04.04.2015, 13:46
МиГ против «Фантома»
МиГ против «Фантома»Международная военная политика
На фото: советский многоцелевой истребитель МиГ-21.

Во время войны во Вьетнаме наши истребители были вдвое результативнее американских.

4 апреля 1965 года вьетнамские летчики на советских истребителях МиГ-17 сбили два американских истребителя-бомбардировщика F-105. Так был открыт счет боевых побед. Впоследствии в небе сражались уже следующие поколения истребителей. Советские машины в воздушном бою оказались в два раза эффективнее американских.


Разные весовые категории

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. Для успешного проведения воздушных операций в Таиланде и Южном Вьетнаме были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. На них начали аккумулироваться мощные ударные силы. К началу 1965 года на этих базах было размещено около 350 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» - F-4C Phantom II. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger. 


    

Советский МиГ-17 и американский F-105


В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60-ю самолетами, в основном аналогами советских самолетов китайского производства – околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Однако впоследствии ситуация начала выравниваться за счет значительных поставок во Вьетнам советской военной техники. И прежде всего новых сверхзвуковых истребителей МиГ-21, которые даже при не самом виртуозном пилотировании «поставили на место» «Фантомы», на которых американцы возлагали огромные надежды. 



Американский истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II


Перемена тактики

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500-4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев пока не было. МиГ-17 использовали при этом тактику, предопределенную их меньшей скоростью и небольшой численности. Истребители барражировали на небольшой высоте, что делало их малозаметными, и дожидались подлета ударной группы. А затем, воспользовавшись неповоротливостью бомбардировщиков, атаковали неприятеля. Именно так 4 апреля 1965 года действовала четверка МиГ-17 против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D. Это были первые из 250 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.

Такая тактика с обеих сторон использовалась до августа, когда Северный Вьетнам «затоварился» грозными ЗРК С-75. А до этого момента вьетнамцы потеряли 4 МиГ-17. И все они были сбиты более совершенными «Фантомами». Но при этом для американцев получился отрицательный баланс – они потеряли 5 F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один хваленый F-4.

Новая американская тактика представляла собой полеты на низких высотах, что делало самолеты недоступными для огня ЗРК. Однако и здесь они столкнулись с крайне неприятными для себя зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, которые имели радиолокационное управление огнем. В связи с чем авиация США начала в значительной мере отвлекаться от бомбовых ударов на охоту на ЗРК, ЗАК и радары. И в этих столкновениях несла значительные потери. Но уже не от МиГ-17, которым было трудно справляться с низколетящими сверхзвуковыми самолетами, не отягощенными большой ракетно-бомбовой нагрузкой.


Американская фантомная боль

Перелом в воздушной войне Вьетнама наступил, когда Советский Союз начал в 1966 году поставлять Вьетконгу новейшие сверхзвуковые истребители МиГ-21. Для командования воздушными силами США это был шок. Вскоре после столкновения с «неуязвимыми советскими истребителями» американских пилотов, чей налет был меньше 2000 часов, начали отправлять на родину для повышения квалификации.

При этом истребительная группировка США была усилена за счет массированной переброски истребителей F-104 Starfighter. Но и они были не в состоянии противостоять новой советской технике. Поэтому F-104 использовались не для воздушных боев, а для нанесения ударов по наземным целям. Причем только на территории Южного Вьетнама, где к тому времени партизанское движение приняло угрожающие масштабы.

Надежда возлагалась на «Фантомы». Но и они проигрывали МиГ-21 по маневренности, особенно при ближних столкновениях. При этом советские истребители постоянно совершенствовались. Если вначале у них отсутствовало пушечное вооружение, то вскоре пушки были установлены на подвесках, в связи с чем МиГ-21, отстрелявшись ракетами, продолжал добивать противника пулеметным и пушечным огнем.

В 1967 году в воздушной войне наступил окончательный перелом. Американские ВВС начали нести ощутимые потери по всем типам самолетов: бомбардировщикам, штурмовикам, истребителям. Соотношение потерь и побед стало абсолютно неприличным: в воздушных боях 1967 года северо-вьетнамские воздушные силы сбили вдвое больше самолетов, чем потерями.

Катастрофическое для американцев положение проистекало прежде всего от того, что «Фантомы», которые должны были обеспечивать безопасное бомбометание для истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков, были не в состоянии противостоять советским МиГ-21. Разницу в классе самолетов не могли даже компенсировать ограниченные возможности вьетнамских пилотов. МиГи, имея существенно меньший радиус разворота, неизменно занимали более выгодное положение для атаки, чем тяжелые F-4. Ситуация для американских пилотов осложнялась еще и тем, что «Фантомы», сопровождая бомбардировщики, не могли покидать группу для продолжительного боя с вьетнамскими истребителями.

В 1968 году активные боевые действия были прекращены, начались мирные переговоры, которые в 1972 году завершились капитуляцией Южного Вьетнама. Это спасло американский воздушный флот от сокрушительного поражения. На момент затишья поражение было хоть и крупным, но не сокрушительным. За три с половиной года в небе Вьетнама было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов.

В 1972 году американская авиация опять оживилась. Но это были уже не наступательные операции, а поддержка с воздуха вывода из страны американских войск.

Противостояние МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. F-4 за весь военный период сбили 54 МиГ-21. МиГ-21 уничтожили 103 «Фантома». Учитывая, что экипаж F-4 состоял из двух пилотов, человеческие потери были еще больше.

Анализируя результаты Вьетнамской войны в небе, необходимо признать, что дело тут не только в «слабости» «Фантома». Это был прекрасный самолет, но рассчитанный на решение совсем других задач. Он создавался как тяжелый перехватчик, предназначенный для обороны ударных авианосцев от налета сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Борьбы за завоевание господства в воздухе была не его профилем. Слабость ВВС США того времени состояла в том, что они не имели эффективных истребителей, аналогичных маневренному МиГ-21. То есть истребители F-102, F-104, F-105 и F-5 уступали в воздушном бою нашему МиГ-21 еще больше, чем «Фантом».

Американцы извлекли урок из Вьетнамской войны. В истребителях следующего поколения F-15 и F-16 большое внимание было уделено повышенной маневренности машин.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?