объем выкачиваемого из него газа с 2,32 миллиардов кубометров в год до 3,2. Это, конечно, тоже стоит денег, но несравнимо с затратами на строительство терминалов и трубопроводов. А в Литве придется потратиться еще и на аренду судна-резервуара сжиженного газа «Independence», построенного в Южной Корее специально для терминала в Клайпеде по заказу норвежской компания Hoegh LNG. В год обойдется в 68,9 миллиона долларов. Предполагается эксплуатация в течение 10 лет. И никто сейчас не может сказать, сколько будет стоить газ для потребителей, несмотря на заверения премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса, будто голубое топливо не подорожает. Как же не подорожает? Сжижение газа в Норвегии, откуда его будут доставлять в Клайпеду танкерами, «разжижение». Сколько стоит – не говорят. Транспортировка морем – это не по трубам.

«Никто не знает, по какой цене мы будем покупать газ из терминала СПГ», - вот главный «икс», обозначенный экономистом банка «Nordea» Жигимантасом Маурицасом. А норвежцы, предугадывая развитие ситуации, предупредили: если «газпромовское» топливо будет дешевле норвежского, они не станут снижать цену.

О возможной неадекватной цене на газ для Литвы предупреждал председатель временной комиссии Сейма Артурас Скарджюс, но его «задавили» обвинениями в потворстве Кремлю. В Литве если споришь с элитой по поводу важных энергетических проектов – автоматически становишься «агентом Кремля». Так прямо и говорят с трибун и в СМИ: «Агент Кремля». Ну а Буткявичюс сам себе противоречит, заявив: «Терминал, как и любая созданная инфраструктура, требует возврата капитала. У нас есть ясные подсчеты, которые показывают, что стоимость терминала поднимает цену на 100 литов (1 лит = 19 рублей) за тысячу кубометров». Литовская Государственная комиссия по регулированию цен и энергетическому контролю уточнила – на 102 лита.

В основе литовского проекта, как и других, политика, и никто этого не скрывает. Президент Даля Грибаускайте так и говорит об энергетической независимости, которую несет терминал. А экономическую?

Среднеевропейские цены на голубое топливо составляют 380 долларов за тысячу кубометров. «Газпром» поставлял Литве по 430. Но причина была не политическая. В 2007 году Литва нарушила договор с «Газпромом», касающийся регулирования цен. На нарушении настаивали консерваторы, которые зачем-то хотели узаконить государственное регулирование цен на газ всем потребителям. До этого Литва не вмешивалась в образование цен на газ для крупных предприятий и объектов энергетики. Тогдашний премьер, социал-демократ Гедиминас Киркилас сопротивлялся. «Цены вырастут, потому что мы изменили некоторые условия, зафиксированные в нашем договоре с «Газпромом», - предупреждал он. Так и случилось. Но Вильнюс обвинил Москву в энергетической войне и подал в Стокгольмский арбитраж. Обвинил Россию в нечестных ценах и рассчитывал отсудить несколько миллиардов «переплаченных» долларов. В 2012 году арбитраж предложил Литве отказаться от требования обязать местную компанию «Lietuvos dujos» («Литовский газ») начать переговоры с «Газпромом» о так называемой «справедливой цене». Апелляционный суд республики в том же году отказался признать это решение. Литва обратилась в Европейский суд справедливости, настаивая на политической сути конфликта. Но на днях генеральный адвокат этого суда Мельхиор Вателет представил вывод: Вильнюс должен признать решение Стокгольмского арбитража 2012 года.

Все же литовская элита не теряет надежду. В сообщении министерства энергетики говорится, что мнение этого адвоката для Европейского суда справедливости не является обязательным, а вердикт ожидается в начале 2015 года.

Пока суд да дело, «Газпром» снизил цену для Литвы до 359 долларов. Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис считает, что благодаря клайпедскому терминалу республика «соскочила с иглы «Газпрома». Однако пока республика будет получать от норвежцев 540 миллионов кубометров в год, что составляет примерно четверть необходимого стране объема. И не известно, на какую иглу она пересядет. Будет не нужен довольно дешевый российский газ? Получат, похоже, дорогой.

В перспективе мощность терминала в Клайпеде хотят довести до 4 миллиардов кубометров в год, чтобы и себе хватило, и направить на Прибалтику и даже на Украину через территорию Польши. Туда, кстати, тоже еще надо проложить трубу. Рвутся литовцы и к Инчукалнскому газохранилищу. А зачем? Латыши сами хотят перепродавать природный газ. А теперь еще и Финляндия объявила: хочет добраться до того же хранилища. Свет клином сошелся на этом советском наследии, что ли? Наверное, потому, что оно позволит повысить рентабельность. Но его объем ограничен. И даже если Латвия когда-нибудь прекратит покупать топливо у «Газпрома», все равно вокруг хранилища будут толкаться и литовцы, и финны, и эстонцы, да и сами латыши.

Кубилюс, ныне оппозиционер, с оптимизмом говорит: «В будущем в каждом порту Балтийского моря будет свой терминал». Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас тоже радуется предстоящему параду терминалов. А все ли скрупулезно подсчитали? Выгодно ли это? Удастся ли отбить затраты, то есть вернуть капиталы? Не лягут ли все эти проекты тяжким грузом на плечах налогоплательщиков?

Посмотрим.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.