06.04.2015, 15:23
«Наградить посмертно»
«Наградить посмертно»Международная военная политика
Как пилоты ценой собственной жизни спасали города и села.

6 апреля 1966 года у советского истребителя-перехватчика Як-28П, выполнявшего полет в небе ГДР, отказали оба двигателя. Внизу находились густонаселенные районы Берлина. Летчики Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов, пожертвовав собственными жизнями, увели самолет от жилых кварталов, благодаря чему были спасены сотни мирных горожан. Это не единичный случай, когда герои ставят свой гражданский долг выше собственной жизни.


«Огромное небо одно на двоих»

Капитан Борис Владиславович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов служили в 668 авиационном полку 132 бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии, который дислоцировался в восточногерманском городе Финове. В апреле 1966 года звено Капустина получило приказ перегнать самолеты Як-28П, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. Летчики ожидали разрешения на вылет до 3 часов дня, поскольку с утра была повышенная облачность.

В 15.30 поднявшись на высоту 4000 метров, звено пробило сплошную облачность и легло на заданный курс. Через 12 минут у самолета Капустина, который вел звено, отказали сразу два двигателя. Как впоследствии выяснилось, причиной отказа стал помпаж.

Капустин безрезультатно пытался вновь запустить двигатели, но самолет продолжал терять скорость и высоту. С командного пункта поступила команда катапультироваться. Но облачность стала реже, и внизу стали различимы городские кварталы. Капустин решил остаться и увести самолет за пределы Берлина. «Прыгай!», - скомандовал он штурману Янову. Но тот остался, понимая, что отстрел катапульты направит самолет вниз.

Шанс спасти не только горожан, но и себя у летчиков был. Вскоре они увидели озеро Штессензее и решили дотянуть до него, приводнившись. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе с оживленным автомобильным движением. С неимоверным усилием Капустин рванул на себя штурвал. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, под большим углом, ушел в воду, под толстый слой ила.

Герои погибли в английском секторе Западного Берлина в нескольких сотнях метров от советского сектора. И самолет поднимали со дна английские водолазы. 8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр, представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. В церемонии прощания с героями, тела которых с аэродрома отправляли на родину, приняли участие десятки тысяч немцев, которые прибыли в Берлин со всех концов страны.

Борису Владиславовичу Капустину и Юрию Николаевичу Янову посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. Их подвиг лег в основу песни Роберта Рождественского и Оскара Фельцмана «Огромное небо», которую исполняла Эдита Пьеха.


Герои Липецка

Спустя два года трагедия произошла также с Яком, но не с перехватчиком, а с фронтовым бомбардировщиком Як-28. 17 декабря 1968 года пилот майор Сергей Максимович Шерстобитов и штурман Леонтий Александрович Кривенков, служившие в Липецком центре войсковых испытаний и подготовки персонала ВВС им. В.П.Чкалова, выполняли тренировочный полет.

В небе загорелся левый двигатель. Летчикам удалось устранить пожар, но двигатель завести было невозможно. Шерстобитов принял решение возвращаться на аэродром, для чего необходимо было выполнить заход на посадку над Липецком. Неожиданно отказал и правый двигатель. Самолет терял высоту и в случае катапультирования неминуемо обрушился бы на город с полным боезапасом. Шерстобитов и Кривенко ценой собственных жизней предотвратили катастрофу, уведя бомбардировщик на пустырь. Они были посмертно награждены орденами Красного Знамени.


Чистое небо Крыма

11 мая 1979 года капитан Виктор Кубраков, служивший в морском авиаполку Черноморского флота, спас жителей села Янтарное Красногвардейского района Крыма. Он направлял сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М2 с авиабазы на полигон «Свободный порт» для учебного бомбометания. В экипаж входили штурман Виктор Перелевченко, штурман-инструктор Альберт Каленихин и второй пилот Евгений Кузнецов.

На высоте 3200 метров обнаружились неполадки в работе одного двигателя. Экипаж начал бороться за жизнь самолета, но события развивались катастрофически. Вскоре двигатель загорелся, а затем взорвался вместе с топливным баком. Три члена экипажа были не в состоянии покинуть самолет из-за громадных перегрузок, и командир произвел принудительное катапультирование. А сам остался.

Практически не слушавшийся пилота бомбардировщик с полным боекомплектом шел на село. Кубраков неимоверными усилиями удерживал самолет от падения. Взрыв при столкновении с землей произошел в двух километрах от Янтарного.

Когда эксперты проанализировали аварию, стало понятно, что если бы не героический поступок пилота, бомбардировщик рухнул бы на сельскую школу, где в это время шли занятия.

Капитан Виктор Владимирович Кубраков был посмертно награжден орденом Красного Знамени.


Это было под Харьковом

6 марта 1980 года старший летчик-инструктор 812 учебного авиаполка Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков 30-летний майор Виктор Михайлович Казанцев возвращался из учебного полета на аэродром на истребителе МиГ-21. Внезапно в воздух поднялась стая ворон, и птицы, попав в двигатель, повредили его. Двигатель заглох, и самолет начал стремительно терять высоту.

Казанцев получил приказ катапультироваться. Однако прямо по курсу находился густонаселенный поселок Куриловка Купянского района Харьковской области. Руководитель полетов еще дважды повторил приказ, но пилот оставался в кабине, уводя падающий самолет от домов. Он дотянул до лесопосадки и катапультировался, но было уже слишком поздно. Парашют не успел раскрыться, летчик погиб. Майор Виктор Михайлович Казанцев посмертно был награжден орденом Красной Звезды.


Белорусский дубль

Первым Героем Беларуси стал полковник 61 истребительной авиабазы Западного оперативно-тактического командования ВВС Беларуси Владимир Корват. Это звание было присвоено ему посмертно.

23 мая 1996 года во время совершения учебного полета в Барановичах его Су-27 отказал. Получив приказ катапультироваться, Корват 14 секунд, которые оставались до падения самолета, уводил его от расположенных рядом деревень Арабовщина и Большое Гатище.

О подвиге Корвата в фильме «Обычный герой» сказал его коллега – полковник той же авиабазы Александ Марфицкий: «Он действительно совершил героический поступок. Увел самолет. Все-таки 24 тонны, 4 тонны топлива, если б он упал где-то в населенный пункт…Очень много было бы жертв, тем более уже ночное время было, все люди находились дома».

30 августа 2009 года точно такой же героический поступок совершил и сам Марфицкий. Он и Александр Журавлевич выполняли демонстрационный полет на истребителе-спарке Су-27УБМ на авиа-шоу в польском городе Радоме. Во время выполнения фигур высшего пилотажа в самом конце программы самолет резко потерял высоту и скрылся в лесу. И тут же прогремел взрыв. Причиной аварии стала птица, попавшая в воздухозаборник.

Белорусские пилоты ценой собственной жизни предотвратили тяжкие последствия, поскольку самолет начал падать на населенный пункт и посетителей авиасалона. Осознавая опасность страшной трагедии, белорусские летчики смогли увести падающий истребитель в сторону. Однако из-за слишком малой высоты, оставшейся после маневра, времени на катапультирование у пилотов не оставалось.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.