20.11.2014, 00:48
Неопознанный космический убийца?
Неопознанный космический убийца?Международная военная политика
Запад уверен: Россия тайком возродила советскую программу «Истребитель спутников».

Военные и ученые Запада ведут пристальное наблюдение за объектом, запущенным на орбиту российской ракетой, подозревая, что он – «истребитель спутников». Об этом 18 ноября сообщило издание Financial Times.

Отмечается, что в последние несколько недель внимание западных космических агентств, а также астрономов и военных приковано к космическому объекту, получившему название Object 2014–28E. На орбите он якобы оказался в мае после запуска российской ракеты-носителя с тремя, как было объявлено, спутниками связи «Родник». Объект был изначально классифицирован как космический мусор, однако в последнее время стал двигаться. В частности, приблизился к другим российским орбитальным аппаратам. А на прошлой неделе даже прибился к остаткам ступени ракеты.

- Что бы это ни было, Object 2014–28E напоминает экспериментальный аппарат, - отметила в интервью FT директор по исследованиям аналитического центра Chatham House Патриция Льюис. - У него могут быть разные функции, какие-то из них гражданские, какие-то — военные. Есть вероятность, что у него есть устройство захвата. Еще один вариант: он может стрелять по другим спутникам поражающими элементами. Или, возможно, он может осуществлять кибератаки в отношении других спутников или глушить их.

Как отмечает Financial Times, назначение этого объекта может быть гражданским, например, уборка, ремонт или дозаправка космических спутников. Однако западных специалистов настораживает тот факт, что Россия ничего не сообщала о запуске подобного объекта. Как пишет британская газета, все это наводит на мысль, что Россия могла тайком возобновить советскую программу «Истребитель спутников». Так, в 2010 году, напоминает FT, командовавший тогда войсками ВКО РФ, а сейчас возглавляющий Роскосмос Олег Остапенко отмечал, что Россия намерена развивать и наращивать орбитальную группировку спутников военного и двойного назначения.

В советское время действительно функционировала программа противоспутникового оружия «Истребитель спутников». 1 ноября 1968 года была даже проведена уникальная операция: космический перехватчик «Космос-252» уничтожил спутник-мишень «Космос-248». В итоге созданная в СССР противоспутниковая система находилась на вооружении Космических войск до начала 80-х годов и гарантированно могла уничтожить любой спутник.

- «Стрела-3М Родник» — новейшая модификация низкоорбитальных спутников связи серии «Стрела», заложенной еще в 1960-е годы в интересах разведки – ГРУ и КГБ. То, что на Западе засекли три «Родника», но проглядели какой-то четвертый объект – исключено, считает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.- У американцев настолько мощная и точная система наблюдений, что даже мы иногда пользуемся их данными. Поэтому информация о каком-то российском «истребителе спутников», что называется, высосана из пальца. Это просто огульные обвинения со стороны Запада в наш адрес. Как и в случае со сбитым над Донбассом малайзийским Боингом.

- В сущности, посыл статьи в Financial Times сводится к следующему: среди космического мусора обнаружен какой-то объект, который может быть не «мусором». При этом приводятся мнения экспертов, но нет никаких данных – почему этот объект не может быть просто «мусором» – погибшим спутником или его частью? - говорит военный эксперт Виктор Мясников. - Этот объект излучает какие-либо сигналы? Как я понимаю, он просто летит среди прочего хлама на определенной орбите. Вот и все. То, что его раньше не видели, а теперь вдруг обнаружили, может свидетельствовать, что это либо фантазии, либо просто банально проглядели. Во что я категорически отказываюсь верить, поскольку у американцев несколько сотен спутников на орбитах и мощные загоризонтные радиолокаторы.

В общем, похоже - очередные домысли и фантазии со стороны Запада. Как и в случае со «подлодкой» у шведских берегов: сначала огульно обвиняли Россию, потом выяснилось, что не было никаких сигналов бедствия. Теперь вот снова Швеция распространила изображение какой-то подводной борозды, сделанное с помощью сонаров. Но что это за борозда? След от якоря? А может - от рыболовного трала или вообще это – ложбина на дне? И сколько ей лет – неизвестно. Главное бездоказательно обвинить во всем Россию и поспекулировать в информпространстве.

— Если абстрагироваться от публикации, в современных условиях возобновление программы «Истребитель спутников» оправдано?

- Китайцы в октябре 2013-го провели успешный перехват спутника в космическом пространстве (тогда сообщалось, что один из спутников, оборудованный роботизированной рукой-манипулятором, осуществил перехват другого спутника), что вызвало большой переполох в американской прессе. Пекин также испытал лазерное оружие, предназначенное не для сбивания спутников, а для повреждения их оптико-электронных систем.

В принципе, спутник легко может быть сбит ударным оружием: болванкой или облаком стальной дроби, которое просто-напросто дырявит на встречном курсе системы спутника, в первую очередь солнечные батареи.

Есть еще средства электронного подавления, когда от импульса электромагнитной бомбы сгорают все микросхемы. Да, в случае военных действий космические системы будут выводиться из строя в первую очередь, нарушая все взаимодействие наземных, воздушных и морских компонентов противника. Но для этого не надо запускать на орбиту объект, чтобы он там оставался.

- То, что некоторые спутники «не заявляются» – это нормальная практика, как стороны США, так и России, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский.

- Ежегодно Национальное управление военно-космической разведки США, которое занимается запуском и эксплуатацией военных спутников, выводит объекты необъявленного назначения. Даже если зайти на сайт этого управления, то мы не найдем информации – что за спутник был запущен, какое его назначение и параметры орбиты? А есть аппараты, которые американцы вообще никак «не заявляют». Понятно, что и Россия имеет полное право поступать точно так же. Так что никакой сенсации в том, что это может быть действующий аппарат, нет.

Но! У нас есть оптико-электронный комплекс контроля космического пространства «Нурек» (ОЭК «Окно»), расположенный в Таджикистане, который, как в одном из интервью сказал представитель войск ВКО, видит объект размером с теннисный мячик на орбите 37000 км. У американцев также есть соответствующая система. Так что такие неожиданности в космосе вряд ли могут быть…

Что касается программы «Истребитель спутников», подразумевающей нахождение на орбите объекта военного назначения, который мог бы сбивать спутники, то в СССР ее посчитали слишком дорогостоящей. Поэтому еще тогда мы стали разрабатывать систему перехвата спутников, в основе которой - одноместный истребитель МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой 79М6 «Контакт». И, скажем так, в настоящее время эта программа возобновлена.

Есть другой довольно эффективный способ - подъем на высоту 200-250 км боеголовки мощностью 1 мегатонна. После взрыва все спутники в определенном радиусе просто «вымрут» за секунды. Конечно, метод индивидуального перехвата никто не отменял, но сейчас ни РФ, ни другие государства, насколько я знаю, не имеют на орбите спутники, предназначенные именно для перехвата. Понятно, что спутник имеет свой срок жизни и все время держать его на орбите для перехвата нерационально. В этом смысле системы наземного базирования гораздо перспективнее и по эффективности, и по стоимости.