15.01.2015, 17:25
Москва ставит ЕС ультиматум
Москва ставит ЕС ультиматумМеждународная военная политика
Москва ставит ЕС ультиматум, вынуждая согласиться на участие в «Турецком потоке». Однако европейцы соглашаться не спешат - для них транзит российского газа через Турцию выглядит опаснее, чем через Украину.

После того, как в конце прошлого года Владимир Путин объявил об отказе от Южного потока в пользу трубы через Турцию, Еврокомиссия, ставившая палки в колеса проекту, зашевелилась. Перспективы получать российский транзит через Турцию (и тем самым дать Анкаре инструменты давления на ЕС) всерьез тревожили Брюссель, поэтому еврочиновники искали варианты возобновить Южный Поток. К ним присоединились и потенциальные страны - транзитеры, прежде всего Болгария (не желавшая терять прибыли в сотни миллионов долларов).

Пытаясь найти компромисс с российской стороной, в Москву прибыл новый еврокомиссар по энергетике Марош Шевчович. 14 января он встретился с главой Газпрома Алексеем Миллером, и, по его словам, услышал от него «большую новость». Алексей Миллер не стал обсуждать с европейским чиновником условия возобновления Южного Потока, а просто донес до него две позиции российской стороны: прекратить к 2020 году транзит газа в Европу через украинскую1 территорию и пустить весь этот газ через Турцию. «Газопровод "Турецкий поток" является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет.

Наши европейские партнеры об этом проинформированы, и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры от границы Турции и Греции», - говорит Алексей Миллер. Причем сроки создания этой инфраструктуры уже поджимают,«у них на это есть максимум несколько лет, - продолжает российский чиновник. - Это очень-очень жесткий график. Чтобы уложиться в эти сроки, работа по строительству новых магистральных газопроводов в странах ЕС должны быть начата прямо сегодня. В противном случае эти объемы газа могут оказаться на других рынках».

Европейцы же строить магистральные трубопроводы не хотят. И не только потому, что у них нет на это денег - они считают, что выставляя этот ультиматум, глава Газпрома пытается сыграть с ними в покер. Во-первых, никаких «других рынков» на западном направлении у Газпрома нет. Во-вторых, если Европа откажется возводить хаб в Греции, то пострадает от этого не только она, но и сам Газпром. Российская газовая монополия попросту нарушит действующие контракты на поставку «голубого топлива». Согласно им, Москва обязана поставлять определенные объемы газа в ЕС, и точки доставки, по словам Шевчовича, «не граница с Турцией».

Теоретически, конечно, эти точки можно перенести, однако для этого должны быть созданы технические возможности. И если к моменту отказа от украинского транзита и окончания строительства Турецкого потока в Греции не будет создан хаб, способный перекачивать 50 миллиардов кубов газа, то виноватым в срыве поставок окажется Газпром. Поэтому, указывает Шевчович, действия руководства Газпрома «наносят ущерб имиджу компании как надежного поставщика».

В Москве же поясняют, что никаких перебоев с поставками не допустят. «Контракты между "Газпромом" и потребителями будут исполняться в полном объеме. И никогда "Газпром" и РФ не нарушали своих обязательств. Решением о переносе объемов газа и строительстве газопровода по новому маршруту мы снимаем риски из-за ненадежных стран, которые создают проблемы при поставках европейским потребителям», - пояснил министр энергетики РФ Александр Новак.

Сами власти «ненадежной страны» называют принципиальность Москвы нерациональной. «Наказывая Украину за нежелание жить в "русском мире", Россия готова пустить газопровод даже через Северный полюс. Политика глубоких комплексов», - утверждает спикер украинского МИД Евгений Перебийнис. Однако тут дело не в комплексах, а в надежности. Своеобразное отношение Украины к ее международным обязательством привело к тому, что на сегодняшний день даже трубопровод через Северный полюс выглядит надежнее, чем пускать газ транзитом через украинскую территорию.

Так, сейчас украинские власти занимаются тем что пытаются заменить покупку российского газа выкачиванием его из подземных хранилищ. Если в начале декабря там было примерно 14 миллиардов кубов «голубого топлива», то сейчас - порядка 10,5. Понять Украину, конечно, можно - денег на покупку российского газа (даже с учетом стодолларовой скидки) у Киева нет. Золотовалютные запасы страны стремительно тают, и к концу декабря 2014 года они сократились на 24,4% по сравнению с предыдущим месяцем, составив рекордно малые за последние 10 лет 7,5 млрд. долларов. Однако чиновники Газпрома предупреждают, что такая экономия до добра не доведет - качая газ из хранилищ, Киев тем самым создает риски для европейских потребителей. Зимние максимумы потребления газа приходятся на конец января и февраль, и если в это время ударят сильные морозы а газохранилища на западе Украины будут пусты, то Европе газа может просто не хватить.

Более того, даже если Европе удастся чудом пережить отопительный сезон с минимальным запасом газа в хранилищах, то к следующему отопительному сезону эти хранилища все равно нужно будет заполнять за счет покупки Украиной российского газа. При этом Александр Новак заявил, что не видит целесообразности в новых специальных договоренностях по поставке газа на Украину после марта месяца, подразумевающих скидку от цены контракта. Конечно, учитывая нынешнюю ситуацию со стоимостью нефти, к которой привязана цена газа, летом Украине он будет продаваться по 250-270 долларов, однако и эту цену украинские власти могут не потянуть. Экономика страны продолжает пикировать вниз, и если золотовалютные запасы будут таять нынешними темпами, то через полгода от них ничего не останется.

Именно поэтому Москва и пытается донести до ЕС мысль о том, что лучше пусть европейцы раскошелятся на греческий хаб сейчас, чем потом будут жить под дамокловым мечом украинского транзита (ведь альтернативы российскому газу у ЕС нет).

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?