14.11.2014, 15:50
Неопознанные морские объекты: как российские мини-субмарины запугали Запад
Неопознанные морские объекты: как российские мини-субмарины запугали ЗападМеждународная военная политика
Неразличимые в морской глубине для сонаров, способные подойти практически к берегу и высадить группу диверсантов сверхмалые подводные лодки «Пиранья» остаются настоящим кошмаром шведских ВМС. И хотя подобных кораблей давно нет в составе российского Военно-морского флота, Стокгольм уверен, что Москва продолжает создавать подобную технику, а испытательным полигоном для нее служат шведские фьорды.

Всего одна «нечеткая» фотография Анне Берлин, запечатлевшая якобы российскую мини подводную лодку у берегов Швеции, буквально на две недели ввергла мир в состояние «холодной войны». Увидев снимок, командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад, ни минуты не сомневаясь, заявил: «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения». Позже адмирал подкрепил свою уверенность, сообщив о радиоперехвате сообщения на «русском» с призывом о помощи с терпящего бедствие военного корабля. 


Дежавю по-шведски

Андерс Гренстад, наверное, прекрасно помнит 1981 год, когда советская подводная лодка С-363 Балтийского флота ошиблась в определении своего местоположения и вылетела на скалы чуть ли не у самого Стокгольма. С «камней» субмарину стащили шведские спасатели, и она своим ходом вернулась на базу. Произошло это 7 ноября, в тот самый момент, когда на Красной площади шел парад в честь очередной годовщины Великого октября. За этот «подвиг» флотские остряки прозвали С-363 – «Шведский комсомолец». А в Стокгольме всерьез начали готовиться к советскому вторжению.

В начале лета 1986 года шведские ВМС отметили рядом с островом Готланд «погружение под воду неопознанного объекта». Исследования морского дна показало, что «объект» оставил на дне колею длиной более километра. Летом 1988, во время испытаний новейшей шведской подлодки, рядом с ней были зафиксированы шумы другого подводного объекта. Чтобы идентифицировать их, шведской субмарине приказали всплыть. В это время, второй объект на большой скорости прошел под килем шведской субмарины, чем не на шутку напугал моряков. Все время испытаний загадочный объект оставался незамеченным, а значит в любой момент мог применить оружие.

Шведы признают, что ни разу не видели советских субмарин в своих водах, но до последнего времени остаются уверены, что советские, а теперь и российские мини-субмарины негласно присутствуют в их территориальных водах. Фотография Анне Берлин, несмотря ни на что подарила шведским ВМС эту уверенность еще раз. Но увы, две недели поисков «неопознанного морского объекта», следов ласт на мокром прибрежном песке ничего не дали. Шведских военных и в том и в другом случае ждало разочарование. Признать это Андерсу Гренстаду пришлось публично. 


Тихая маневренность

Впрочем, поводов для опасений у шведских военных предостаточно. Советский Союз, а теперь и России - одна из немногих стран, имеющих технологию создания мини субмарин, которые способны незаметно подойти к вражескому берегу, высадить десантную группу боевых пловцов, а в случае необходимости заняться минированием рейдов или торпедной охотой за транспортами противника. Проектировать такие корабли начали еще в 70-х годах прошлого века в Ленинградском КБ морской техники «Малахит». 

Первым проектом стала лодка 865 проекта типа «Пиранья» (на главном фото). Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны. Для выполнения поставленных перед ней задач корабль оснащался специализированным водолазным комплексом с двумя забортными герметическими автоматизированными контейнерами, предназначенными для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения, и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. 




На «Пиранье» был установлен современный комплекс радиоэлектронного вооружения, включающего малогабаритные средства навигации, связи, наблюдения и автоматизированной системой управления, которая позволяла всего трем членам экипажа управляться со сложной морской техникой.

Вооружение лодки состояло из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены два транспортировщика для морских диверсантов типа «Сирена» или четыре буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось два устройства минной постановки, в которых находились до 4 мин большой мощности типа ПМТ, в том числе оснащавшихся ядерной боевой частью, либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые субмарина могла применить на всем диапазоне рабочих глубин.

В движение корабль приводили дизель-генератор или тихоходный всережимный главный электродвигатель. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке. Сегодня такие устройства называют «Azipod» - азимутальное подруливающее устройство. Гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360 градусов колонке.

«Подобная система позволяет кораблю двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть боком, - объяснил телеканалу «Звезда» главред Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. - Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стесненных условиях, не привлекая буксир. Устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Например, на буксирах и ледоколах. Стоят такие системы и на построенном по заказу ВМФ России французском десантном вертолетоносце типа «Мистраль». 


