09.02.2015, 20:04
Минск-2 не выпишет рецепт мира для Украины
Минск-2 не выпишет рецепт мира для УкраиныМеждународная военная политика
Подтверждение намеченного на среду в Минске саммита в нормандском формате должно быть получено по итогам встречи замминистров иностранных дел четырех стран в Берлине. Но даже если встреча в Минске состоится, никто на самом деле не ждет от нее мира на Украине. Глобального урегулирования конфликта сейчас быть не может, и этому есть понятные причины.

Пятничный визит в Москву Меркель и Олланда и их воскресные переговоры по телефону с Путиным и Порошенко пока что дали только одно - шанс на встречу глав «нормандской четверки» в Минске в ближайшую среду. По крайней мере, шанс на эту встречу.

Впервые четыре лидера встречались в Нормандии в прошлом июле, потом была встреча в начале сентября в Минске - но после нее личных контактов не было. Намеченный на середину января саммит в Астане был сорван - вместо него возобновились полномасштабные боевые действия. Причем бои в Новороссии приобретают все более ожесточенный характер и в любой момент могут выплеснуться за пределы нынешнего театра боевых действий. Это наверняка произойдет в случае, если после образования дебальцевского котла и падения Мариуполя украинская армия дрогнет и фронт начнет разваливаться. США начали впрямую говорить о возможности поставок оружия на Украину, пытаясь хотя бы этим поддержать падающий боевой дух киевских властей. Россия же продолжает требовать от Запада прямо противоположных действий - оказать давление на Киев с целью принудить его к мирному урегулированию.

И в этих условиях Берлин и Париж пытаются взять на себя инициативу в работе над достижением соглашения, позволяющего остановить войну. Обсуждение деталей возможного соглашения Минск-2 продолжается уже несколько дней, при этом утечки минимальны. Впрочем, о чем может идти речь и так понятно - важнее оценить саму вероятность как достижения соглашения, так и его дальнейшего соблюдения.

Подписанные в начале сентябре минские протоколы, или Минск-1, так и не выполнены - так что странно вообще говорить о чем-либо новом, когда не соблюдается старое. Поэтому, по сути, речь идет о том, как вдохнуть жизнь в прежние договоренности - откорректировав и развив их - ради того, чтобы добится временного перемирия. Глобального урегулирования конфликта сейчас быть не может. Этому есть две главные причины.

Во-первых, Запад (США в первую очередь) не собирается отступаться от Украины, продолжая обещать Киеву евроинтеграцию и атлантизацию. Это фундаментальная причина конфликта. Потому что этим Запад не только посягает на национальную безопасность России и пытается расколоть русский мир, но и провоцирует Киев на продолжение попыток силового подавления Новороссии. Хотя «оружейный шантаж» Вашингтона, направленный не столько против Москвы, сколько против Берлина - с целью не дать ему соскочить с единой атлантической платформы «Украина уходит от России» - может привести к прямо противоположному результату. Иначе говоря - росту раздражения немцев от упорных попыток американцев еще сильнее столкнуть Европу и Россию, все же еще рано говорить о начале действительно самостоятельной игры Берлина и Парижа.

Несмотря на все большие сомнения и переживания европейцев, пока что они не готовы к принципиальному отказу от попытки «похищения Украины» - для этого им нужно было бы пойти на открытый бунт против Вашингтона. Но ни Меркель, ни Олланд, ни находящая у руля в Германии и Франции проатлантическая часть элиты на это в принципе не способна.

Как следствие, и это во-вторых, нынешние киевские власти не намерены признавать очевидное - Украина образца 1992-2013 годов мертва и больше никогда не воскреснет. Единственный шанс на сохранение названия и правопреемственности состоит в пересборке страны на совершенно новых принципах - как федеративного государства, на первых порах нейтрального, а потом входящего в состав Евразийского союза. Альтернативной этому варианту является гражданская война и окончательный распад незалежной.

Но сегодняшний украинский политический класс не способен отказаться от прозападной и антироссийской политики. Тем более, что его совершенно осознанно подначивают и провоцируют англосаксонские манипуляторы. А пророссийские силы на Украине пока что представлены лишь воюющей Новороссией - которая, конечно, способна будет и сама провести пересборку Украины, но пока не на нынешнем этапе гражданской войны. Другие потенциально пророссийские силы на Украине также начнут проявлять себя позже - по мере углубления внутриукраинских проблем, кризиса и осознания того простого факта, что «заграница не поможет». Сейчас украинское общество еще не дошло до этого состояния.

