23.06.2015, 12:53
Мрачный прогноз на погожее лето
Мрачный прогноз на погожее летоМеждународная военная политика
Об угрозе возвращения полномасштабной войны на Украине.

Когда год назад «шоколадный король» Петр Порошенко нежданно-негаданно обернулся новым президентом Украины, его наиболее важным, самым популярным предвыборным обещанием стало обязательство быстрого завершения войны на Востоке страны. Порошенко П.А. сам в тот момент щиро (искренне — укр.) по-царски отпускал себе на этот «подвиг» около трёх месяцев. Год спустя всем очевидно, что президент не сможет выполнить своё наивно-необеспеченное обещание. Несмотря на тягостно вымученное мирное перемирие в феврале 2015 г., ежедневные крупнокалиберные обстрелы, тяжелые ракетные удары регулярно наносятся вооруженными силами Украины по Донецку и Луганску, другим населенным пунктам Юго-Востока «Незалежной». Кровопролитие на Донбассе не прекращается. Гибнут люди, в основном мирное гражданское население. Даже Белый дом признает: фактически на Украине идет война против, прежде всего, этнических русских.

Военно-силовое противоборство сторон должно было, согласно Минским соглашениям, теперь уже полностью завершиться. В действительности, напротив, опасность возобновления полномасштабной войны сейчас вновь стала расти и укрепляться с начала столь благостного лета. Наблюдатели ОБСЕ в последнее время отмечают в приграничных районах между Украиной и РФ значительный рост массовых транспортных перевозок. Контингенты молодых людей в камуфляже стали интенсивно пресекать границу как «на охоту», так и «на рыбалку». Глава миссии наблюдателей ОБСЕ Пауль Пикард — об этом свидетельствуют его недавние мрачные заявления в СМИ — имеет все основания для серьезного беспокойства. Усиление напряженности в украинском кризисе прослеживается, к сожалению, по трем важным направлениям: Обострение в Донбассе, пространственное расширение кризиса в Приднестровье и дальнейшее нагнетание истерии по линии противостояния Запад — Россия.

Начнем с последнего. Поведение Запада в урегулировании этого конфликта — даже с точки зрения интересов самих правящих элит США и ЕС — крайне неэффективно и оттого бесперспективно. Так, например, известный американо-британский исследователь Эндрю Вильсон (Andrew Wilson) — сотрудник Европейского совета по международным отношениям, опубликовавший в ноябре 2014 г. книгу «Ukraine Crisis. What It Means for the West», заключает: западные державы не владеют ситуацией. Вместо бесплодных внутренних дискуссий, практически голословных обвинений Москвы во вмешательстве в события на Украине им, безусловно, следовало бы сосредоточиться, по его мнению, на разрешении кризиса, да, весьма трудоёмком, а главное — незамедлительном многофакторном урегулировании конфликта. Многие на Западе зациклились на начальной фазе, тогда как кризис, считает Э. Вильсон, уже достиг своей «седьмой» или даже «восьмой» фазы. Разъяснения касательно того, что является причинами тяжелейшего системного украинского конфликта, множатся и расширяются, но не способствуют его нынешнему улаживанию.

Близкой (но с иного ракурса) точки зрения придерживается известный британский историк Орландо Файджес (Orlando Figes), который энергично и бесстрашно призвал еэсовцев отказаться от попыток демонизировать В. Путина, перейти к диалогу, поскольку иной альтернативы для преодоления разногласий определенно не существует. Угрозы западных политиков в адрес Кремля лишь обостряют, по его мнению, ситуацию, ведут к политическому коллапсу, морально-ценностному крушению. Единственный реальный путь для выхода из кризиса заключается в том, убежден эксперт, чтобы попытаться установить новую форму диалога, развивать сотрудничество, не поступаясь при этом известными полит-цивилизационными принципами.

Несмотря на то, что в Минске было достигнуто соглашение о перемирии, Россия с одной стороны, а Украина и Запад — с другой, не достигли принципиального согласия в том, как именно этот конфликт может быть окончательно разрешен. Если лидер РФ раз за разом заявляет о безусловной целостности Украины при наделении Донбасса особым статусом, то власти в Киеве своими явно лукаво-«черепашьими» действиями (силовыми акциями, вялотекущей войной, экономической блокадой etc.) всячески выталкивают мятежные регионы из правового, политического, экономического пространства общей страны. Федерализация «Незалежной», по мнению нынешнего киевского руководства и их западных партнеров, кураторов, может стать сдерживающим, если не блокирующим, неприемлемым фактором на пути продвижения Украины в ЕС и НАТО. Такую цену за гражданский мир и социальное спокойствие 45-миллионной страны они, очевидно, не готовы заплатить. Напротив, нынешний «революционный» режим в Киеве готов пойти, несомненно, на любые возможные издержки ради вхождения в западные блоки и структуры — в целях окончательного стратегического отмежевания от Росс-«империи».

