17.10.2014, 00:07
На рубеже обновления боевых средств России
На рубеже обновления боевых средств РоссииМеждународная военная политика
28 ноября 2014 года исполнится 85 лет со дня образования Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации – ведущего органа военного управления Вооруженных сил России, отвечающего за решение вопросов формирования основных направлений военно-технической политики, создания, совершенствования и развития системы вооружения. В 1929 году в РККА была учреждена должность начальника вооружений, которому было поручено ведать вопросами разработки новых образцов вооружения, постановки их на производство, контроля исполнения заказов промышленными предприятиями и технической подготовкой промышленности к выполнению задач в военное время.

Деятельность аппарата начальника вооружения определила переход от планирования развития вооружений и военной техники по отдельным видам к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения, включающим разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), капитальное строительство военных объектов при оптимальной увязке потребностей Вооруженных сил с объемами средств, выделяемых на эти цели. Многие поколения специалистов Департамента вооружения Минобороны РФ и его предшественников вносили и продолжают вносить свой неоценимый вклад в создание и оснащение войск первоклассным отечественным вооружением. Достигнутые результаты – это закономерный итог, базирующийся на богатейшем практическом опыте личного состава и традициях, сложившихся в департаменте.

Текущая деятельность Департамента вооружения осуществляется в условиях крайне нестабильной военно-политической обстановки и продолжающихся военных угроз национальной безопасности нашего государства практически по всему периметру государственной границы России. К сожалению, до настоящего времени остаются неурегулированными многие региональные конфликты, сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, имеющих общую границу с Российской Федерацией. В этих условиях в целях обороны и обеспечения национальной безопасности Россия целенаправленно и последовательно осуществляет политику, призванную сдерживать и предотвращать военные конфликты, совершенствовать свою военную организацию, а также формы и способы применения Вооруженных сил.

Существенно изменился характер современных войн, которые стали высокотехнологичными, динамичными и скоротечными, требующими как принципиально новых подходов к их ведению, так и военно-техническому обеспечению. Именно поэтому одним из важнейших приоритетов Российской Федерации является завершение создания современной армии, вооружение которой должны составить системы и комплексы ВВСТ, обеспечивающие не только адекватное реагирование на весь спектр существующих угроз военной безопасности, но и вероятных угроз будущего.


Гарантия ответного удара

Решение этой приоритетной задачи осуществляется в рамках проведения согласованной и сбалансированной военно-технической политики, основы которой, на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены президентом Российской Федерации 26 января 2011 года. Основные механизмы реализации современной военно-технической политики закреплены в комплексе соответствующих документов, а ее замысел состоит в том, чтобы, опираясь на минимально достаточный потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения, осуществить качественное перевооружение ВС РФ в соответствии с параметрами нового облика.

Ключевым документом в этой области является Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы, утвержденная президентом Российской Федерации в декабре 2010 года. Главной целью программы является комплексное развитие системы вооружения Российской Федерации на основе комплектных поставок современного отечественного вооружения.

Исходя из потребностей нового облика Вооруженных сил и требований нормативных документов, реализуется поддержание и скоординированное развитие потенциалов сил ядерного сдерживания, группировок войск (сил) общего назначения, сил и средств для решения специальных задач, а также информационно-управляющих систем.

Именно эти компоненты системы вооружения в первую очередь обеспечивают предотвращение развязывания против Российской Федерации и ее союзников ядерной агрессии, крупномасштабной или локальных войн с применением обычных средств поражения, а также заблаговременное вскрытие и предупреждение угроз национальной безопасности России. Базовым требованием при их развитии выступает необходимость создания системы вооружения Вооруженных сил, объединяющей в единый контур управления подсистемы вооружения группировок войск (сил) независимо от их дислокации на стратегических направлениях.

При этом комплектование системы вооружения и ее крупных подсистем новейшими комплексами (образцами) ВВСТ и обеспечивающих их применение средствами осуществляется по критерию обеспечения максимальной эффективности ведения боевых действий группировками войск (сил) независимо от масштаба вооруженного конфликта и складывающейся военно-стратегической обстановки.

Важным фактором в нейтрализации возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны) по-прежнему остается потенциал системы стратегических ядерных сил.

С учетом характера и содержания прогнозируемых угроз военной безопасности Российской Федерации в обозримой перспективе система стратегических вооружений ориентирована на гарантированное решение задачи ядерного сдерживания любого вероятного агрессора в любых условиях развития военно-политической обстановки, в том числе в условиях ядерного воздействия противником по объектам военной и государственной инфраструктуры.

Исходя из этого, основными направлениями развития рассматриваемой системы являются:

– комплексное развитие ударного и информационно-управляющего компонентов;

– дальнейшее развитие систем и средств боевого управления;

– перевооружение группировки стратегических ядерных сил на современные образцы ВВСТ, разработка перспективных образцов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок с новыми типами боевого оснащения, обладающими улучшенными энергомассовыми характеристиками;

– поддержание количественного состава стратегических вооружений на уровне, определенном международными соглашениями в рассматриваемой области.

Реализация этих направлений позволит решить задачу гарантированного нанесения неприемлемого ущерба любому противнику в ответ на развязанную им агрессию против Российской Федерации в любой форме ответных действий, в зависимости от сложившихся условий военно-политической и оперативно-стратегической обстановки.


