09.02.2015, 20:04
Минск-2 не выпишет рецепт мира для Украины
Минск-2 не выпишет рецепт мира для УкраиныМеждународная военная политика
Подтверждение намеченного на среду в Минске саммита в нормандском формате должно быть получено по итогам встречи замминистров иностранных дел четырех стран в Берлине. Но даже если встреча в Минске состоится, никто на самом деле не ждет от нее мира на Украине. Глобального урегулирования конфликта сейчас быть не может, и этому есть понятные причины.

Пятничный визит в Москву Меркель и Олланда и их воскресные переговоры по телефону с Путиным и Порошенко пока что дали только одно - шанс на встречу глав «нормандской четверки» в Минске в ближайшую среду. По крайней мере, шанс на эту встречу.

Впервые четыре лидера встречались в Нормандии в прошлом июле, потом была встреча в начале сентября в Минске - но после нее личных контактов не было. Намеченный на середину января саммит в Астане был сорван - вместо него возобновились полномасштабные боевые действия. Причем бои в Новороссии приобретают все более ожесточенный характер и в любой момент могут выплеснуться за пределы нынешнего театра боевых действий. Это наверняка произойдет в случае, если после образования дебальцевского котла и падения Мариуполя украинская армия дрогнет и фронт начнет разваливаться. США начали впрямую говорить о возможности поставок оружия на Украину, пытаясь хотя бы этим поддержать падающий боевой дух киевских властей. Россия же продолжает требовать от Запада прямо противоположных действий - оказать давление на Киев с целью принудить его к мирному урегулированию.

И в этих условиях Берлин и Париж пытаются взять на себя инициативу в работе над достижением соглашения, позволяющего остановить войну. Обсуждение деталей возможного соглашения Минск-2 продолжается уже несколько дней, при этом утечки минимальны. Впрочем, о чем может идти речь и так понятно - важнее оценить саму вероятность как достижения соглашения, так и его дальнейшего соблюдения.

Подписанные в начале сентябре минские протоколы, или Минск-1, так и не выполнены - так что странно вообще говорить о чем-либо новом, когда не соблюдается старое. Поэтому, по сути, речь идет о том, как вдохнуть жизнь в прежние договоренности - откорректировав и развив их - ради того, чтобы добится временного перемирия. Глобального урегулирования конфликта сейчас быть не может. Этому есть две главные причины.

Во-первых, Запад (США в первую очередь) не собирается отступаться от Украины, продолжая обещать Киеву евроинтеграцию и атлантизацию. Это фундаментальная причина конфликта. Потому что этим Запад не только посягает на национальную безопасность России и пытается расколоть русский мир, но и провоцирует Киев на продолжение попыток силового подавления Новороссии. Хотя «оружейный шантаж» Вашингтона, направленный не столько против Москвы, сколько против Берлина - с целью не дать ему соскочить с единой атлантической платформы «Украина уходит от России» - может привести к прямо противоположному результату. Иначе говоря - росту раздражения немцев от упорных попыток американцев еще сильнее столкнуть Европу и Россию, все же еще рано говорить о начале действительно самостоятельной игры Берлина и Парижа.

Несмотря на все большие сомнения и переживания европейцев, пока что они не готовы к принципиальному отказу от попытки «похищения Украины» - для этого им нужно было бы пойти на открытый бунт против Вашингтона. Но ни Меркель, ни Олланд, ни находящая у руля в Германии и Франции проатлантическая часть элиты на это в принципе не способна.

Как следствие, и это во-вторых, нынешние киевские власти не намерены признавать очевидное - Украина образца 1992-2013 годов мертва и больше никогда не воскреснет. Единственный шанс на сохранение названия и правопреемственности состоит в пересборке страны на совершенно новых принципах - как федеративного государства, на первых порах нейтрального, а потом входящего в состав Евразийского союза. Альтернативной этому варианту является гражданская война и окончательный распад незалежной.

Но сегодняшний украинский политический класс не способен отказаться от прозападной и антироссийской политики. Тем более, что его совершенно осознанно подначивают и провоцируют англосаксонские манипуляторы. А пророссийские силы на Украине пока что представлены лишь воюющей Новороссией - которая, конечно, способна будет и сама провести пересборку Украины, но пока не на нынешнем этапе гражданской войны. Другие потенциально пророссийские силы на Украине также начнут проявлять себя позже - по мере углубления внутриукраинских проблем, кризиса и осознания того простого факта, что «заграница не поможет». Сейчас украинское общество еще не дошло до этого состояния.

