05.01.2015, 11:57
МиГ-19: четыре сбитых американца над СССР
МиГ-19: четыре сбитых американца над СССРМеждународная военная политика
Чем отличались первые сверхзвуковые истребители Советского Союза и США?

5 января 1954 года состоялся дебютный полет первого серийного отечественного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Он предназначался для войск ПВО. На год раньше появился первый американский серийный сверхзвуковой F-100. Однако на вооружение эти два истребителя были приняты практически одновременно.


Поиски нужного двигателя

Строго говоря, сверхзвуковых скоростей достигал еще предшественник этого истребителя – МиГ-17, принятый на вооружение в 1951 году. Он разгонялся до 1,15М. Однако делал это «налегке», то есть без боекомплекта и с неполными топливными баками. В боевых же условиях он был околозвуковым. Такая ситуация не устраивала командование ВВС, поскольку МиГ-17 изначально планировался для использования в частях ПВО. С разведывательными зондами он справлялся наилучшим образом. Однако страны НАТО к тому времени уже планировали обзавестись сверхзвуковыми самолетами-разведчиками. И настоящий отпор дать им была способна также сверхзвуковая машина.

По этой причине перед ОКБ-155 была поставлена конкретная и жесткая задача: создать сверхзвуковой перехватчик, способный вести боевые действия на скорости, превышающей 1,5М.

Конструкторы решили обойтись «малой кровью». При создании первого прототипа СМ-1 взяли планер МиГ-17 и вместо одного ТРД с тягой в 2700 кгс привесили на него два двигателя АМ-5 с тягой по 2000 кгс каждый. Вскоре появился АМ-5А с тягой 2150 кгс, именно с ним в 1951 году начались облеты прототипа СМ-1. Однако они не дали запланированного результата. За счет как увеличения веса машины, так и посредственной аэродинамики планера на сверхзвуке летчик-испытатель Г.А.Седов смог выжать из самолета лишь 11193 км/ч.

После чего было решено серьезно заняться планером. Во втором прототипе СМ-2 было использовано новое крыло с большей стреловидностью. Заменили и двигатели на новые – АМ-5Ф с форсажной камерой. В обычном режиме они создавали ту же самую тягу, что и АМ-5А, а на форсаже – 2700 кгс. Но и этот вариант не дал требуемых результатов. Второй прототип значительно не дотягивал до 1,5М.


На форсаже

Эксперименты с прототипами отняли у конструкторов много времени. Разработка столь необходимого войскам ПВО перехватчика началась в 1950 году. А в конце 1952 года, когда проходили испытания второго прототипа, стало понятно, что и это совсем не тот самолет. И ОКБ-155 получило предписание создать новый прототип, не дожидаясь окончания испытаний СМ-2.

К этому моменту конструкторы работали уже не по наитию, а были твердо убеждены в том, что планер менять ни в коем случае не следует. И в новом прототипе, СМ-9, лишь немного изменили вертикальное оперение. В задней части фюзеляжа установили контейнер с тормозным парашютом площадью 15 кв.м. По бокам фюзеляжа расположили два тормозных щитка, отклоняющиеся на 50 градусов.

Главным же отличием была замена двигателей на АМ-9Ф, созданных в ОКБ А.А.Микулина специально для этой машины. Впоследствии они с успехом применялись на Як-27 и других сверхзвуковых самолетах 60-х годов. Этот двигатель оказался настолько удачным, что выпускался на Рыбинском и Уфимском моторных заводах вплоть до 1975 года. Через некоторое время двигатель был переименован в РД-9Б.

АМ-9Ф имел форсажную камеру. В обычном режиме он создавал тягу в 2600 кгс, на форсаже – 3250 кгс. 



МиГ-19 ВВС Китая


На испытаниях СМ-9, получивший название МиГ-19, продемонстрировал полное соответствие требованиям ТЗ и был рекомендован к серийному производству. За 5 лет было построено около 7 тысяч самолетов девяти модификаций – перехватчиков, истребителей, разведчиков и мишеней. Эксплуатировался с 1954 года по 1989 год. Находился на вооружении 22 армий мира.

За время нахождения в ПВО Советского Союза МиГ-19 с легкостью расправлялся с дозвуковыми американскими разведчиками RB-47 (модификация известного боинговского бомбардировщика), сбив четырех залетевших в воздушное пространство СССР непрошенных гостей. В 1955 в ГДР одержал победу над более серьезным противником – околозвуковым RB-66. И, как орешки, щелкал шпионские зонды с разведывательной аппаратурой.

Что же касается непосредственно воздушных боев МиГ-19 с американскими истребителями, то они происходили позже – в середине 60-х годов. И принимали в них участие не машины советского производства, а их китайские точные копии J-6. Причем сражались они уже с самолетами более поздней разработки – «Фантомами» F-4. Счет оказался ничейным – 7:7.


Сравнение двух первенцев

Ровесником МиГ-19 стал первый американский серийный сверхзвуковой истребитель F-100 Super Sabre, поступивший на вооружение ВВС США тоже в 1954 году. По большей части он использовался как истребитель-бомбардировщик. Но применялся также и как разведчик, перехватчик, штурмовик и «чистый» истребитель.

Строго говоря, эксплуатация F-100 началась в строевых частях в 1953 году. Однако из-за громадного количества катастроф из-за отказов технически машину сняли с полетов на целый год для существенной доработки. И лишь через год эксплуатация самолета возобновилась.

Наиболее интенсивно самолет использовался в качестве бомбардировщика во Вьетнаме. По неведомому нам стечению обстоятельств F-100 не участвовал в воздушных сражениях ни с МиГ-19, ни с J-6. Известен лишь один случай, когда F-100 одержал победу над МиГ-17.

В то же время американцы потеряли во Вьетнаме более двух десятков этих самолетов. С ними легко справлялись советские ЗРК. Несколько самолетов было утеряно из-за отказов двигателей. А два F-100 столкнулись в воздухе. 



F-100D атакует цели над Южным Вьетнамом, 1967 год 


F-100 отличала неплохая маневренность. В связи с чем их «оседлала» пилотажная группа «Буревестники», принимавшая участие в международных авиа-шоу.

Но при этом американский самолет несколько уступал нашему МиГ-19 в маневренности – как по вертикали (имея меньшую тяговооруженность), так и в горизонтальной плоскости. У МиГ-19 были повыше и потолок, и скороподъемность, и максимальная скорость. Но он уступал при этом в дальности и в ракетно-бомбовой нагрузке.


ЛТХ МиГ-19 и F-100

Длина: 12,5 м – 15,2 м
Высота: 3,88 м – 4,95 м
Размах крыла: 9,0 м – 11,8 м

Масса пустого: 5447 кг – 9500 кг
Максимальная взлетная масса: 8832 кг – 15800 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1800 кг – н/д

Тяга двигателей: 2х2600 кгс – 1х4590 кгс
Тяга на форсаже: 2х3250 кгс – 1х7240 кгс

Максимальная скорость: 1,6М – 1,3М
Практическая дальность: 1400 км – 2000 км
Практический потолок: 17500 м – 15000 м
Скороподъемность: 180 м/с – 114 м/с

Тяговооруженность (отношение тяги к весу): 0,85 – 0,55
Стрелковое вооружение: 3 пушки 30 мм – 4 пушки 20 мм
Ракетно-бомбовое вооружение: 4 УР или 4 бомбы 250 кг – 4 УР или 3200 кг бомб, в том числе ядерных.

Количество произведенных самолетов: около 7 тыс. – 2294.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.