07.02.2015, 21:22
Москве и Брюсселю нужна «Большая Европа»
Москве и Брюсселю нужна «Большая Европа»Международная военная политика
В Мюнхене проходит очередная глобальная конференция по вопросам безопасности. Правда, в этот раз она почти полностью посвящена украинской проблеме.

По сути конференция стала продолжением дипломатической инициативы Германии и Франции, своего рода следующим этапом переговоров после визитов Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Киев и Москву. Судя по первым впечатлением от выступления сторон, можно сделать вывод, что если Париж и Берлин надеялись продавить Путина, у них это не получилось. В своем выступлении министр иностранных дел России Сергей Лавров публично отказался уступать Западу по ключевым позициям. В частности, Москва продолжает требовать правосубъектности для ополченцев, признания их стороной идущей на Украине гражданской войны. «Урегулирование конфликтов подразумевает инклюзивный диалог… Нам не понятно, почему в случае с Афганистаном, Йеменом, Мали Запад призывает правительства договариваться с оппозицией, даже с экстремистами в отдельных случаях, а в отношении украинского кризиса поступает иначе, фактически потакая силовой операции Киева, вплоть до оправдания применения кассетных боеприпасов», - отметил российский министр иностранных дел.

При этом Москва обещает, что если США и ЕС пойдут в этом вопросе на уступки, то Кремль обеспечит выполнение ополченцами всех подписанных соглашений. «Когда главные участники минского процесса — киевские власти и представители провозглашённых республик ДНР и ЛНР — достигнут договорённости по всем практически аспектам выполнения каждого из минских пунктов, я уверен, что Россия будет среди тех, кто обеспечит гарантии этих договорённостей, хоть в ОБСЕ, хоть в Совбезе ООН», - пояснил Сергей Лавров. Он фактически дал понять, что Россия не будет жестко продавливать ополченцев в ущерб их базовым интересам, что «они не будут брать под козырек, поскольку воюют на своей земле и за правое дело».

При этом Россия четко дает понять, что украинский кризис зашел так далеко, что может привести к крайне печальным глобальным последствиям, в которых проиграют все стороны. «Важно, чтобы все осознали реальные масштабы рисков», - заявил Сергей Лавров. Судя по всему, в Париже их понимают. «Если мы не сможем найти не просто компромисс, а заключить устойчивое мирное соглашение, мы прекрасно знаем каким будет сценарий. У него есть имя, это война», - заявил французский президент Франсуа Олланд. Судя по словам хозяина Елисейского дворца, хотя бы часть европейского истеблишмента нацелена именно на надежную, глубокую заморозку конфликта, а не на очередной трудновыполнимый Минский протокол. Они понимают, что без стабилизации украинский кризис будет не просто отравлять российско-европейские отношения и тем самым играть на руку США (которые, по словам Владимира Путина, используют его для замораживания системы однополярного мира). Проблема в том, что (учитывая недальновидную политику киевских властей) кризис в любой момент сможет перейти в горячую стадию - войну. При этом французский президент многозначительно не уточнил, о какой именно войне идет речь.

Эта угроза не является преувеличением - возможность войны не отрицает и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Такой на первый взгляд нереальный сценарий обрел реальные черты не непосредственно из-за украинского кризиса, а из-за недостатка институционализации российско-европейских отношений. «Стратегическое партнерство России и Европейского союза не выдержало испытание на прочность, - признался Сергей Лавров. - События последнего года подтверждает справедливость наших предупреждений о наличии глубоких и системных проблем в организации европейской безопасности и международных отношений в целом».

По идее прочность конструкции должны были обеспечивать общие и устраивающие все стороны правила игры, однако ЕС и Россия так и не сумели их создать за последние 20 лет. Отчасти потому, что Брюссель рассматривал Москву не как равноправного партнера, а как находящуюся на периферии Европы страну, проигравшую в холодной войне и потому пораженную в правах. Однако кризис на Украине должен стать уроком, привести к осознанию того, что Европа слишком мала и уязвима для деления ее основных акторов на победителей и проигравших. Поэтому весьма вероятно, что Москва и Брюссель попытаются совершить еще один подход к решению проблемы. По крайней мере в Кремле этого очень хотят. «Надо сейчас собирать по крохам то, что остается у нас, и каким-то образом на основе переподтверждения Хельсинских принципов договариваться о новой системе безопасности, в которой было бы уютно всем, включая Украину, и Грузию, и Молдову», - поясняет российский министр.

По-видимому, понимание о необходимости нового подхода есть и у лидеров ЕС - благодаря украинскому кризису они, образно говоря, смогли дойти до обрыва и заглянуть в бездну, повторив тем самым пример советско-американского отрезвления после Карибского кризиса. «Никто не заинтересован в новом расколе Европы. Мы хотим строить безопасность совместно с Россией.... Я привержена важности концепции строительства «большой Европы» от Владивостока до Лиссабона», - пояснила Ангела Меркель. Однако добавила, что «условием и основанием для этого является преодоление кризиса на Украине при соблюдении международного права», и «Россия должна внести вклад в урегулирование конфликта на Украине». Весьма разумные требования, и, самое главное, они не противоречат ключевым положениям «плана Путина» в отношении прекращения гражданской войны на Украине.

Ирония в том, что на сегодняшний день реализации российско-европейских планов по стабилизации Европы мешают не только США, заинтересованные в отсутствии «Большой Европы от Лиссабона до Владивостока» и удалении России из Европы. Они продолжат занимать такую позицию и далее («Президент Путин должен сделать простой выбор — убраться из Украины, или стать жертвой продолжительной самоизоляции и растущих экономических проблем у себя дома», - говорит вице-президент США Джозеф Байден), однако инструментов для ее претворения в жизнь у них не так много. Администрация Обамы не готова к холодной войне с Россией и не желает ее, поскольку понимает, какой сопутствующий ущерб интересам США на Ближнем Востоке и в Восточной Азии может нанести даже проигравшая Россия. Одно из основных препятствий для «Большой Европы» - позиция украинского руководства.

Европа так далеко зашла в поддержке украинского режима, что просто обязана поддерживать его легитимность а также жестко реагировать на любые действия, которые эту легитимность подрывают. К тому же с нынешней Украиной крайне сложно заключить реальное соглашение о заморозке конфликта. Спикер Народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин абсолютно правильно говорит о том, что основная проблема Минского протокола - отсутствие механизма его выполнения. Создание такого механизма представляется делом крайне сложным, хотя бы потому, что Петр Порошенко не в состоянии обеспечить его выполнение. «Президент утратил монополию на применение силы, — признал Сергей Лавров. — Есть частные батальоны, которые финансируются лучше, чем армия». Некоторые из таких батальонов чувствуют себя настолько свободно, что готовы штурмовать администрацию президента в Киеве. И если они, например, своими силами продолжат обстрелы городов Донбасса, то не только сорвут реализацию подписанных соглашений, но и (учитывая слишком глубокое увязание ЕС на Украине и потерю Брюсселем свободы маневра) могут запустить цепочку событий, которые приведут к новому обострению между Россией и ЕС и, как следствие, срыву всех планов по созданию эффективной и инклюзивной системы безопасности в Европе.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  26.06.2017
В понедельник противостояние между ЦАХАЛ и некими вооруженными силами на сирийской территории продолжилось. В ход вновь пошла артиллерия, есть погибшие и раненые. Обстоятельства этих инцидентов, как и всех предыдущих, крайне запутаны. В то же время геополитики в них гораздо меньше, чем принято считать.
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?