01.07.2015, 19:37
Наш ответ «Мистралям»
Наш ответ «Мистралям»Международная военная политика
В Петербурге на Военно-морском салоне помечтали и о новом российском авианосце.

Международный Военно-морской салон открылся в Петербурге. Проводится он раз в два года, нынче стал уже седьмым. И, кажется, не столь масштабным, как, например, в 2013-м. Тогда на берега Невы, а, точнее, Финского залива — проходит салон в выставочном комплексе «Ленэкспо» у морского вокзала Северной столицы — съехались представители большинства государств Западной Европы, а также США, Японии, Китая, Индии.

Впрочем, что касается наших друзей и партнеров с Востока, то их и на этот раз хватает. А вот американцы и большинство государств Старого Света нынешний салон проигнорировали. Некоторые из «отказников» даже не ответили организаторам на приглашение.

Среди тех, кто отказался участвовать, — французская компания DCNS, строившая для России «Мистрали». Но, как говорят в кулуарах, — не по своей воле. Якобы, на неё «надавили» из Елисейского дворца.

Тем не менее, из Франции представители приехали: фирма ECA Group (тренажеры-симуляторы) и EURONAVAL (устроители французского Военно-морского салона). И, насколько удалось понять корреспонденту «СП», обе очень довольны, что не поддались давлению политиков.

Так, специалист по тренажерам-симулятором по имени Роже, неплохо владеющий русским языком, в течение десяти минут без остановки рассказывал журналистам о том, как много дают такие выставки, сколько новых знакомых он успел обрести только за первый день салона, и какие надежды в развитии своего бизнеса связывает с этими знакомствами…

По понятным причинам нет на этот раз среди участников и представителей Украины. Хотя два года назад они были среди самых активных. Обошли, помнится, все выставочные павильоны, поднялись на корабли, пришвартованные у «Ленэкспо», что-то постоянно записывая, фотографируя…

Нет на этот раз у стенки и ни одного иностранного корабля. Только отечественные. Тем не менее, если верить официальным данным, обнародованным в среду на полуденной пресс-конференции, потерял ВМФ-салон с отсутствием иных зарубежных партнеров не так уж и много. Как сказал заместитель генерального директора «Рособоронсервиса» Игорь Севастьянов, «у нас контрактов хватает, и без нынешних „отказников" вполне обойдемся». Конкретно — в портфеле корпорации заказов, относящихся к вооружениям ВМФ, сейчас на пять миллиардов долларов.

А вот точные цифры, свидетельствующие о растущем авторитете салона: в Питер приехали 62 делегации из 46 стран, 10 главкомов ВМФ различных государств, 176 фирм, включая иностранные, с 3800 наименованиями своей продукции. А также — несколько десятков российских промышленных предприятий, НИИ, КБ и корпораций из 27 городов.

— Конкурентная способность российской военно-морской техники не вызывает сомнений, — подчеркнул господин Севастьянов. — И, что самое важное, она имеет хорошие перспективы на международном рынке. Здесь и сейчас, в Петербурге, представлен весь диапазон новой военно-морской техники. Для сведения: она в свою очередь составляет 15 процентов от всего военного экспорта нашей страны.

Ваш корреспондент прошла по павильонам, пообщалась со специалистами, чтобы понять, насколько действительно преуспеваем (или хотя бы просто — успеваем!) за новейшими веяниями в морском вооружении.

Начала с нынешнего российского моряка № 1 — главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова.

Что нового продемонстрируете в «Ленэкспо», Виктор Викторович? Накануне было много разговоров, что показывать, в общем-то, нечего, всё новое либо ещё только создается, либо «хорошо переделанное старое».

— Это не более чем домысли несведущих людей. Представляем мы на салоне только современное вооружение и новейшее оборудование. Другое дело, что не все из того, что хотели бы, можно показать по чисто техническим причинам. В частности, из-за особенностей акватории у морского вокзала Петербурга. Или из-за того, что какой-то корабль, субмарина находятся на очередных плановых испытаниях. Как, скажем, фрегат «Адмирал Горшков», который в море. На испытаниях и новейшее спасательное судно «Игорь Белоусов».

Здесь, на выставке — десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — самый большой в мире корабль на воздушной подушке, корветы проекта 20380, предназначенные для уничтожения надводных кораблей и подводных лодок, а также для ракетно-артиллерийских ударов по береговым целям…

Есть, что показать и что посмотреть заинтересованным лицам! Смею утверждать, что в России сейчас наметился подъем в строительстве современных военных кораблей, их оснащению самым передовым в мире оборудованием и вооружением. Вот вам пример — противодиверсионный катер, развивающий скорость до 30 узлов, оснащенный скорострельным оружием и радиоэлектронными средствами защиты, транспортирующий 25 десантников.

