11.09.2014, 12:04
Не надо провоцировать Россию
Не надо провоцировать РоссиюМеждународная военная политика
Отдельные европейские лидеры и официальный Киев продолжают курс на обострение украинского кризиса. В итоге они могут добиться того, что Владимир Путин просто перестанет соблюдать условия минского компромисса.

Так, сейчас, по словам российского президента, Запад использует ситуацию на Украине для усиления НАТО. «Кризис на Украине, который был спровоцирован и создан нашими западными партнерами, используется для реанимации этого военного блока. Все это, безусловно, будет нами учтено при принятии решений по поводу обеспечения безопасности нашей страны. Мы должны будем сделать все для того, чтобы эта безопасность была абсолютно надежно гарантирована», - отметил российский президент.

Дело в том, что блоку действительно было непросто найти свое место в мире после окончания холодной войны. Организация Варшавского договора, которую сдерживал Альянс, распалась, а наследница СССР Россия не видела свое будущее в конфликте с западными странами. Частично реанимировать полезность блока удалось во время войн на пространстве бывшей Югославии, однако когда Сербия была расчленена и унижена, а бывшие югославские республики вошли в зону влияния европейских стран, НАТО снова оказалась без смысла существования. Операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии были далеки от интересов ряда стран-участниц Альянса, что собственно, и сказалось на их эффективности. Однако нынешний конфликт на Украине действительно может вдохнуть в Альянс вторую жизнь, поскольку речь идет о противодействии ревизионистской, по мнению ряда западных чиновников, политике России, которая хочет отказаться от статуса проигравшей стороны в холодной войне.

Однако, с другой стороны, слова президента о том, что Россия сделает все для надежной гарантии собственной безопасности, не могут не вызывать некоторой тревоги. Учитывая склонность к преувеличению степени угроз, свойственную российским генералам и политическому истеблишменту (и обусловленную, прежде всего, историей сложных взаимоотношений между Россией и ее соседями), существует риск того, что наши ответы будут неадекватными. Например, на сравнительно безвредное размещение американской базы в Эстонии мы можем ответить установкой дополнительных ракет1 или даже наращиванием ракетно-ядерного потенциала (хоть Владимир Путин и обещает не втягивать страну в гонку вооружений, обстоятельства и фобии могут быть сильнее рациональных оценок). Мало того, что военные ответы повлекут за собой дополнительные бессмысленные расходы (текущего ракетно-ядерного потенциала вполне достаточно для того, чтобы защитить Россию от полномасштабной войны с великими державами), так еще и вызовут закручивание спирали конфронтации. США и Европа будут отвечать на наши угрозы, мы ответим на их ответы, и не понятно до какого уровня дойдет это противостояние.

Так, российский президент уже говорит о возможности изоляции. «Мы не намерены искусственно разрывать кооперацию с зарубежными партнерами, но необходимо учитывать имеющиеся риски. Наша промышленность должна быть готова сама выпускать критически важное оборудование, компоненты, материалы, обладать соответствующими производственными мощностями, технологиями, разработками и техническими заделами», - отметил Владимир Путин.

Ясно одно - в этой конфронтации Россия однозначно проиграет по причине неравенства экономического потенциала. Проиграет она и если Европа заставит ее разверуться полностью к Китаю. Однако следует понимать, что и для Европы эта конфронтация принесет мало хорошего - Старый свет ждет экономическая стагнация и возвращение в политическую зависимость от Соединенных Штатов. Поэтому в наших общих интересах эту конфронтацию предотвратить.

Однако если мы стараемся вести себя осторожно, то Европа пока ничего предотвращать не собирается. Так, несмотря на достижение Минских соглашений и внешнего прогресса в деле стабилизации ситуации на Украине, Старый свет все равно планирует вводить против России5 очередной пакет санкций. Для этого находящимся под давлением США и собственных страхов европейским лидерам нужно преодолеть сопротивление ряда стран, а также оставить в стороне возражения представителей собственного бизнес-сообщества - по словам председателя европейского парламента Мартина Шульца, санкции нельзя подвергать сомнению из-за экономических интересов отдельных государств. «К нам, Европейскому Союзу с единой внешней политикой и политикой безопасности, будут относиться всерьез только тогда, когда мы доводим до конца принятые решения», - отметил политик.

В итоге, по словам финского премьера Александра Стубба (который, напомним, ранее возражал против принятия санкций) новый пакет ограничительных мер может быть введен уже 12 сентября. В ответ Россия угрожает серьезными последствиями, в том числе и на Украине. «Наверное, все должны понимать, что, раскручивая спираль санкций и конфронтации, и уничтожая последние элементы доверия, тяжелейший украинский кризис не разрешить, и уж точно не построить безопасную и благополучную Европу, Европу без разделительных линий»1, - поясняет председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

По сути если санкции будут введены, то у России исчезнет второй важный стимул вести себя на Украине относительно умеренно - Москва пыталась сохранить хотя бы рабочие отношения с ЕС и носить тогу миротворца, однако в итоге она поймет, что к ней относятся и будут относиться предвзято. Первый же стимул уже исчез, поскольку украинский президент с упорством обреченного отказывается от федерализации или конфедерализации Украины.

По его плану регионам лишь дадут право выбирать губернаторов и предоставят местным общинам дополнительные полномочия. Что же касается Донбасса, то Петр Порошенко уверяет, что части этой территории будет предоставлен «временный особый статус»1, который де-факто будет снят после начала новой военной операции Киева. Это явно не то, чего хочет Россия от Украины. И, если данный сценарий не будет реализован в нужном для Москвы (а также и для самой Украины как государства - тут, что бывает нечасто, государственные интересы обеих противоборствующих сторон практически сходятся), а Европа продолжит раскручивать санкционную спираль, то у России останется лишь одна реальная альтернатива: к радости руководства ДНР и ЛНР работать в пользу проекта «Новороссия».

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.