Итоги работы подгрупп контактной группы по урегулированию ситуации на Востоке Украины, (завершилась недавно — 16 июня с.г. в Минске) неоднозначно оцениваются участниками встречи. Хотя представители Донбасса и отмечали, что на мирных переговорах наметилась положительная динамика, которая, в целом, не оправдала их ожиданий. «Когда же процесс затягивается, — подчеркивал зампредседателя Народного Совета ДНР Д. Пушилин, — это отражается в ситуации на линии соприкосновения, и мы это буквально ощущаем на себе». Четко подтвердил слова коллеги уполномоченный представитель ЛНР на переговорах в Минске В. Дейнего: «Идет процесс даже не затормаживания, а саботирования со стороны Украины».

Настораживает эскалация пропагандистской истерии в отношении Приднестровья — как в официальных госструктурах Украины, так и в её свидомо-«державных» СМИ. Фактическая блокада ПМР с переброской к ее границам подразделений ВСУ, контакты Порошенко с румынским и молдавским руководством в контексте «приднестровского вопроса» фактически свидетельствуют о стремлении официального Киева всё же открыть свой «второй фронт». После назначения экс-президента Грузии М. Саакашвили главой Одесской области власти ДНР опасаются метастазной эскалации конфликта в соседнее Приднестровье. «История показывает, что там, где назначается Саакашвили, — находчиво заявил глава МИД ДНР А. Кофман, — Цхинвала не избежать». В такой хаотической, взрывоопасной обстановке остается ожидание только непосредственного толчка, нечаянной искры, из которой может, увы, разгореться пламя новой, ещё одной региональной войны. В этой связи недавно экс-министр иностранных дел Румынии К. Диконеску напугал общественность тем, что самоуверенно предсказал появление через полгода у России общей границы с Румынией. По его мнению, большой ошибкой прошедшего в Риге 21−22 мая 2015 г. саммита стран «Восточного партнерства» стал отказ западных держав от решений, которые бы еще больше интегрировали Молдавию в евроатлантические структуры.

Когда Порошенко пришел к высшей власти, повсеместно декларировалось, что именно он — та компромиссная политическая фигура, которая имеет хорошие шансы объединить всю страну. Год спустя стало ясно, что новое экстремал-проевропейское политическое руководство («не зная броду») потерпело историческое фиаско, особенно на Востоке и Юго-Востоке государства. Вооруженный конфликт, как известно, вспыхнул там в апреле 2014 г., хотя многие опросы общественного мнения показывали, что большинство населения — за сохранение единства и целостности Украины. Год спустя опросы общественного мнения исследовательского центра Pew уже показали, что такая поддержка, несмотря на всю официальную военную истерию в СМИ, значительно снизилась — с 77% до 50%, — хотя восточные регионы по-прежнему считаются там частью Украины. Все подобные опросы на Востоке в условиях боевых действий, отметим, мало что значат. К тому же, ради мифологизированного — ныне, скорее всего, злополучного — «еврошляха» власти втянулись в тяжелейшие заведомо непопулярные реформы, вынужденные социально-экономические реорганизации по своекорыстным лекалам ЕС, МВФ, ЕЦБ и так далее. Как тут не вспомнить парафраз старого анекдота, когда пожилой одессит спрашивает представителя власти, вышедшего общаться с народом в Киеве: «Простите, это уже Европа или будет еще хуже?»

Главную загадку теперь представляют, с точки зрения Запада, последующие действия российского руководства, персонально — президента В. Путина. Так же, как накануне событий в Крыму, формальная логика, лукавая зашоренность мышления, политстереотипы и пропагандистские штампы не позволяли европейским политикам, экспертам, политологам-спецам предугадать логику пропозиционных поступков, решений российской стороны. Поэтому, подчеркну, сегодня крайне важно внимательно следить за тем, что конкретно происходит «там» сейчас. Хотя мы держим под наблюдением беспокойную, изменчивую военно-политическую динамику, следим за тревожной информацией наблюдателей в приграничных областях, прислушиваемся к душеобжигающим, искренне-обескураживающим свидетельствам невинно страдающего гражданского населения по обе стороны линии соприкосновения, — однако всё ещё по-русски надеемся на разум, высокую мудрость противоборствующих сторон конфликта, возобладание здравого смысла: пусть же продлится, максимально закрепится Мир!

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.