08.12.2014, 15:25
Норвежская игла вместо «иглы Газпрома»
Норвежская игла вместо «иглы Газпрома»Международная военная политика
Страны Балтии готовы отказаться от российского газа даже в ущерб себе.

На фоне «турецкого газового прорыва» России прибалтийская коллизия кажется незаметной. Но и тут свои маленькие окологеополитические страсти. Литва отрапортовала об открытии своего терминала сжиженного природного газа в Клайпеде, и в то же время Эстония и Финляндия договорились о строительстве своих.

Все по кругу друг друга нахваливают, несмотря на предстоящую конкуренцию. Дело в политике. Задача: лишь бы подальше от «Газпрома», который никогда никому не прекращал поставок, если потребитель выполнял договор. Прибалты пытаются колоть глаза России газовой ситуацией на Украине. Но даже в ЕС не выдержали такой манипуляции. «Проблема в том, что Украина не платила семь месяцев за газ. Представьте, если вы будете семь месяцев в лавке брать мясо, но не будете платить за него. У вас тоже возникнут проблемы», - говорил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.

Терминалы – дело прибалтов. Хотят тратиться – ради Бога. Латвии он пока не нужен, потому что тут есть гигантское Инчукалнское подземное газохранилище, куда закачивается топливо «Газпрома». Все же Латвия на антироссийской волне тоже хотела построить свой терминал – региональный, и Евросоюз обещал денег. Еврокомиссия велела странам Балтии договориться. Но дорогу Латвии перебежала Литва. Решила построить свой без помощи ЕС. Латвия осталась с носом, а европейские деньги зависли. Теперь на них претендуют Эстония с Финляндией. Брюссель согласился компенсировать 75% затрат на строительство. Сами терминалы обещают сооружать прямо сейчас, а трубопроводы в 1919 году. Еврокомиссия считает, что проект может освободить Финляндию и страны Балтии от зависимости от «Газпрома». А Рига больше «не парится» по вопросу о зависимости от России, так как поставки всегда были надежными, как, впрочем, в Литву, в Эстонию, в Финляндию. Одно дело хаять Путина, и другое - питаться российским газом.

И самое забавное – все три балтийские сестрицы ставят цель - обеспечить друг друга газом. Латвия намерена реконструировать свое советское хранилище, действующее с 1968 года, чтобы поднять объем выкачиваемого из него газа с 2,32 миллиардов кубометров в год до 3,2. Это, конечно, тоже стоит денег, но несравнимо с затратами на строительство терминалов и трубопроводов. А в Литве придется потратиться еще и на аренду судна-резервуара сжиженного газа «Independence», построенного в Южной Корее специально для терминала в Клайпеде по заказу норвежской компания Hoegh LNG. В год обойдется в 68,9 миллиона долларов. Предполагается эксплуатация в течение 10 лет. И никто сейчас не может сказать, сколько будет стоить газ для потребителей, несмотря на заверения премьер-министра Альгирдаса Буткявичюса, будто голубое топливо не подорожает. Как же не подорожает? Сжижение газа в Норвегии, откуда его будут доставлять в Клайпеду танкерами, «разжижение». Сколько стоит – не говорят. Транспортировка морем – это не по трубам.

«Никто не знает, по какой цене мы будем покупать газ из терминала СПГ», - вот главный «икс», обозначенный экономистом банка «Nordea» Жигимантасом Маурицасом. А норвежцы, предугадывая развитие ситуации, предупредили: если «газпромовское» топливо будет дешевле норвежского, они не станут снижать цену.

О возможной неадекватной цене на газ для Литвы предупреждал председатель временной комиссии Сейма Артурас Скарджюс, но его «задавили» обвинениями в потворстве Кремлю. В Литве если споришь с элитой по поводу важных энергетических проектов – автоматически становишься «агентом Кремля». Так прямо и говорят с трибун и в СМИ: «Агент Кремля». Ну а Буткявичюс сам себе противоречит, заявив: «Терминал, как и любая созданная инфраструктура, требует возврата капитала. У нас есть ясные подсчеты, которые показывают, что стоимость терминала поднимает цену на 100 литов (1 лит = 19 рублей) за тысячу кубометров». Литовская Государственная комиссия по регулированию цен и энергетическому контролю уточнила – на 102 лита.

В основе литовского проекта, как и других, политика, и никто этого не скрывает. Президент Даля Грибаускайте так и говорит об энергетической независимости, которую несет терминал. А экономическую?

Среднеевропейские цены на голубое топливо составляют 380 долларов за тысячу кубометров. «Газпром» поставлял Литве по 430. Но причина была не политическая. В 2007 году Литва нарушила договор с «Газпромом», касающийся регулирования цен. На нарушении настаивали консерваторы, которые зачем-то хотели узаконить государственное регулирование цен на газ всем потребителям. До этого Литва не вмешивалась в образование цен на газ для крупных предприятий и объектов энергетики. Тогдашний премьер, социал-демократ Гедиминас Киркилас сопротивлялся. «Цены вырастут, потому что мы изменили некоторые условия, зафиксированные в нашем договоре с «Газпромом», - предупреждал он. Так и случилось. Но Вильнюс обвинил Москву в энергетической войне и подал в Стокгольмский арбитраж. Обвинил Россию в нечестных ценах и рассчитывал отсудить несколько миллиардов «переплаченных» долларов. В 2012 году арбитраж предложил Литве отказаться от требования обязать местную компанию «Lietuvos dujos» («Литовский газ») начать переговоры с «Газпромом» о так называемой «справедливой цене». Апелляционный суд республики в том же году отказался признать это решение. Литва обратилась в Европейский суд справедливости, настаивая на политической сути конфликта. Но на днях генеральный адвокат этого суда Мельхиор Вателет представил вывод: Вильнюс должен признать решение Стокгольмского арбитража 2012 года.

Все же литовская элита не теряет надежду. В сообщении министерства энергетики говорится, что мнение этого адвоката для Европейского суда справедливости не является обязательным, а вердикт ожидается в начале 2015 года.

Пока суд да дело, «Газпром» снизил цену для Литвы до 359 долларов. Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис считает, что благодаря клайпедскому терминалу республика «соскочила с иглы «Газпрома». Однако пока республика будет получать от норвежцев 540 миллионов кубометров в год, что составляет примерно четверть необходимого стране объема. И не известно, на какую иглу она пересядет. Будет не нужен довольно дешевый российский газ? Получат, похоже, дорогой.

В перспективе мощность терминала в Клайпеде хотят довести до 4 миллиардов кубометров в год, чтобы и себе хватило, и направить на Прибалтику и даже на Украину через территорию Польши. Туда, кстати, тоже еще надо проложить трубу. Рвутся литовцы и к Инчукалнскому газохранилищу. А зачем? Латыши сами хотят перепродавать природный газ. А теперь еще и Финляндия объявила: хочет добраться до того же хранилища. Свет клином сошелся на этом советском наследии, что ли? Наверное, потому, что оно позволит повысить рентабельность. Но его объем ограничен. И даже если Латвия когда-нибудь прекратит покупать топливо у «Газпрома», все равно вокруг хранилища будут толкаться и литовцы, и финны, и эстонцы, да и сами латыши.

Кубилюс, ныне оппозиционер, с оптимизмом говорит: «В будущем в каждом порту Балтийского моря будет свой терминал». Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас тоже радуется предстоящему параду терминалов. А все ли скрупулезно подсчитали? Выгодно ли это? Удастся ли отбить затраты, то есть вернуть капиталы? Не лягут ли все эти проекты тяжким грузом на плечах налогоплательщиков?

Посмотрим.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.