10.04.2016, 11:18
МиГ-31БМ: стрельба на 300 километров
МиГ-31БМ: стрельба на 300 километровМеждународная военная политика
Второе рождение лучшего в мире перехватчика.

В минувшую пятницу пилоты Центрального военного округа в ходе совместных учений сил авиации и ПВО установили рекорд беспосадочного полета на истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ. Самолеты с тремя дозаправками в воздухе преодолели 8 тысяч километров за 7 часов, перелетев из Красноярского края в Астраханскую область.


Охота на «Черного дрозда»

О двухместном перехватчике МиГ-31 вполне справедливо говорят, что это самолет, опередивший свое время. Этот первый советский самолет четвертого поколения, совершивший первый полет в 1975 году, в настоящий момент является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире. Он начал поступать в части ВВС в 1980 году. И до 2000 года был единственным в мире самолетом с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но F-14 уже находится «на заслуженном отдыхе».

В прошлом веке советский перехватчик был способен творить в небе чудеса, становясь надежным заслоном на пути любого нарушителя воздушных границ. После переоснащения авионики в модификации МиГ-31БМ, самолет способен уничтожать как аэродинамические цели, имеющие скорость 5 М, так и спутники на низких орбитах.

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был малоэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111, который был способен на сверхзвуковой скорости огибать у земли рельеф местности. Эта новинка компании General Dynamics была крайне опасна, поскольку оснащалась ракетами с ядерной боеголовкой.

Не столь опасным, но не менее неприятным стал разработанный по заказу ЦРУ разведчик SR-71 «Черный дрозд», развивавший феноменальную скорость в 3,2 М. И высотность у него была рекордная: практический потолок 26000 м, динамический — 29000 м. Ту-128 справиться с «дроздом», имея вдвое меньшую скорость и потолок на 10000 м ниже, был не в состоянии.

В конкурсе на создание перспективного перехватчика приняли участие ОКБ Микояна, Туполева и Яковлева. Проект Микояна был принят в 1968 году. Он предполагал существенное усиление, по сравнению с Ту-128, всех главных функций самолета: скоростных качеств, высотных, оружейных, электронных. Наряду с ОКБ Микояна в проекте в качестве соисполнителей приняли участие несколько ОКБ и НИИ. И по каждой функции был достигнут значительный прорыв.

Первый полет машины состоялся в 1975 году. Но еще три года доводили до ума важнейший элемент оборудования — РЛС с ФАР. Для испытания перехватчика с полной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Необходимо было, чтобы на встречных курсах цель и истребитель были разнесены более чем на 200 километров. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные в этом проекте ракеты Р-33 — 160 км. Истребитель обнаруживается на расстоянии 170 км.

Использование принципиально новой РЛС позволило увеличить до 24 количество обнаруживаемых целей и до 4 — сопровождаемых. Дальность сопровождения и ракетного обстрела у перехватчика новейшей модификации существенно возросли.

В перехватчике также было использовано теплопеленгационное устройство 8ТК, позволяющее обнаруживать цель по излучению работающего двигателя на расстоянии 56 км. Теплопеленгатор позволял осуществлять поиск в пассивном режиме, с выключенной РЛС, он также был подключен к системе управления вооружением.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

Всего было выпущено более пятисот перехватчиков. Группа из четырех самолетов была способна полностью контролировать воздушное пространство протяженностью в 900 километров по фронту. Так что граница была на замке. Правда, это не помешало Русту на «туристическом» самолете приземлиться на Красной площади. Но там были не технические, а политические причины. 


Упущенные шансы ВПК США

У США были две возможности превзойти Советский Союз в области перехватчиков. Но они не были использованы. В середине 60-х годов на базе «Черного дрозда» компания «Локхид» построила два прототипа перехватчика F-12A. Самолет обладал максимальной скоростью 3220 км/ч и практическим потолком в 24500 м. И дальность без дозаправок была прекрасной — 4200 км. Вот только РЛС была слабовата. Но разрабатывавшаяся специально для этого самолета ракета должна была лететь на 210 км. Однако в связи с громадными расходами на Вьетнамскую войну проект был закрыт. И даже работы по созданию ракеты прекратили.

Чуть позже «Дженерал Динамик» начал создавать на базе истребителя с изменяемой геометрией крыла F-111 перехватчик F-111B. Было построено уже 5 прототипов. Но конструкторы не смогли втиснуть самолет в жесткие массогабаритные рамки. А они были жесткими, поскольку эта машина должна была эксплуатироваться на авианосцах для отражения воздушных атак.

В 1974 году компания «Грумман» начала оснащать ВВС США перехватчиками F-14 Tomcat палубного базирования. В связи с чем задачи перед F-14 и МиГ-31 были поставлены не идентичные. «Американец» должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и возможность вступать в воздушный бой с неприятелем. Советский самолет контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

Поэтому «американец» с большим успехом способен выполнять неустановившиеся развороты — элемент воздушного боя, когда разворот на противника выполняется с потерей скорости и с большими ускорениями. При установившемся же развороте, одном из главных маневров перехватчика, у МиГ-31 показатели выше, чем у F-14.

Летные характеристики МиГ-31 оказались существенно выше. Скорость 3000 км/ч против 2485 км/ч, практический потолок 20000 м против 16000 м.

Исходя из этого у F-14 гораздо ниже предельный рубеж перехвата — удаление цели, когда перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить цель. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.

Щелевая антенна с механическим сканированием РЛС F-14 мощнее, поэтому дальность обнаружения у нее на 10% выше. Однако это преимущество не только компенсируется, но и превосходится за счет более точной и быстродействующей РЛС «Заслон» с ФАР у МиГ-31. Точность определения координат в несколько раз выше. То же самое относится к зоне одновременного пуска ракет по нескольким целям. F-14 может одновременно наводить 4 ракеты, МиГ-31 — 18. Величины несоизмеримые.

А вот ракета на «американце» — AIM-54 «Феникс» — была более дальнобойная — 185 км. Но невозможность подсветки американской РЛС сразу нескольких целей привела к тому, что ракета получилась очень сложной и дорогой. Полмиллиона долларов в ценах 70-х годов. Это при том, что весь перехватчик стоил 20 млн. При этом «Феникс» обладает и лучшими перегрузочными характеристиками, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году F-14 был снят с вооружения. И заменен на авианосцах многоцелевым истребителем F/A-18E/F Super Hornet. Он имеет более ограниченные возможности воздушного перехвата, чем F-14. При примерно одинаковых летных характеристиках его ракеты имеют дальность 40 км.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится модернизация перехватчика до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. И добавляется супердальнобойная ракета Р-37, улетающая на 300 км.

Важнейшее обновление — РЛС «Заслон-М». Станция обнаруживает бомбардировщики, расположенные на расстоянии 400 км, истребители — 320 км. При этом осуществляется сопровождение 24 целей, одновременно атакуются 8.

Также на самолет устанавливается современная станция радиоэлектронной борьбы, работающая в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Есть возможность автоматической наводки на цель с наземного или воздушного КП.

Для модификации МиГ-31БМ несколько расширили круг решаемых задач. Теперь самолет способен работать и по наземным целям, в боекомплект введены противорадиолокационные ракеты, ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы.

Таким образом, МиГ-31БМ упрочил свое положение лучшего в мире перехватчика.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?