24.09.2014, 00:35
Не рассчитали: политика США в условиях новых угроз
Не рассчитали: политика США в условиях новых угрозМеждународная военная политика
Белый дом оказался в довольно затруднительном положении – планируемое сокращение военного бюджета, ставшее одним из ключевых пунктов программы Барака Обамы, теперь под вопросом. Вызвано это резким усложнением политической обстановки в мире, в результате которой США оказались лицом к лицу с потенциальными угрозами, которые еще год назад не фигурировали в прогнозах.

В первую очередь, это касается всплеска активности исламистов на Ближнем Востоке – там ситуация уже дошла до критической стадии. Во вторых, определенное беспокойство Вашингтону доставляет ситуация в Украине и, параллельно с этим, стремление Китая к усилению позиций в Азии. Иными словами, у Белого дома появилось три новых «фронта», что автоматически откладывает изменения в военном бюджете страны на неопределенный срок.

При этом, кабинет Барака Обамы уже дважды откладывал обнародование государственной стратегии в вопросах национальной безопасности, несмотря на то, что это должно было стать одним из первых шагов после переизбрания президента. Очевидно, что Белому дому приходится спешно подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку в мире и буквально на ходу менять утвержденные ранее планы.

Одним из основных обещаний Обамы на выборах в 2012 году было перераспределение бюджетных средств, которые ранее тратились на содержание войск в Ираке и Афганистане, на внутренние нужды страны. Теперь же это обещание президента выглядит как минимум трудновыполнимым, учитывая серьезное противодействие, которое Белый дом встречает на вышеперечисленных направлениях.

Помимо ожидаемого негодования общественности внутри страны, президенту США предстоят непростые объяснения с европейскими и азиатскими партнерами и союзниками, которые недовольны усилением напряженности на Ближнем Востоке, Европе и Азии, и ожидают от Обамы конкретных решений и гарантий того, что противники США и их союзников не сместят баланс сил в свою пользу.

В итоге складывается двоякая ситуация – с одной стороны Обама должен выполнять обещание, данное американскому народу, и сократить военные расходы, с другой – ему, вероятно, придется усиливать присутствие в естественных зонах интересов НАТО, для того чтобы как минимум сохранить статус кво в условиях усиления позиций противников Белого дома.

Как уже было сказано выше, на настоящий момент проблемой № 1 для кабинета Обамы является Ирак. Хотя бы потому, что и с Китаем и с Россией можно сесть за стол переговоров в любой момент – и Москва и Пекин в равной степени открыты для диалога. Что же касается исламистов, то здесь единственно возможным способом урегулирования конфликта является прямое военное вмешательство – сторонники Халифата попросту отказываются вести переговоры. В этих условиях вывод войск из Ирака в 2011 году, ставший во многом пропуском Обамы ко второму президентскому сроку, может показаться если не ошибкой, то, как минимум, довольно поспешным решением. При этом, «отыграть назад» Белый дом вряд ли сможет – американская общественность не позволит правительству снова начинать в Ираке полномасштабную операцию.

В отношении Китая ситуация тоже не особенно ясна – Поднебесная постепенно и уверенно выходит на лидирующие позиции в мировой экономике. Иными словами, Китай без пяти минут мировая держава, в то время как новое биполярное устройство мира менее всего выгодно именно США, которые уже привыкли к своему статусу мирового гегемона за последние 20 с лишним лет. При этом, «Великий красный дракон» столкнулся с рядом внутренних проблем, таких как практически нищенское существование значительной части населения, преимущественно в глубинке, а также перенаселенность. То, что Китая необходимо расширять жизненное пространство – очевидный факт. При этом, учитывая то, как в последнее время разворачиваются российско-китайские отношения, наиболее вероятным для внешней политики Поднебесной выглядит разворот против традиционно поддерживаемых и опекаемых США стран азиатского региона. В первую очередь, конечно, Тайваня.

Наконец, третьим поводом для беспокойства американской элиты на данный момент является ситуация в Восточной Европе, а именно – отношения с Россией. До недавних событий с отношениях двух держав имела место система традиционных сдержек и противовесов, и Россию в Белом доме воспринимали, в общем то, как игрока в большей степени статичного, не способного на решительную игру с крупными ставками. Ценой этого полагалось членство российской стороны в «большой восьмерке», а так же ряд совместных проектов двух государств. Однако недавние события поставили американскую восточноевропейскую стратегию в тупик. Теперь Вашингтону приходится лавировать, стараясь одновременно не допустить усиления позиций России, вбить клин между Москвой и Пекином, но при этом сделать все посредством наименьших вложений и рисков.

В то же время, возможен вариант, при котором Барак Обама просто будет тянуть с решением «российского» вопроса, с целью передать его «по наследству» своему преемнику на посту президента. В таком случае ждать кардинальных сдвигов в отношениях между Вашингтоном и Москвой не последует как минимум до 2017 года, когда истекают его полномочия. Осложняет ситуацию и то, что Обаме, по сути, придется играть на две стороны – проводить непосредственную государственную линию США, и в то же время поддерживать позиции НАТО в Европе. И если в первом вопросе он еще может позволить себе «заморозить» ситуацию, то во втором случае решает не только он один, и в условиях затягивающегося кризиса страны члены НАТО из числа европейских стран могут оказывать на него давление, побуждая к более активным действиям по разрешению кризиса.

Как бы то ни было, но для Белого дома наступил, пожалуй, самый тяжелый этап за все время президентства Обамы, череда успехов 2010-2011 годов сменилась ростом внешних угроз и сложностями в реализации политического курса практически на всех направлениях. И в этих условиях Белому дому или придется буквально совершить чудо, или Барак Обама станет одним из наименее эффективных и успешных американских президентов за последние лет 50. 

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.