Последний поход

По проекту «Пиранья» были построены две подлодки: МС-520 и МС-521. Их водоизмещение составляло 319 тонн при длине 28,3, ширине 4,7 и высоте 5,1 метра. Корабли были способны развивать скорость до 7 узлов и погружаться на глубину до 200 метров. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу из 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в аквалангах, пользоваться электричеством, подаваемым с лодки по проводам. Автономность лодки проекта 865 составляла 10 суток.

Для транспортировки «Пираний» и выполнения ими специальных задач за пределами территориальных вод СССР планировалось переоборудовать одну из атомных субмарин под корабль-носитель мини-субмарин. Однако в начале нулевых годов МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведены из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом на Кронштадтском морском заводе. Перед этим один из кораблей успел побывать героем фильма «Особенности национальной рыбалки». Именно на «Пиранье» под управлением Андрея Краско, незадачливые «питерские» рыбаки пересекли государственную границу России и всплыли у берегов Финляндии.

«Пираньи» делали из титана, - говорит гендиректор ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. - Недостаток титанового сплава в высокой цене. Стоимость титанового корпуса превышает цену стального корпуса в 5-6 раз. Кроме того, лодка с таким же набором функций, но в стальном корпусе получилась бы больше примерно на 40 процентов. Однако применение титана обязательно для глубоководных технических средств, рассчитанных на большую глубину погружения. А его низкий уровень магнитных полей дает еще один значительный плюс - полную радионезаметность корабля».

Впрочем, на судьбу «Пираньи» повлияла не столько стоимость проекта. Для примера одна «Пиранья» стоила столько же, как два фронтовых бомбардировщика Ту-22М3. Сколько смена концепции применения ВМФ России. Как отмечают эксперты, в главном штабе флота считали, что при наличии атомных субмарин с баллистическими ракетами необходимость в малых-диверсионных лодках сама собой отпала.

К примеру. ВМС США, начав разработку аналогичных по классу мини-кораблей семейства ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) из 6 предполагавшихся к закупке, купили в 2003 году только одну субмарину. Трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы как по срокам, так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной субмарины возросли с 69,8 млн. долларов на момент его подписания в сентябре 1994 года с корпорацией Northrop Grumman до 230 млн. долларов в ценах 2000 года. В итоге программу вообще закрыли. 


Второе дыханье

ОАО «СПМБМ «Малахит» известно сегодня еще одним уникальным проектом - новыми многоцелевыми атомными подводными лодками проекта 955 типа «Ясень». Головной корабль этого проекта «Северодвинск» сейчас завершает госиспытания. По своим характеристикам эти корабли не уступают американским АПЛ «Seawolf». В чем-то их превосходят. Вторая, третья и четвертая лодки: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» еще на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия. Тем не менее, в КБ активно продвигают тему мини-субмарин. На выставке вооружений и военной техники в Джакарте «Indo Defence Expo and Forum 2014» представители фирмы активно рекламировали новую модификацию «Пираньи» - «Пиранья-Т». 




Внешне она мало отличается от своей предшественницы по габаритам. Но у нового корабля увеличено водоизмещение до 500 т, дальность плавания составляет 2 тыс. миль, а скорость возросла до 12 узлов. Автономность корабля составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, то есть точно таких же, как на больших атомоходах, восемь торпед калибра 400 мм, или четыре морские мины.

Это вооружение позволяет субмарине эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж - от трех до пяти человек. «Пиранья-Т» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также через шлюз.

«Малахит» разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек. Хотя эксперты говорят, что самой легкой версией лодки может управлять и один человек. Плюс все они могут перевозить до 6 боевых пловцов. Все эти лодки предназначены для экспорта. Об интересе к ним со стороны российского Военно-морского флота ничего неизвестно.

Хотя не так давно в прессу просочилась информация, что в 2013 году в Северодвинске началась модернизация атомной подводной лодки проекта 667БДР типа «Кальмар» - БС-64 «Подмосковье» под носитель глубоководных аппаратов: «Лошарик» и еще трех мини-лодок проекта «Нельма». По неофициальным данным, все эти субмарины предназначены для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах, имеют шлюзовые камеры для выхода водолазов. «Нельмы» могут погружаться на 1, а «Лошарик» на 6 км. Все это говорит о том, что страница развития сверхмалых подводных лодок в России еще далеко не закрыта.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?