24.09.2014, 00:35
Не рассчитали: политика США в условиях новых угроз
Не рассчитали: политика США в условиях новых угрозМеждународная военная политика
Белый дом оказался в довольно затруднительном положении – планируемое сокращение военного бюджета, ставшее одним из ключевых пунктов программы Барака Обамы, теперь под вопросом. Вызвано это резким усложнением политической обстановки в мире, в результате которой США оказались лицом к лицу с потенциальными угрозами, которые еще год назад не фигурировали в прогнозах.

В первую очередь, это касается всплеска активности исламистов на Ближнем Востоке – там ситуация уже дошла до критической стадии. Во вторых, определенное беспокойство Вашингтону доставляет ситуация в Украине и, параллельно с этим, стремление Китая к усилению позиций в Азии. Иными словами, у Белого дома появилось три новых «фронта», что автоматически откладывает изменения в военном бюджете страны на неопределенный срок.

При этом, кабинет Барака Обамы уже дважды откладывал обнародование государственной стратегии в вопросах национальной безопасности, несмотря на то, что это должно было стать одним из первых шагов после переизбрания президента. Очевидно, что Белому дому приходится спешно подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку в мире и буквально на ходу менять утвержденные ранее планы.

Одним из основных обещаний Обамы на выборах в 2012 году было перераспределение бюджетных средств, которые ранее тратились на содержание войск в Ираке и Афганистане, на внутренние нужды страны. Теперь же это обещание президента выглядит как минимум трудновыполнимым, учитывая серьезное противодействие, которое Белый дом встречает на вышеперечисленных направлениях.

Помимо ожидаемого негодования общественности внутри страны, президенту США предстоят непростые объяснения с европейскими и азиатскими партнерами и союзниками, которые недовольны усилением напряженности на Ближнем Востоке, Европе и Азии, и ожидают от Обамы конкретных решений и гарантий того, что противники США и их союзников не сместят баланс сил в свою пользу.

В итоге складывается двоякая ситуация – с одной стороны Обама должен выполнять обещание, данное американскому народу, и сократить военные расходы, с другой – ему, вероятно, придется усиливать присутствие в естественных зонах интересов НАТО, для того чтобы как минимум сохранить статус кво в условиях усиления позиций противников Белого дома.

Как уже было сказано выше, на настоящий момент проблемой № 1 для кабинета Обамы является Ирак. Хотя бы потому, что и с Китаем и с Россией можно сесть за стол переговоров в любой момент – и Москва и Пекин в равной степени открыты для диалога. Что же касается исламистов, то здесь единственно возможным способом урегулирования конфликта является прямое военное вмешательство – сторонники Халифата попросту отказываются вести переговоры. В этих условиях вывод войск из Ирака в 2011 году, ставший во многом пропуском Обамы ко второму президентскому сроку, может показаться если не ошибкой, то, как минимум, довольно поспешным решением. При этом, «отыграть назад» Белый дом вряд ли сможет – американская общественность не позволит правительству снова начинать в Ираке полномасштабную операцию.

В отношении Китая ситуация тоже не особенно ясна – Поднебесная постепенно и уверенно выходит на лидирующие позиции в мировой экономике. Иными словами, Китай без пяти минут мировая держава, в то время как новое биполярное устройство мира менее всего выгодно именно США, которые уже привыкли к своему статусу мирового гегемона за последние 20 с лишним лет. При этом, «Великий красный дракон» столкнулся с рядом внутренних проблем, таких как практически нищенское существование значительной части населения, преимущественно в глубинке, а также перенаселенность. То, что Китая необходимо расширять жизненное пространство – очевидный факт. При этом, учитывая то, как в последнее время разворачиваются российско-китайские отношения, наиболее вероятным для внешней политики Поднебесной выглядит разворот против традиционно поддерживаемых и опекаемых США стран азиатского региона. В первую очередь, конечно, Тайваня.

Наконец, третьим поводом для беспокойства американской элиты на данный момент является ситуация в Восточной Европе, а именно – отношения с Россией. До недавних событий с отношениях двух держав имела место система традиционных сдержек и противовесов, и Россию в Белом доме воспринимали, в общем то, как игрока в большей степени статичного, не способного на решительную игру с крупными ставками. Ценой этого полагалось членство российской стороны в «большой восьмерке», а так же ряд совместных проектов двух государств. Однако недавние события поставили американскую восточноевропейскую стратегию в тупик. Теперь Вашингтону приходится лавировать, стараясь одновременно не допустить усиления позиций России, вбить клин между Москвой и Пекином, но при этом сделать все посредством наименьших вложений и рисков.

В то же время, возможен вариант, при котором Барак Обама просто будет тянуть с решением «российского» вопроса, с целью передать его «по наследству» своему преемнику на посту президента. В таком случае ждать кардинальных сдвигов в отношениях между Вашингтоном и Москвой не последует как минимум до 2017 года, когда истекают его полномочия. Осложняет ситуацию и то, что Обаме, по сути, придется играть на две стороны – проводить непосредственную государственную линию США, и в то же время поддерживать позиции НАТО в Европе. И если в первом вопросе он еще может позволить себе «заморозить» ситуацию, то во втором случае решает не только он один, и в условиях затягивающегося кризиса страны члены НАТО из числа европейских стран могут оказывать на него давление, побуждая к более активным действиям по разрешению кризиса.

Как бы то ни было, но для Белого дома наступил, пожалуй, самый тяжелый этап за все время президентства Обамы, череда успехов 2010-2011 годов сменилась ростом внешних угроз и сложностями в реализации политического курса практически на всех направлениях. И в этих условиях Белому дому или придется буквально совершить чудо, или Барак Обама станет одним из наименее эффективных и успешных американских президентов за последние лет 50. 

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.