23.01.2015, 12:38
Миг-35 призовут из запаса
Миг-35 призовут из запасаМеждународная военная политика
Через три года в России появится новый легкий истребитель.

На базе истребителя МиГ-35 будет разработан новый легкий истребитель для ВВС России. Об этом 21 января «Интерфаксу» сообщил источник в военно-промышленном комплексе.

- В марте-апреле текущего года ожидается подписание госконтракта на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по истребителю МиГ-35, который будет разработан по техническому заданию ВВС России, — заявил собеседник информагентства.

По словам источника СМИ, планируемый к разработке МиГ-35 для ВВС России будет существенно отличаться от того МиГ-35, который участвовал в индийском тендере:

- Это будет машина, оснащенная самым современным бортовым радиолокационным оборудованием и двигателями с повышенным ресурсом.

На создание МиГ-35, удовлетворяющего требованиям ВВС России, понадобится, по сведениям агентства, около двух-трех лет. Одновременно с госконтрактом на проведение ОКР может быть подписан госконтракт на закупку относительно небольшой партии этих истребителей.

Как отмечают специалисты, истребитель МиГ-35, который участвовал в известном индийском тендере, где в итоге победил французский Rafale, создан на базе МиГ-29М2, оснащен усовершенствованными радарами, авионикой, вооружением. Он относится к поколению 4++ и рассматривается как переходное звено к истребителю пятого поколения. Самолет эффективен как в воздушном бою, так и в нанесении ударов по наземным и надводным объектам, причем и днем, и ночью. Кроме того, машина может применяться для воздушной разведки. По некоторым данным, стоимость летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем МиГ-29.

- Опытно-конструкторские работы – довольно дорогое удовольствие, требующее больших денежных вливаний и времени, - замечает заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Анатолий Квочур. – После надо создавать промышленность, включать в кооперацию предприятия, а затем проводить цикл испытаний, что также довольно длительный и дорогой процесс.

Но, я так понимаю, новый легкий истребитель находится в высокой степени готовности, поскольку мы все-таки делали экспортный вариант МиГ-35 для Индии. Но, честно говоря, я не думаю, что для нужд ВВС будет сделана только небольшая партия этих машин. Вообще традиционно легких истребителей должно быть гораздо больше, чем тяжелых. Да, затраты на ОКР примерно сопоставимы, однако в серийном производстве один тяжелый – это чуть ли не два легких. По-хорошему, для нашей страны выпускать такие самолеты нужно сотнями, если не тысячами.

— В каких операциях используются легкие истребители?

- При решении задач прикрытия войск и объектов фронта. Усовершенствованный МиГ- 29 или же МиГ-35 могут быть задействованы, например, для боевых операций с участием фронтовых бомбардировщиков – Су-24 и Су-34, а также каких-то не очень дальних рейдов оперативно-стратегических бомбардировщиков Ту-22М3. Для сопровождения рейдов бомбардировщиков Дальней авиации, включая Ту-160, или штурмовиков, нужны Су-35 или Т-50.

Это если говорить о локальных боевых действиях. Если речь идет о глобальном конфликте, то тогда Россия должна защищать свои рубежи с помощью Су-35 и Т-50 на дальних подступах - до пуска крылатых ракет. Истребителям-перехватчикам МиГ-31 необходимо перехватить на дальних подступах носители крылатых ракет, а также заняться невысоким космосом. Что касается места МиГ-29 и МиГ-35, то их задача - уничтожение точечных очагов боевых действий, объектов ПВО или «отработка» по крупным административным центрам, предприятиям оборонки, стратегическим объектам вроде атомных электростанций…

— Есть критические мнения о том, что платформа МиГ-35 не может рассматриваться как истребитель легкого класса нового поколения из-за того, что планер самолета, оптимизирован под требования 70-х годов…

- Да, на МиГ-35 практически сохранена схема МиГ-29, который впервые полетел еще в 1977 году: двухдвигательный самолет с отработанной схемой надежности. Конечно, МиГ-29 себя оправдал - их было много продано на экспорт. Хотя у этого самолета был существенный недостаток – очень прожорливый двигатель, что, естественно, отражалось и на боевом радиусе действия машины. Но сейчас все это «подлечено», усовершенствована авионика, система управления и т.д. Я, правда, летал на одноместном МиГ-29М и это, скажу вам, была мечта летчика: классная аэродинамика, система управления, топлива больше, чем в обычном МиГ-29. Но из-за распада СССР, к сожалению, в серию он так и не пошел.

