06.07.2015, 17:37
Не «Штормом» единым
Не «Штормом» единымМеждународная военная политика
Сколько будет стоить авианосец проекта 23000Э?

На прошедшем 1–5 июля в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне представители российского оборонно-промышленного комплекса назвали примерную стоимость строительства перспективного авианосца. По предварительным оценкам, новый корабль обойдется бюджету примерно в 350 млрд рублей, причем эта сумма потребуется только лишь на создание самого авианосца. Также предстоят расходы на возведение необходимой для него наземной инфраструктуры и на суда сопровождения. 


Цена вопроса

Названная представителями промышленности сумма касается строительства авианосца проекта 23000Э «Шторм», представленного в мае 2015 года петербургским Крыловским государственным научным центром. Проектирование корабля уже завершено. Окончательное решение о строительстве и сроках его начала должно принять правительство РФ. Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников говорил, что новый авианосец будет построен к 2026–2027 году. При этом представители судостроительной отрасли страны заявили, что вряд ли постройка корабля стартует раньше 2025–2030 года.

Как бы там ни было, но на постройку авианосца из госбюджета придется выделить около 350 млрд рублей. По нынешнему курсу это составляет примерно $6,2 млрд. Для сравнения: строительство первого авианосца нового типа «Джеральд Форд», сопоставимого по своим характеристикам со «Штормом», обойдется США в $12,8 млрд. Строительство второго корабля этого типа будет немного дешевле. На постройку авианосца «Викрант», спущенного на воду в 2013 году, Индия уже потратила около $3 млрд, а общая стоимость строительства корабля оценивается в $4–5 млрд.

По словам представителя отечественной промышленности, казне не придется выкладывать все 350 млрд рублей сразу. Дело в том, что строительство кораблей подобного класса требует длительного времени, а значит, и финансирование должно производиться частями. «В любом случае это будет очень дорогая программа, так как наш новый авианосец должен быть кораблем не вчерашнего дня, а современным, что, например, предполагает наличие электромагнитных катапульт, которые составят существенную часть общей стоимости», — пояснил представитель оборонно-промышленного комплекса. Ранее генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов оценивал стоимость перспективного российского тяжелого авианосца в 200–280 млрд рублей.


О корабле

На первом этапе строительства авианосцев проекта «Шторм» можно будет немного сэкономить, поскольку корабли могут быть оснащены как дорогими атомными, так и более дешевыми котлотурбинными энергетическими установками. В перспективе возможна замена обычной силовой установки на новую атомную без внесения значительных изменений в конструкцию.

Водоизмещение перспективного корабля проекта «Шторм» составит около 100 тысяч тонн при длине 330 метров, ширине по ватерлинии 40 метров и осадке 11 метров. Авианосец сможет развивать скорость до 30 узлов, а его мореходность составит до семи баллов (высота волн 6–9 метров). Автономность плавания корабля — 120 суток. В состав экипажа войдут четыре-пять тысяч человек. Пока не сообщается, какое количество из них будет привязано к авиагруппе.

На новом корабле сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80–90 летательных аппаратов: палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и Т-50, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о разработке которых пока ничего не известно, и многоцелевых вертолетов Ка-27. В случае необходимости эти летательные аппараты будут использоваться для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения противовоздушной обороны, нанесения ударов по наземным объектам противника.

Полетная палуба будет смешанного типа с четырьмя стартовыми позициями: два самолета смогут взлетать с трамплина, а два с помощью электромагнитной катапульты. Катапультой, вероятно, станут пользоваться палубные истребители, которые планируется разработать на базе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Отвечать за остановку садящихся на палубу самолетов будет аэрофинишер — устройство с натянутыми поперек палубы несколькими тросами, за которые истребитель цепляется специальным крюком — гаком.

Корабль получит и два «острова», надстройки над палубой, где разместятся посты наблюдения, командный мостик, радиоэлектронное оборудование и средства связи. Противовоздушную оборону авианосца будут обеспечивать четыре зенитных боевых модуля. Каких именно, пока не известно. Не исключено, что для новых авианосцев могут быть разработаны корабельные версии перспективных сухопутных зенитных ракетных комплексов С-500, принятие которых на вооружение запланировано на 2016 год. Предположительно ЗРК С-500 сможет обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 километров и поражать объекты, летящие со скоростью до 7 тысяч метров в секунду.

Набор собственного вооружения «Шторма» окончательно не определен. Согласно проекту, на новом авианосце могут быть размещены и средства противоторпедной обороны. В состав радиоэлектронного оборудования корабля войдут многофункциональная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.


Гораздо дороже

На самом деле названная представителями промышленности стоимость окажется существенно выше. Дело в том, что авианосцы нельзя рассматривать как полностью самодостаточные и самостоятельные: столь крупные корабли обязательно требуют сопровождения. Сегодня США, например, являются единственным государством, обладающим полноценными авианосными группами, в состав которых, как правило, помимо самого авианосца, входят также два ракетных крейсера типа «Тикондерога», три эсминца типа «Арли Берк», две многоцелевых атомных подводных лодки типа «Лос-Анджелес» и корабль снабжения. Они обеспечивают в том числе безопасность авианосцев.

Теоретически в одну авианосную группу Россия могла бы включить, помимо авианосца проекта «Шторм», два-три эсминца перспективного проекта «Лидер», один или два ракетных крейсера проекта «Орлан» и одну многоцелевую атомную субмарину проекта 885 «Ясень» с крылатыми ракетами «Калибр». Преимуществом такой группы станет практически неограниченный запас хода. Для полного комплекта не хватает только палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, о планах по созданию которых пока не говорится. И все это также будет стоить сотни и сотни миллиардов рублей.

Кроме того, для авианосцев необходимы и особые пункты базирования. Любой военно-морской порт для них не подойдет. Обустройство инфраструктуры тоже стоит немало. При экономической нестабильности, вялотекущем финансово-экономическом кризисе и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной авианосной группы. А потребность в таких формированиях оценивается по меньшей мере в две-три единицы: РФ имеет большое по протяженности побережье на Дальнем Востоке, открытое для доступа из Тихого океана.

Впрочем, отказ от строительства новых авианосцев тоже может обойтись стране очень дорого. Дело в том, что, помимо США, стремящихся обновить свои авианосные группы, активным развитием флота занимается и Китай, уже принявший на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» проекта 1143.6) и планирующий спустя еще несколько лет вооружиться авианосцами собственной постройки. Предположительно уже к 2020 году КНР может сформировать две первые авианосные ударные группы. С этой точки зрения обеспечение безопасности страны и военного паритета с крупными мировыми державами зависит от скорости принятия решения российскими властями.

При этом не следует забывать, что у России есть пока только один авианесущий крейсер — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который в мае 2015 года встал на капитальный ремонт. Он сможет простоять на вооружении еще пару десятков лет, а затем будет списан. Вот и получается, что для проекции своего могущества (а строительство авианосцев — один из главных и надежных способов сделать это) нашей стране, возможно, придется сворачивать или значительно сокращать другие программы, причем не только военные. С другой стороны, не строить авианосцы нельзя: оказаться в стане отстающих для России —– непозволительная роскошь.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.