30.10.2014, 16:53
«Монетарная бомба»
«Монетарная бомба»Международная военная политика
Программа количественного смягчения ФРС завершена, но оставила США проблемы.

ФРС США объявила об окончании программы количественного смягчения, которая по сути действовала почти семь лет с некоторыми перерывами. Такая политика привела к новой проблеме – избыточному резерву, с которым регулятору теперь надо аккуратно разобраться. Ошибка ФРС может привести к экономическому хаосу в стране.

Федеральная резервная система США завершает с ноября программу количественного смягчения (QE3). Это ожидаемое, но все же историческое событие. Изначально общий объем третьей программы QE составлял 85 млрд долларов в месяц. На эти деньги, созданные фактически из воздуха, ФРС каждый месяц покупала казначейские (Treasuries) и ипотечные облигации. С декабря 2013 года на каждом заседании регулятор сокращал объем закупок на 10 млрд долларов, придя к 15 млрд долларов. С ноября покупки облигаций Казначейства США и ипотечных бумаг будут сведены до нуля.

При этом ФРС сохранила базовую процентную ставку на уровне 0–0,25%, тем самым сохранив монетарное стимулирование. Между тем никто не даст гарантии, что ФРС вновь не вернется к программе количественного смягчения, как это было каждый раз по окончании QE1 и QE2. 

«Я думаю, что ФРС не будет в обозримом будущем снова приступать к покупкам облигаций. Рынки гособлигаций и ипотечного кредитования в целом стабилизировались и вряд ли нуждаются в поддержке», – говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Однако, если макроэкономические показатели американской экономики снова упадут, то ФРС, скорее всего, вернется к дополнительному стимулированию.

Фактически программа QE действовала с 2009 года, просто с небольшими перерывами. Сначала была первая, потом вторая и в сентябре 2012 года еще при Бене Бернанке была запущена третья программа количественного смягчения, закрытие которой и было объявлено.

Зачем нужна была программа количественного смягчения? С помощью ее ФРС снижала долгосрочные процентные ставки, что должно было стимулировать кредитование и, соответственно, экономический рост. США с 1981 года строят свою экономику на кредитном стимулировании спроса благодаря снижению учетной ставки. Но когда ставка стала равна нулю в декабре 2008 года, стало понятно, что снижать ее уже некуда. Поэтому было решено пойти на эмиссию – программу количественного смягчения.

Но, в конце концов, и она исчерпала свои возможности по стимулированию кредитного спроса. Банки получали деньги, но росту кредитования реального сектора это не способствовало. Хотя средняя ставка по ипотеке на 30 лет с фиксированным процентом составляет 3,9% (исторический минимум – 3,3%). США пытались подтолкнуть реальный сектор с других боков – то стимулировали рост цен на недвижимость, то снижали цены на энергоносители. Эффект был, но краткосрочный. 


Бомба замедленного действия

Сейчас перед регулятором встала другая серьезная проблема. Баланс ФРС раздулся до 4,5 трлн долларов, тогда как до кризиса был всего 800 млрд долларов. Погрузятся ли США в рецессию и как быстро, будет зависеть от того, насколько тонко и аккуратно регулятор сможет избавиться от избыточных резервов, которые составляют, по оценке экономистов, примерно 2,7 трлн долларов. «Бернанке и Йеллен (Джанет, его преемница с февраля 2014 года) создали монетарную бомбу замедленного действия, которой нельзя позволить взорваться быстро. Если это произойдет, экономика наводнится деньгами, что приведет к стремительной инфляции и экономическому хаосу», – предупреждает в Huffington Post профессор общественной политики Техасского университета в Остине Роберт Ауэрбах. По его оценке, текущие избыточные резервы составляют 83% от той денежной базы (3,2 трлн долларов), которую Бернанке и Йеллен сотворили с августа 2008 года.

При этом ФРС уже один раз оступилась, не сумев предвидеть финансовый кризис 2008–2009 годов, поэтому есть риски, что и на этот раз не сможет выпутаться из затруднительного положения. Основной вопрос сейчас – насколько быстро ФРС приступит к повышению ставки. Сейчас ожидается, что это произойдет в середине 2015 года. Но в связи с падением цен на нефть и энергию это может наступить позже, не исключает Александр Купцикевич. 