— В США также есть тяжелый F-22 и легкий F-35…

- Сравнивать их с нашими истребителями трудно, поскольку для этого досконально надо знать их характеристики. Но, как известно, американцы старались в свои самолеты «впихнуть» все, что только можно: чтобы они могли взлетать и с авианосцев, и выполнять посадку на короткой площадке или даже вертикально и т.д. В этом смысле их самолеты превратились в «дорогие игрушки», которые нам не по плечу, да и вообще не нужны. У нас с американцами разный менталитет и разные военный доктрины. Нам надо успешно защищать свои рубежи, они же стремятся разбомбить и завоевать весь мир. Как раз для этого им и нужны десятки авианосцев с дальнобойными многофункциональными истребителями. 


    


- То, что Индия отклонило российское предложение на поставку в эту страну истребителей МиГ-35 – это не показатель. Да, истребитель не был серийным, а это действительно было одним из главных требований индийского тендера, - говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Но тогда все машины имели шанс победить – все зависело только от позиции индийской стороны. Я напомню, что в «финал» также не прошли американские гиганты Boeing и Lockheed Martin. Но в итоге поставки французских самолетов Rafale «зависли» и, скорее, всего все закончится ничем.

МиГ-35, безусловно, нужен российским ВВС. Да, у нас есть истребитель четвертого поколения МиГ-29 – хорошая и надежная машина, которая активно поставлялась за рубеж, но она уже потихоньку, так сказать, вырабатывает свой ресурс. Надо двигаться вперед, тем более что новый легкий истребитель для внутреннего рынка создается не на пустом месте. Еще в 2011 году эксперты говорили, что выбывание МиГ-35 из индийского конкурса фактически означает, что российские ВВС истребитель не получат. А 5-7 лет назад наш ОПК вообще был ориентирован преимущественно на иностранного заказчика, и, соответственно, создание тех или иных образцов вооружения рассматривалось сквозь призму экспорта.

Что касается данных об ограниченной первой партии новых легких истребителей, то, я думаю, это делается для того, чтобы машина могла показать и подтвердить свою надежность и характеристики. К тому же у ОАК сейчас много заказов по самым разным позициям: у нас серьезно перевооружаются не только ВВС, но и морская авиация ВМФ. Скажем, Су-34 тоже «начинал» с маленькой партии, а сегодня у нас порядка 57 новых истребителей-бомбардировщиков. Для МиГ-35 тоже требуется определенный разгон. Тем более, сегодня у российских ВВС приличный выбор – им много чего хорошего предлагается.

В настоящий момент в авиации наблюдается тенденция к увеличению тяговооружённости. Учитывая характер современных войн, легкий истребитель нужен не только для завоевания господства в воздухе, но и для прикрытия своих войск от авиационных ударов противника, от воздушной разведки. Он может использоваться и как штурмовик. Но применять его против партизан, диверсантов или террористов контрпродуктивно, учитывая дороговизну вооружения.

— Наверное, еще важно то, что в деле разработки легкого истребителя сделан упор именно на МиГ, потому что сейчас бывшего президента ОАК упрекают в определенном перекосе в сторону «Сухого»...

- Сколько экспертов, столько и мнений. Конечно, при прежнем руководстве корпорации компания «Сухой» мощно поднялась, но на это были объективные причины. В тяжелые 90-е именно Су-30 стал брендовой машиной, которую закупали огромными партиями. И это спасло наш авиапром в целом. Да, у «МиГ» были проблемы, в том числе и с менеджментом, но последние годы при Михаиле Погосяне компания «МиГ» демонстрировала серьезные успехи и сейчас работает на хороших оборотах. То есть много было связано с текущей конъюнктурой. Да и наша оборонка возрождалась почти с нуля, ведь у нас не было такого ОПК, который был на Западе, с его сложными взаимосвязями, работой на перспективу, продуманной маркетинговой политикой.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.