Поэтому максимум, до чего можно договориться в Минске, это перемирие. Конечно, скорее всего, оно будет оформлено множеством завитушек, имеющих якобы глубокий смысл и долгосрочную стратегию. Особый статус Донбасса - самая громкая из них. Но в реальности, о каком особом статусе можно говорить, если Киев не готов даже к прямым переговорам с Донецком? В этих условиях любое соглашение об особом статусе не будет иметь никакой роли. То есть стороны будут делать вид, что они соглашаются с этим статусом только до той поры, пока они не сочтут, что пришел благоприятный момент для его силового изменения.

Для Киева сейчас просто невозможно признать, что Донецк и Луганск потеряны, пускай и в виде «отложенного статуса». На Украине тут же начнут говорить о том, что Порошенко слил Донбасс и найдется масса желающих свалить президента. А после очередного майдана Новороссия получит прекрасный повод говорить о том, что с новой властью она ни о чем не договаривалась. Без стопроцентного риска быть свергнутым Порошенко мог бы признать особый статус Донбасса только в ответ на некие серьезные гарантии территориальной целостности - но какие могут быть гарантии в распадающемся и воюющем государстве? И кто со стороны может их дать?

Донецк и Луганск не будут проводить никакие выборы или опросы - даже для виду. Москва не будет передавать контроль над границей с Новороссией ни Киеву, ни каким-либо миротворцам. Новороссия не заинтересована в закреплении своих нынешних границ - потому что они не включают даже ее программу-минимум, то есть границы Донецкой и Луганской областей.

Так что тема статуса будет оставаться спекулятивной - как минимум до начала прямых переговоров Киева и Донецка.

А вот договоренность об их начале могла бы стать единственным настоящим прорывом Минска-2 - но для этого Берлину и Парижу нужно будет оказать феноменальное давление на Порошенко. А самому Порошенко переориентироваться с Вашингтона на Берлин. Это, по крайней мере в данный момент, представляется абсолютно невероятным, а, значит, максимум, на что можно рассчитывать по итогам Минска-2 в этой части - это к призывам к прямым переговорам, обращенным от лица Москвы, Берлина и Парижа к Киеву.

Остается то последнее, ради чего собственно говоря, и собирается минский саммит - остановить огонь.

Кажущееся сейчас самым сложным - линия разграничения войск - на самом деле не представляет большого труда. Где кто стоит, там и остается - за единичными исключениями, вроде дебальцевского котла, который Киеву предложат эвакуировать (выбирать все равно не приходится - уничтожение группировки нанесет еще больший удар по Порошенко). Отвод тяжелых вооружений хоть на 10, хоть на 50 километров можно прописать - но все понимают, что никто не будет его соблюдать. Для контроля могут вернуть (и даже увеличить) миссию наблюдателей ОБСЕ - но, понятно, что она будет работать лишь до момента возобновления боевых действий. А в том, что они возобновятся, увы, сомневаться не приходится.

Но тогда зачем России вообще нужен Минск-2, «если он не ведет к миру»? Потому что гражданская война на Украине - это наша гражданская война. Война, идущая в русском мире между русскими людьми. Да, часть их действует как передовой отряд НАТО, но от этого эта война не перестает быть нашей национальной трагедией. И только мы заинтересованы в том, что не просто остановить кровь на Украине, но и ликвидировать сами причины этого конфликта - заставить Запад отказаться от претензий на эту часть русского мира и добиться смены власти в Киеве.

Наш союзник не только Новороссия, но и время - оно приближает как падение киевской власти, так и проигрыш Западом битвы за Украину. Это не значит, что мы заинтересованы в затягивании или эскалации конфликта на Украине, в чередовании перемирия и войны - но если есть шанс на то, чтобы на какое-то время на Донбассе стало тише, надо его использовать. Ведь за месяц или два без полномасштабных боев все идущие на Украине процессы не замедлятся и не пойдут вспять - ослабление киевской власти будет продолжаться, только уже без ежедневной гибели сотен людей.

К сентябрю Новороссия отстояла себя - последовало перемирие, к февралю она показала, что готова не только обороняться, но и наступать. Если сейчас последует перемирие, то когда оно сорвется, следующего, третьего Минска, может быть уже и не понадобится.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?