28.01.2017, 10:46
МиГ-31 отправляют к Тихому океану
МиГ-31 отправляют к Тихому океануМеждународная военная политика
Минобороны РФ собирается развернуть под Владивостоком авиационный полк дальних сверхтяжелых перехватчиков МиГ-31 для усиления воздушной защиты Сахалина, Хабаровска и Приморья от крылатых ракет, беспилотников и прочих поползновений возможных противников. Причем, как сообщают «Известия», это скорее всего повлечет за собой масштабные работы по реконструкции и ремонту законсервированной несколько лет назад авиабазы в районе Чугуевки (неофициально именно она рассматривается в качестве наиболее вероятного места базирования нового полка).

И все это притом, что, напомним, еще в марте прошлого года главный конструктор «Объединенной авиастроительной корпорации» Сергей Коротков заявлял, что модернизацию «тридцать первого» нельзя производить вечно и к 2028 году этот истребитель-перехватчик «закончит свое существование чисто физически».

Легенда на легенде

Первый советский боевой самолет четвертого поколения, сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 серийно производился двадцать лет, начиная с конца семидесятых, на Горьковском авиазаводе (будущем «Соколе»). При длине в 22 с лишним метра и массе в 45 тонн он считается одним из самых скоростных и тяжелых истребителей в мире. Придумывали его не столько для завоевания превосходства в воздушном пространстве, сколько для конкретных «утилитарных» целей: в США были приняты на вооружение стратегические крылатые ракеты и новейший советский истребитель должен был уметь главное — перехватывать самые разнообразные воздушные цели, в том числе и только появившиеся, в любую погоду, любое время суток и по возможности на любых высотах (вплоть до низколетящих спутников).

Любопытно, но первоначально, при разработке прототипа военные даже приняли решение пожертвовать совсем уж запредельной скоростью будущей сверхзвуковой «гончей» в пользу продолжительности и дальности полета, оставив первый параметр на уровне его предшественника — МиГ-25, славного сверхзвукового истребителя-перехватчика, который выпускался до 1985 года там же, в Горьком. Той самой «летучей мыши», которая в отличие от большинства машин своего поколения, оказалась почти полностью стальной, а не алюминиевой, и вообще породила массу легенд (говорят, например, что американцы, изучив советский МиГ-25 заявили, что этот самолет из стали летать не должен в принципе, но у русских это почему-то летает). Да и в целом, зарождался будущий «тридцать первый» именно как еще одна модификация «мыши» — МиГ-25МП, с обликом «брата-близнеца», но новыми двигателями, системой вооружения, бортовой радиолокационной станцией и так далее.

Но в итоге, как мы в свое время, кстати, писали, МиГ-31 превратился в машину «с новой философией», эксперты наперебой заговорили о том, что в ближайшем будущем в мире вряд ли появится что-то подобное. Показательным в этом плане было заявление, сделанное уже в 2015 году заместителем директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина: «На платформе классического истребителя такой тип боевого самолета вообще создать нельзя, поскольку в данном случае планер как бы навешивается на локатор. Главной составляющей МиГ-31 был именно прибор, способный контролировать воздушное пространство».

«Больше он никогда не летал»

Так сложилось, что в 1994 году серийное производство «тридцать первых» было свернуто — по официальным данным, к тому моменту успели выпустить более 500 этих самолетов, которые, к слову, до сих пор находятся на вооружении. Остановились и работы по перспективным модификациям модели, многие из которых так и не успели «долететь» до серийного производства. «Мы летали на этом самолете, получали все превосходные характеристики примерно на 20% выше базовой модели. И что произошло? В 1994 году мы выполнили последнюю боевую работу, специалисты МиГа получили поздравительное письмо от президента, а через два месяца самолет поставили на прикол — и больше он никогда не летал … И никто не объяснил почему. Любой бы сказал, что это абсурдно. Ведь самолет — это огромная кооперация», — рассказывал позже изданию заслуженный летчик-испытатель СССР, подполковник запаса Анатолий Квочур о МиГ-31М, модернизированном перехватчике 1994 года с усиленным вооружением. Спустя десять лет был даже создан памятник под названием «МиГ на взлете» — правда, не в Нижнем Новгороде, а у проходных Пермского моторного завода, где продолжительное время выпускались двигатели для «тридцать первых»…

Зато в 1998 году появилась модификация МиГ-31БМ — «ребенок» вынужденной жесткой оптимизации оборонных расходов. Истребитель получил (в очередной раз) «апгрейд» вооружения и бортового оборудования, и как следствие, проявил определенную «многофункциональность» (что и ставилось одной из главных задач в конце 90-х): возможность работы с разнообразными не только воздушными, но еще и наземными целями. По данным из открытых источников, МиГ-31БМ способен обнаруживать двадцать четыре цели, одновременно обстреливая ракетами восемь из них; дальность попадания — 280 километров, а дальность обнаружения цели и вовсе все 320. «Он на таких дальностях захватывает самолет, что просто его никто не увидит и не почувствует. Обнаружит летчик в кабине только путем световой сигнализации определенных приборов, сигнализирующих захват», — рассказывал в 2015 году известный летчик-испытатель Андрей Печенкин. За пару последних лет на МиГ-31БМ было поставлено несколько мировых рекордов — взять хотя бы дальность беспересадочного полета в марте 2016 года, когда несколько истребителей преодолели расстояние от Красноярского края до Астраханской области (около восьми тысяч километров) за семь часов четыре минуты… В итоге Минобороны вполне логично пришлось развернуть несколько масштабных программ по «переводу» состоящих на вооружении «тридцать первых» до стандарта МиГ-31БМ. Судя по всему, и будущий полк во Владивостоке, о котором мы говорили в самом начале, получит истребители-перехватчики именно в этой «многофункциональной» версии.

Актуальная «оборонительность»

Есть здесь и еще один момент. На фоне всех прогнозов о скором завершении «физического» существования МиГ-31, кажется, у него, напротив, проснулось какое-то второе дыхание. Только с начала этого года — масштабные учения в Нижегородской области (более десяти экипажей МиГ-31БМ отработали самостоятельный поиск условных нарушителей границы и электронный пуск ракет, разыграли «воздушные дуэли»); а на Камчатке пилоты Тихоокеанского флота на МиГ-31 успешно выполнили задачу: «оценить повреждения взлетно-посадочной полосы, пройдя над ней на низкой высоте, после чего посадить самолет на укороченном участке». Наконец, не нужно забывать о том, что в ноябре 2016 несколько «тридцать первых» были переброшены в Сирию для противовоздушной обороны авиабазы в Хмеймим и для «управления действиями авиации из состава российской авиагруппы и ВВВ Сирии в воздушном пространстве».

Комментируя новость о создании в России нового, третьего (в дополнение к уже имеющимся в Перми и Канске Красноярского края) авиаполка, оснащенного МиГ-31, военный историк Дмитрий Болтенков назвал назвал эти самолеты «сугубо оборонительным оружием, призванным защищать территорию страны от противника». Может, и так. Но тогда уж, действительно, «кто к нам с мечом придет…».

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.