Поставить заслон нападению из космоса

Другим важнейшим инструментом обеспечения стратегической стабильности является система вооружений Войск воздушно-космической обороны, предназначенных для вскрытия и отражения воздушно-космического нападения на объекты страны и группировки войск, а также оперативного оповещения органов государственного и военного управления. Создание воздушно-космической обороны страны обусловлено развитием воздушно-космических и ракетных технологий передовых стран мира, превращением воздушного и космического пространства в единую сферу вооруженной борьбы.

В настоящее время проведена необходимая работа по уточнению параметров системы вооружения Войск ВКО, и у нас есть полное понимание, какими средствами воздушно-космического нападения необходимо будет противодействовать в обозримой перспективе. Исходя из этого, создаваемая система будет сбалансированной по отношению к другим составляющим системы вооружения, а также адекватной возникающим угрозам и позволит в любых условиях обстановки обеспечить решение всего спектра задач, от предотвращения террористических актов с применением средств воздушно-космического нападения до реализации механизма силового стратегического сдерживания.

Поэтому перспективы развития системы вооружения Войск ВКО связаны в первую очередь со следующими основными направлениями:

– развертывание и совершенствование системы предупреждения о ракетном нападении на основе наземных, воздушных, космических и морских информационных средств для обеспечения глобального контроля воздушного и космического пространства;

– создание многофункциональных современных ударных систем противоракетной обороны различного базирования, в том числе на основе использования кинетического, электромагнитного и лазерного видов воздействия.

Реализация этих направлений обеспечит динамичное развитие системы вооружения войск ВКО, ее соответствие перспективным вызовам и угрозам в воздушно-космической сфере.

Развитие систем стратегических вооружений и воздушно-космической обороны неразрывно связано с развитием систем вооружения сил общего назначения как обеспечивающих их развертывание, применение и перегруппировку.

При этом силы общего назначения, в состав которых входят авиация, Сухопутные войска и Военно-морской флот, решают задачи по защите территориальной целостности и национальных интересов Российской Федерации, в том числе при возникновении локальных или региональных конфликтов.


Создать Единое информационное пространство

В интересах развития систем вооружения сил общего назначения реализуются следующие основные мероприятия:

– создание гиперзвукового оружия, перспективных авиационных комплексов, в том числе беспилотных;

– реализация программ строительства и ремонта кораблей с целью обеспечения противоборства в ближней морской зоне и боевой устойчивости сил ядерного сдерживания морского базирования;

– разработка новейших образцов ВВСТ с повышенными боевыми возможностями по поражению объектов противника в любых условиях обстановки;

– создание образцов высокоточного оружия, реализующих принцип «выстрелил-поразил»;

– оснащение войск безэкипажными, роботизированными средствами различного назначения;

– создание перспективных транспортных систем на основе унифицированных платформ.

При этом вновь разрабатываемые и поставляемые в войска образцы ВВСТ должны быть объединены в единый разведывательно-информационно-огневой комплекс, способный быстро обнаруживать, идентифицировать и уничтожать цели противника.

Реализация данного подхода обеспечивается объединением отдельных разновидовых радиоэлектронных систем боевого обеспечения, таких как системы сбора, обработки и передачи информации для обеспечения планирования операций и ведения боевых действий в рамках единого контура управления Вооруженными силами.

При этом общим направлением развития радиоэлектронных систем боевого обеспечения является формирование единого информационного пространства на базе распределенных информационно-вычислительных сетей и комплексной интеграции радиоэлектронных средств разведки, связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, автоматизации управления войсками и оружием в многофункциональные системы.

Интеграция разнородных боевых радиоэлектронных систем позволит в реальном масштабе времени обеспечивать оперативное и эффективное использование пространственно-разнесенных средств поражения с возможностью концентрации точки нанесения удара, а также выбора рационального состава средств поражения для решения поставленных задач в условиях высокой динамичности современных боевых действий.

К основным направлениям развития системы средств радиоэлектронного обеспечения относятся:

– широкое использование передовых информационных, телекоммуникационных технологий и создание территориально-распределенных банков информации;

– переход от иерархического стволового управления войсками и вооружением к распределенному сетецентрическому управлению;

– комплексное наращивание возможностей по ведению непрерывной разведки в масштабе времени, близком к реальному;

– создание техники РЭБ на новых физических принципах, использующей «устойчивые» способы и методы противодействия, эффективность которых практически не зависит от развития радиоэлектронных средств вероятного противника.

В целом развитие рассмотренных систем вооружений базируется на своевременных комплектных поставках в войска перспективных образцов вооружения, создаваемых на основе модульного подхода, не уступающих по характеристикам зарубежным аналогам и обладающих значительным уровнем унификации.

При этом развитие системы вооружения Вооруженных сил требует консолидации общих усилий всех органов государственной власти и организаций, участвующих в процессе военного строительства.

С учетом предпринимаемых в этом направлении мер, есть уверенность, что разработанные планы в области военного строительства будут своевременно реализованы в полном объеме, что обеспечит на долгосрочную перспективу военную безопасность Российской Федерации.


*** 

На нынешнем этапе военного строительства сотрудники департамента вооружения Министерства обороны РФ достойно продолжают традиции предшественников, осуществляют разработку проектов государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, уверенно проводят в жизнь единую военно-техническую политику в области развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.
Конфликты  11.01.2017
Военная операция Qadimun Ya Naynawa («Мы идем, Ниневия») по освобождению Мосула, начатая 16 октября 2016 года, освещается крайне скудно, как независимыми западными СМИ, так и пресс-службами коалиции. Напомним, что сейчас город насчитывает примерно 1,5 миллиона жителей, многие из которых и