«Когда появляется такой слон на рынке, необходимо пристально следить за действиями ФРС. Вчера мы не получили никаких сигналов, но в целом есть вероятность, что ФРС не будет продавать активы со своего баланса, но и не будет рефинансировать их, а будет просто погашать. То есть сокращение баланса до первоначального уровня займет много лет. Если же ФРС примет решение продавать бумаги с балансов, то это может серьезно повлиять на рынок, увеличив процентные ставки», – говорит Александр Купцикевич.

Сокращать баланс ФРС, а именно продавать облигации, следует постепенно, не сокращая денежную массу слишком резко, в противном случае это может свести на нет завершенную программу количественного смягчения, говорит газете ВЗГЛЯД инвестиционный аналитик ИК «Фридом Финанс» Шамиль Курамшин.

«Тут важны сразу несколько факторов: во-первых, экономика должна реально восстановиться, во-вторых, рынок должен быть к этому готов, то есть ФРС следует провести «разъяснительную беседу» на предмет того, почему же было принято решение повышать ставки или начать продавать облигации, и, в-третьих, ФРС, начав сокращать баланс, должна быть крайне внимательна к тому, как это отражается на рынке, и не продолжать в случае ухудшения его состояния», – говорит Курамшин.

Так как глава ФРС Джаннет Йеллен – приверженец мягкой монетарной политики, то можно ожидать от ФРС плавной политики. Однако затягивать продажу облигаций тоже опасно. «Рынок нуждается в саморегулировании, и чем дольше внутренние проблемы прикрываются государством, тем сильнее будет спад после прекращения поддержки», – предупреждает Курамшин. По его мнению, продолжение выкупа облигаций, как и затягивание стимулирования экономики, может привести к реальному перегреву экономики и более значительному кризису впоследствии.


Эффект на Россию

Хотя напрямую монетарная политика ФРС не влияет на Россию, однако последствия для нее проявляются уже сейчас. «Американские активы становятся более привлекательными, что вызывает отток средств из развивающихся стран, включая Россию», – отмечает Купцикевич. Кроме того, добавляет он, усиление доллара, как последствие ужесточения политики, оказывает серьезное давление на сырье, что также является минусом для рубля и российских активов в целом.

Вся программа стимулирования, естественно, приводит к усилению доллара, но это не является единственной причиной ослабления рубля, тут множество факторов, и QE3 – лишь один из них, указывает Курамшин. Вот и сегодня после серьезного утреннего ослабления, в ходе дневных торгов рубль стал резко расти в цене, замечает президент Lionstone Investment Services Александр Беляков. К 13.30 по мск стоимость доллара составляла 42 рублей, что на 1,2 рубля меньше, чем к вчерашнему закрытию. «Вероятно, действия ЦБ, который пытается остановить девальвацию рубля, все же влияют на валюту и демонстрируют результат», – полагает Беляков. 

Однако пока дна рублю не видно: нефть уже стоит почти 80 долларов за баррель, история с санкциями не спешит утихать, поэтому ближайшей целью может стать 45 по доллару и 55 по евро, говорит Купцикевич.

«При таком размахе падения рубля уже нет причин говорить, что экспортеры и внутренние производители получат преимущество от слабости национальной валюты. Но когда курс падает более чем на треть за год, а за год рубль подешевел к доллару на 35%, то это уже вредит всем. Инвесторы предпочитают не вкладываться в рублевые активы, избегая дальнейшей девальвации инвестиций. Импортеры вынуждены закладывать в свои цены риски дальнейшей девальвации и пытаются отыграть уже полученные потери, что подстегивает инфляцию. Последствия сильной инфляции, к сожалению, известны слишком многим в нашей стране. Вкратце – это падение уровня жизни», – рассказывает Купцикевич.

Плавающий курс рубля от ЦБ мало чем поможет. Вообще ни ЦБ, ни Минфин не могут как-то серьезно помочь рублю. Интересный, но жесткий рецепт для сильного рубля предлагает Александр Разуваев из «Альпари».

«ЦБР может изменить ситуацию на валютном рынке даже без значительных валютных интервенций. Для этого достаточно резко увеличить норму обязательного резервирования для коммерческих банков. Это жесткое, но очень эффективное лекарство. Оно спровоцирует кризис ликвидности в банковской системе и массовое закрытие длинных валютных позиций. Вероятно, в этом случае нас ждет кризис МБК, как в далеком августе 1995 года. И некоторые, не совсем здоровые финансовые институты будут вынуждены уйти с рынка. Однако, с нашей точки зрения, цель оправдывает средства. Ослабление рубля уже зашло слишком далеко», – считает Разуваев.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.