Поэтому максимум, до чего можно договориться в Минске, это перемирие. Конечно, скорее всего, оно будет оформлено множеством завитушек, имеющих якобы глубокий смысл и долгосрочную стратегию. Особый статус Донбасса - самая громкая из них. Но в реальности, о каком особом статусе можно говорить, если Киев не готов даже к прямым переговорам с Донецком? В этих условиях любое соглашение об особом статусе не будет иметь никакой роли. То есть стороны будут делать вид, что они соглашаются с этим статусом только до той поры, пока они не сочтут, что пришел благоприятный момент для его силового изменения.

Для Киева сейчас просто невозможно признать, что Донецк и Луганск потеряны, пускай и в виде «отложенного статуса». На Украине тут же начнут говорить о том, что Порошенко слил Донбасс и найдется масса желающих свалить президента. А после очередного майдана Новороссия получит прекрасный повод говорить о том, что с новой властью она ни о чем не договаривалась. Без стопроцентного риска быть свергнутым Порошенко мог бы признать особый статус Донбасса только в ответ на некие серьезные гарантии территориальной целостности - но какие могут быть гарантии в распадающемся и воюющем государстве? И кто со стороны может их дать?

Донецк и Луганск не будут проводить никакие выборы или опросы - даже для виду. Москва не будет передавать контроль над границей с Новороссией ни Киеву, ни каким-либо миротворцам. Новороссия не заинтересована в закреплении своих нынешних границ - потому что они не включают даже ее программу-минимум, то есть границы Донецкой и Луганской областей.

Так что тема статуса будет оставаться спекулятивной - как минимум до начала прямых переговоров Киева и Донецка.

А вот договоренность об их начале могла бы стать единственным настоящим прорывом Минска-2 - но для этого Берлину и Парижу нужно будет оказать феноменальное давление на Порошенко. А самому Порошенко переориентироваться с Вашингтона на Берлин. Это, по крайней мере в данный момент, представляется абсолютно невероятным, а, значит, максимум, на что можно рассчитывать по итогам Минска-2 в этой части - это к призывам к прямым переговорам, обращенным от лица Москвы, Берлина и Парижа к Киеву.

Остается то последнее, ради чего собственно говоря, и собирается минский саммит - остановить огонь.

Кажущееся сейчас самым сложным - линия разграничения войск - на самом деле не представляет большого труда. Где кто стоит, там и остается - за единичными исключениями, вроде дебальцевского котла, который Киеву предложат эвакуировать (выбирать все равно не приходится - уничтожение группировки нанесет еще больший удар по Порошенко). Отвод тяжелых вооружений хоть на 10, хоть на 50 километров можно прописать - но все понимают, что никто не будет его соблюдать. Для контроля могут вернуть (и даже увеличить) миссию наблюдателей ОБСЕ - но, понятно, что она будет работать лишь до момента возобновления боевых действий. А в том, что они возобновятся, увы, сомневаться не приходится.

Но тогда зачем России вообще нужен Минск-2, «если он не ведет к миру»? Потому что гражданская война на Украине - это наша гражданская война. Война, идущая в русском мире между русскими людьми. Да, часть их действует как передовой отряд НАТО, но от этого эта война не перестает быть нашей национальной трагедией. И только мы заинтересованы в том, что не просто остановить кровь на Украине, но и ликвидировать сами причины этого конфликта - заставить Запад отказаться от претензий на эту часть русского мира и добиться смены власти в Киеве.

Наш союзник не только Новороссия, но и время - оно приближает как падение киевской власти, так и проигрыш Западом битвы за Украину. Это не значит, что мы заинтересованы в затягивании или эскалации конфликта на Украине, в чередовании перемирия и войны - но если есть шанс на то, чтобы на какое-то время на Донбассе стало тише, надо его использовать. Ведь за месяц или два без полномасштабных боев все идущие на Украине процессы не замедлятся и не пойдут вспять - ослабление киевской власти будет продолжаться, только уже без ежедневной гибели сотен людей.

К сентябрю Новороссия отстояла себя - последовало перемирие, к февралю она показала, что готова не только обороняться, но и наступать. Если сейчас последует перемирие, то когда оно сорвется, следующего, третьего Минска, может быть уже и не понадобится.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Мировой ВПК  20.03.2017
На ремонт авианесущего крейсера предполагается истратить не менее 65 млрд рублей. Но правоохранительные органы могут способствовать уменьшению этой суммы. Ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» может быть отложен до следующего года, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве. «Пока решения о сроках ремонта нет. Есть вероятность, что он начнется в 2018 году», - сообщает издание.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.