— На недавнем международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке был представлен проект отечественного десантного корабля типа «Мистраль». Он будет строиться «по образу и подобию» неполученных нами из-за антироссийских санкций «французов»?

— Наш будущий корабль намного превзойдет «Мистрали»! Способен будет нести на борту 16 вертолетов, 450 человек десанта, 80 единиц боевой техники морской пехоты. У меня нет сомнений, что российская промышленность справится с задачей.

— Но вы не будете отрицать, что из-за событий на Украине возникли проблемы с комплектующими? В частности, с турбинами для крупных надводных кораблей, из-за чего приостановлены работы и отодвинуты сроки их сдачи флоту, запланированной на 2016−2017 годы?

— Отрицать не буду, задержки есть. И они вполне объяснимы: вся система кораблестроения была выстроена таким образом, что задействован в ней был практически весь Советский Союз. Корпоративно строились корабли. Изменить систему в мгновение ока невозможно, на это требуются годы. Но перестраивать уже начали. В прошлом году создано акционерное общество «Сатурн», уже в 2018 году оно приступит к выпуску отечественных корабельных турбин. К 2020 году, то есть, через пять лет, проблему с замещением, уверен решим.

— Возвращаясь к вопросу о «Мистралях». Недавно прошла новость о том, что Россия получила от французов проекты этих вертолетоносцев и сможет строить их сама. Потом, правда, военные стали опровергать эту информацию. Как и связанную со штрафными выплатами за непоставку этих кораблей…

— Позвольте мне не комментировать ситуацию вокруг «Мистралей». Все решения, касающихся их, принимает высшее руководство нашего государства.

Пока вокруг французских вертолетоносцев, как говорится, суд да дело, отечественные конструкторы разработали свой «ответ Француа Оланду». В чем корреспондент «СП» убедилась, заглянув в павильон Крыловского государственного научного центра. Изначально привлекла мое внимание большая группа мужчин в белых морских кителях, совсем не похожих на отечественные. Подошла, прислушалась, полюбопытствовала, что так внимательно рассматривают. Оказалось, заинтересовал индийских, а также арабских флотских специалистов модель нашего перспективного авианосца. Его уменьшенная копия пока на высоком постаменте, укрытая стеклом — большая и красивая, с самолетами на широкой палубе.

— Подобные корабли имеют только пять флотов мира из-за их дороговизны, — говорит Владимир Пепеляев, начальник отделения Крыловского института, вице-адмирал в отставке. — Любой современный авианосец — это вершина технологических и промышленных достижений. По нему можно судить о мощности того или иного государства. Будет и у нас свой суперсовременный авианосец!

Кстати, в США разрабатывают сейчас собственный проект такого корабля, аналогичный… нашему! В разработке института учтено все, что наработано на сегодняшний день в современном кораблестроении. А также в других областях науки и техники, в частности, в авиации. Ведь наш корабль — это конгломерат авиации и флота. Поэтому над проектом мы работали с КБ Объединенной авиационной корпорации.

— Этот проект — чистая фантастика или реальное будущее отечественного флота?

— Мы фантастикой не занимаемся. Работая над проектом, продумали облик будущего авианосца, оценили его возможности, стоимость постройки. Все реально! Двигатели предполагается использовать атомные. На борту будет две ядерные установки, задаваемая ими мощность позволит развивать скорость до 32 узлов. Продумана и возможность оперативной модернизации с учетом того, что технологии не стоят на месте, развиваются в наш электронный век стремительно.

— И сколько потребуется средств на его создание?

— Постройка такого корабля обойдется в 150−160 млд. рублей. Для перспективного многоцелевого современного авианосца, считаю, не так уж и много.

— Иностранные участники салона, побывавшие в павильоне Крыловского института, задавали немало вопросов, касающихся авианосца. О чем чаще всего спрашивали?

— О том, чем он лучше «Мистраля». Отвечал: их нельзя сравнивать, разного класса корабли. Французский корабль-док — это десантный вертолетоносец. А наш — чистый авианосец. Его экипаж без летного состава будет порядка 1200 человек. Быстроходный. Маневренный. Ходить сможет по всем морям-океанам!

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.
Конфликты  11.01.2017
Военная операция Qadimun Ya Naynawa («Мы идем, Ниневия») по освобождению Мосула, начатая 16 октября 2016 года, освещается крайне скудно, как независимыми западными СМИ, так и пресс-службами коалиции. Напомним, что сейчас город насчитывает примерно 1,5 миллиона жителей, многие из которых и