17.11.2014, 01:11
"Мистраль" - точка возрождения ВМФ России
"Мистраль" - точка возрождения ВМФ РоссииМеждународная военная политика
Прошло 14 ноября — официальная дата передачи вертолетоносца "Мистраль" Францией России, а корабль так и не был передан. У этого парадокса несколько прочтений. Политический смысл происходящего очевиден. Обнадёживает экономическое содержание проблемы, ведь миром правят не идеалы, а интересы. И самое священное в государствах развитой демократии — деньги, поэтому Россия неизбежно получит все заказанные корабли. Раньше или позже.

А потом придётся вспомнить, что для наших морских границ протяжённостью 40 тысяч километров и тридцати "Мистралей" недостаточно. Надо будет возрождать Военно-морской флот в соответствии со всеми геополитическими потребностями и масштабом страны. Универсальный десантный корабль как идея — уже в России. Металл — дело времени.


Проекция силы и управления

Совсем просто о тактике ВМФ. Корабли выполняют задачу в составе корабельных ударных или противоударных групп (КУГ или КПУГ), в составе соединений и объединений. Надводные корабли действуют во взаимодействии с подводными, судами обеспечения, а также с авиацией, береговыми войсками и разведкой. Для максимальной эффективности своего оружия и безопасности группы кораблей в море идут в ордере, особом порядке построения. Согласованно маневрируют и вступают в бой.

Флот — оружие комплексное. И его оперативные возможности следует оценивать комплексно. Очевидно, десантные корабли "Мистраль" не станут революционным прорывом, и всё же их серьёзный потенциал острее обозначит дефицит надводных ударных кораблей ВМФ России.

"Мистраль" — это "корабль проекции силы и управления", изначально предназначенный для обеспечения широких возможностей военного присутствия в удаленных районах мира. В составе группировок подобные корабли эффективно управляли экспедиционными силами, наносили авиаудары (вертолётные звенья), перебрасывали войска и технику в кризисных географических точках — Ливия, Сенегал, Мали, Ливан. Возможно, поэтому североатлантическим военным аналитикам мерещатся экспедиционные рейды "Мистралей" между Новороссийском и Севастополем.

Некоторые отечественные эксперты считают "Мистрали" будущей основой боевого управления корабельными группировками ВМФ России в Средиземном море и в Индийском океане. Однако эти корабли будут по-своему полезны России и на Севере.

Немного экономической географии. Общая протяженность наших границ — почти 60 тысяч км, а протяжённость морских границ — вдвое больше сухопутных, около 40 тысяч км. Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ. Северные границы страны проходят по морям Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса располагается российский сектор Арктики. За исключением нескольких островов архипелага Шпицберген, все острова этого сектора принадлежат России. И все природные богатства, включая нефть и газ. 


Битва за Арктику

Россия сегодня жёстко обозначила свои экономические интересы в Арктике. Министерство обороны активно обживает неприветливое побережье и морские просторы Северного Ледовитого океана. Недавно в Североморск вернулся из арктического похода отряд кораблей и судов Северного флота. Вот, и Сергей Шойгу отметил, что большую часть войсковых подразделений РФ разместят по всему Арктическому поясу в 2014 году.

А климат на планете теплеет. Возможно, в скором времени Северный морской путь станет свободным для судоходства круглый год. Это вдохнёт новую жизнь в Русский Север. Если международные судоходные правила не начнут доминировать над российскими в российских же территориальных водах.

Защищать наши интересы в Заполярье придётся не на джонках, обтянутых оленьими шкурами. России понадобятся многочисленные боевые корабли и суда обеспечения — новые соединения и объединения Северного флота. В этом свете "Мистраль" становится моментом истины, указывающим путь развития отечественного кораблестроения и точкой возрождения Российского Флота. 


Нельзя перекупить или "пристроить"

Порой складывается впечатление, будто полмира ломает голову, как развернуть "Мистрали" в противоположном от России направлении. Обсуждаются сюрреалистические проекты выкупа кораблей вскладчину для военно-морских сил Италии или Канады, технические возможности переоборудования русской кормы в пользу американской демократии.

Мультимедийный сериал "Россия заслуживает того, чтобы страдать" становится самым популярным на планете. Однако самое святое — деньги. Деньги получены и потрачены. "Простить" или упростить долг по ливийскому сценарию здесь не получится. Для Франции североатлантическая солидарность в фокусе "Мистралей" сопряжена с неприемлемыми репутационными и финансовыми потерями.

Первый корабль серии готов. Более того, кормовая часть "Владивостока" сделана на Балтийском заводе, летом 2012 года спущена на воду и отбуксирована в Сен-Назер, где обе части корпуса состыковали. Таким образом, "Мистраль" стал "совместным предприятием", а не просто символом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества России и Франции.

В случае развития негативного сценария с "Мистралями", может не состояться контракт с Индией о закупке во Франции 126 истребителей Rafale на сумму 20 млрд. долларов. В Индии могут задуматься: стоит ли иметь дело с французами?

Все попытки обанкротить русского медведя в русской тайге обречены на провал. 


Покупка кораблей за рубежом — общемировая традиция

Прославленный в 1905 году крейсер "Варяг" и менее известный броненосец "Ретвизан" построены для Российской империи в Филадельфии американской судостроительной фирмой "Вильям Крамп и сыновья". Бронепалубные крейсера "Светлана" и "Адмирал Корнилов" — приобретены во Франции, "Аскольд" — в Германии и "Боярин" — в Дании. Первые крейсеры по программе 1898 года заказывали за границей в связи с занятостью отечественных верфей и необходимостью скорейшей постройки кораблей.

Накануне второй мировой войны СССР купил в Германии недостроенный тяжелый крейсер "Лютцов" (позднее — "Петропавловск") и построенный в Италии лидер эсминцев "Ташкент". В 1970-х Советский Союз заказал в Польше 28 больших десантных кораблей проекта 775. А в Финляндии мы приобрели океанские спасательные комплексы типа "Фотий Крылов" (1989), океанографические суда ледового класса и даже атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач".

И сегодня зарубежные промышленники никогда не откажутся от большого заказа. Поэтому Израиль закупает подводные лодки в Германии, корветы — в США, ракетные катера — во Франции. Австралия приобрела вертолётоносец в Испании. Индия выбирала себе авианосец в колебаниях между российским "Адмиралом Горшковым" и американским "Китти Хоук".

США, обладающие огромными судостроительными возможностями, регулярно приобретают зарубежную технику для военно-морских сил. Так, быстроходный транспорт Командования морских перевозок ролкер-контейнеровоз "Лэнс-капрал Рой Вит" ранее носил имя "Владимир Васляев".

Современный газотурбоход пережил СССР, и продолжал бороздить океанские просторы, пока его не выкупили американцы.

Покупка кораблей за рубежом — общемировая традиция. Со временем происходит слияние черт русской, английской, американской и других кораблестроительных школ. Принципы важны только в вопросах предназначения и эксплуатации боевых кораблей.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?