24.09.2014, 00:35
Не рассчитали: политика США в условиях новых угроз
Не рассчитали: политика США в условиях новых угрозМеждународная военная политика
Белый дом оказался в довольно затруднительном положении – планируемое сокращение военного бюджета, ставшее одним из ключевых пунктов программы Барака Обамы, теперь под вопросом. Вызвано это резким усложнением политической обстановки в мире, в результате которой США оказались лицом к лицу с потенциальными угрозами, которые еще год назад не фигурировали в прогнозах.

В первую очередь, это касается всплеска активности исламистов на Ближнем Востоке – там ситуация уже дошла до критической стадии. Во вторых, определенное беспокойство Вашингтону доставляет ситуация в Украине и, параллельно с этим, стремление Китая к усилению позиций в Азии. Иными словами, у Белого дома появилось три новых «фронта», что автоматически откладывает изменения в военном бюджете страны на неопределенный срок.

При этом, кабинет Барака Обамы уже дважды откладывал обнародование государственной стратегии в вопросах национальной безопасности, несмотря на то, что это должно было стать одним из первых шагов после переизбрания президента. Очевидно, что Белому дому приходится спешно подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку в мире и буквально на ходу менять утвержденные ранее планы.

Одним из основных обещаний Обамы на выборах в 2012 году было перераспределение бюджетных средств, которые ранее тратились на содержание войск в Ираке и Афганистане, на внутренние нужды страны. Теперь же это обещание президента выглядит как минимум трудновыполнимым, учитывая серьезное противодействие, которое Белый дом встречает на вышеперечисленных направлениях.

Помимо ожидаемого негодования общественности внутри страны, президенту США предстоят непростые объяснения с европейскими и азиатскими партнерами и союзниками, которые недовольны усилением напряженности на Ближнем Востоке, Европе и Азии, и ожидают от Обамы конкретных решений и гарантий того, что противники США и их союзников не сместят баланс сил в свою пользу.

В итоге складывается двоякая ситуация – с одной стороны Обама должен выполнять обещание, данное американскому народу, и сократить военные расходы, с другой – ему, вероятно, придется усиливать присутствие в естественных зонах интересов НАТО, для того чтобы как минимум сохранить статус кво в условиях усиления позиций противников Белого дома.

Как уже было сказано выше, на настоящий момент проблемой № 1 для кабинета Обамы является Ирак. Хотя бы потому, что и с Китаем и с Россией можно сесть за стол переговоров в любой момент – и Москва и Пекин в равной степени открыты для диалога. Что же касается исламистов, то здесь единственно возможным способом урегулирования конфликта является прямое военное вмешательство – сторонники Халифата попросту отказываются вести переговоры. В этих условиях вывод войск из Ирака в 2011 году, ставший во многом пропуском Обамы ко второму президентскому сроку, может показаться если не ошибкой, то, как минимум, довольно поспешным решением. При этом, «отыграть назад» Белый дом вряд ли сможет – американская общественность не позволит правительству снова начинать в Ираке полномасштабную операцию.

В отношении Китая ситуация тоже не особенно ясна – Поднебесная постепенно и уверенно выходит на лидирующие позиции в мировой экономике. Иными словами, Китай без пяти минут мировая держава, в то время как новое биполярное устройство мира менее всего выгодно именно США, которые уже привыкли к своему статусу мирового гегемона за последние 20 с лишним лет. При этом, «Великий красный дракон» столкнулся с рядом внутренних проблем, таких как практически нищенское существование значительной части населения, преимущественно в глубинке, а также перенаселенность. То, что Китая необходимо расширять жизненное пространство – очевидный факт. При этом, учитывая то, как в последнее время разворачиваются российско-китайские отношения, наиболее вероятным для внешней политики Поднебесной выглядит разворот против традиционно поддерживаемых и опекаемых США стран азиатского региона. В первую очередь, конечно, Тайваня.

Наконец, третьим поводом для беспокойства американской элиты на данный момент является ситуация в Восточной Европе, а именно – отношения с Россией. До недавних событий с отношениях двух держав имела место система традиционных сдержек и противовесов, и Россию в Белом доме воспринимали, в общем то, как игрока в большей степени статичного, не способного на решительную игру с крупными ставками. Ценой этого полагалось членство российской стороны в «большой восьмерке», а так же ряд совместных проектов двух государств. Однако недавние события поставили американскую восточноевропейскую стратегию в тупик. Теперь Вашингтону приходится лавировать, стараясь одновременно не допустить усиления позиций России, вбить клин между Москвой и Пекином, но при этом сделать все посредством наименьших вложений и рисков.

В то же время, возможен вариант, при котором Барак Обама просто будет тянуть с решением «российского» вопроса, с целью передать его «по наследству» своему преемнику на посту президента. В таком случае ждать кардинальных сдвигов в отношениях между Вашингтоном и Москвой не последует как минимум до 2017 года, когда истекают его полномочия. Осложняет ситуацию и то, что Обаме, по сути, придется играть на две стороны – проводить непосредственную государственную линию США, и в то же время поддерживать позиции НАТО в Европе. И если в первом вопросе он еще может позволить себе «заморозить» ситуацию, то во втором случае решает не только он один, и в условиях затягивающегося кризиса страны члены НАТО из числа европейских стран могут оказывать на него давление, побуждая к более активным действиям по разрешению кризиса.

Как бы то ни было, но для Белого дома наступил, пожалуй, самый тяжелый этап за все время президентства Обамы, череда успехов 2010-2011 годов сменилась ростом внешних угроз и сложностями в реализации политического курса практически на всех направлениях. И в этих условиях Белому дому или придется буквально совершить чудо, или Барак Обама станет одним из наименее эффективных и успешных американских президентов за последние лет 50. 

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.