20.04.2016, 12:46
Морские летчики в небе Крыма
Морские летчики в небе КрымаМеждународная военная политика
Россия усовершенствует уникальный учебный комплекс, где готовят к взлетам с авианосцев.

Стало известно, что до конца 2016 года Россия планирует усовершенствовать Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА), расположенный в Крыму, в городе Саки. Мы уже писали о том, что в Ейске начались полеты новейших многофункциональных всепогодных истребителей МиГ-29 КР/КУБР, которые поступили на вооружение 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Морской авиации ВМФ РФ, созданного 1 декабря 2015 г. После завершения полетов в Ейске летчиков планировали перевести в крымский город Саки, где находится Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА). Однако, затем прошла информация, что НИТКА может быть закрыта — по причине нехватки средств для финансирования ее восстановления. И вот — обнадеживающая новость. Уникальный учебный центр все же будет восстановлен и российские морские летчики смогут проходить подготовку как в Ейске, так и в Крыму.


НИТКА тренирует защитников морского неба

Напомним, что Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации в г. Саки предназначен для отработки летчиками палубной авиации техники взлета и посадки самолета на палубу авианосца. Строительство комплекса в Крыму началось во второй половине 1970-х гг., после принятия советским руководством в 1976 г. соответствующего решения. Проект тренажерного комплекса был разработан ленинградским Невским проектно-конструкторским бюро. Однако, с самого начала строительства комплекса возникали перебои с финансированием, связанные с позицией Генштаба Вооруженных сил СССР. Тем не менее, в 1982 г. комплекс ввели в эксплуатацию, пусть и без паросиловой установки и катапульты. В 1981 г. в авиагородке Саки-4 был сформирован 23-й Испытательный учебно-тренировочный комплекс (ИУТК), спустя пять лет, в августе 1986 г., реорганизованный в 39-е Управление испытательного учебного-тренировочного комплекса корабельной авиации.

21 августа 1982 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец (1937−1991), работавший в ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича, на самолете МиГ-29 ЛЛ совершил первый взлёт с трамплина с углом схода восемь градусов. С сентября 1984 г. в учебном комплексе начались регулярные тренировочные полеты на самолетах МиГ-29 и Су-27. 13 декабря 1988 г., в соответствии с приказом Главного штаба Военно-морского флота СССР, в Саках был создан 1063-й Центр боевого применения корабельной авиации. В состав Центра вошли 23-й Испытательный учебно-тренировочный комплекс, 229-й отдельный корабельный инструкторско-исследовательский штурмовой авиационный полк на самолетах Як-38, Су-25 и МиГ-21, 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк на самолетах су-27 и МиГ-29, а также батальоны связи и аэродромно-технического обеспечения. В 1991 г., в результате испытаний самолета Су-27К, летчики 100-го авиаполка Т.А. Апакидзе и А.П. Яковлев выполнили первые самостоятельные посадки на тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» (ныне — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»).


Нелегкие годы «украинского» Крыма

Распад Советского Союза застал учебный центр в Саках врасплох. Как и перед многими другими советскими воинскими частями, расположенными на территории Украинской ССР, после провозглашения государственного суверенитета Украины, перед личным составом учебного центра встал вопрос — присягать Украине или переходить на службу в российскую армию. Полковник авиации Тимур Автандилович Апакидзе (1954−2001) — будущий Герой России, на тот период возглавлявший Центр боевого применения корабельной авиации ВМФ в Саках, отказался принимать присягу на верность Украине и перешел в российские вооруженные силы. Здесь он вскоре стал командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка. Вместе с Тимуром Автандиловичем украинскую присягу отказались принимать свыше 100 офицеров полка, перешедших на российскую службу.

Но часть военнослужащих осталась в Центре. 10 апреля 1992 года Центр боевого применения корабельной авиации под командованием полковника авиации Виктора Безногих присягнул на верность Украине. С этого времени началась история центра в составе ВМФ Украины. 1 февраля 1994 года Министерство обороны Украины переименовало комплекс в испытательный полигон взлётно-посадочных систем Нитка. В соответствии с договоренностями между Россией и Украиной, на полигоне возобновились тренировки летчиков морской авиации ВМФ России. Здесь отрабатывали навыки взлета и посадки летчики единственного на тот период в России 279-го корабельного истребительного авиационного полка, входившего в состав Северного флота ВМФ РФ.

Однако, находиться в подвешенном состоянии и зависеть от настроений киевского руководства, было не с руки. Поэтому, используя полигон в Саках, российское руководство одновременно обдумывало возможность создания аналогичной базы для подготовки летчиков морской авиации на территории Российской Федерации. В качестве возможных вариантов размещения комплекса предлагались Анапа и Ейск. Рассказывает генерал армии Владимир Михайлов, в 2002—2007 гг. занимавший пост главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации: «Я высказал свою точку зрения. Предложил разместить НИТКУ в Ейске, подкрепив свои доводы фактами. В Анапе (и это большой минус) земельный участок министерства обороны сравнительно небольшой. Понятно, что базу на нём не разместишь. Необходимо добиваться выделения земли. А это дело долгое и требует немалых усилий. В Ейске — военный аэродром, со всей инфраструктурой, рядом полигон войск противовоздушной обороны. Словом, плюсов больше, чем в Анапе».

В итоге, началось оборудование авиабазы в Ейске — именно на ней в текущем году приступили к отработке летных навыков пилоты морской авиации из вновь сформированного 100-го истребительного авиационного полка Морской авиации ВМФ. Они осваивают новейшие многофункциональные всепогодные истребители МиГ-29 КР/КУБР, поступившие на вооружение полка. По словам начальника Морской авиации ВМФ РФ генерал-майора авиации Игоря Кожина, «МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение».

Как оказалось, решение о размещении комплекса в Ейске было вполне своевременным. Уже в 2008 г., после событий в Южной Осетии, российские летчики были вынуждены прекратить тренировки на комплексе НИТКА в Саках. Как сообщил тогда прессе заместитель командующего морской авиацией ВМФ России Николай Куклев, украинские власти посчитали нецелесообразным дальнейшее продолжение тренировок российской авиации в Крыму. Правда, в 2010 г. полеты российских летчиков на комплексе в Саках возобновились, но в 2013 г. от использования полигона отказалась уже российская сторона. С 2014 г. планировалось начать подготовку летчиков Северного флота ВМФ РФ в Центре боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ РФ в Ейске.


И снова — «Служу России!»

В марте 2014 года произошло воссоединение Крыма с Россией. После этого в собственность Российской Федерации перешел и Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации в Саках. В августе — сентябре 2014 года там даже были проведены первые тренировки летчиков 279-го отдельного истребительного авиационного полка корабельной авиации Северного флота ВМФ РФ. Таким образом, в распоряжении Морской авиации ВМФ РФ оказались два комплекса — в Ейске и в Саках.

Однако, если комплекс в Ейске нуждался в дальнейшей достройке, то комплекс в Саках ждал ремонта и модернизации — ведь украинская сторона не вкладывала в его развитие значительных средств. И здесь российская морская авиация столкнулась с серьезной проблемой — недостаток финансирования. Поэтому и появились слухи о готовящемся закрытии НИТКи в Крыму и переводе всех летчиков морской авиации в учебный центр в Ейске. Как оказалось — они все же не соответствовали действительности. В конечном итоге, решили, что два комплекса лучше, чем один. В ближайшее время летчики морской авиации, тренирующиеся в Ейске, продолжат обучение в Саках. По данным открытых источников, не исключено, что там их будут готовить к запланированному походу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.