05.01.2015, 11:57
МиГ-19: четыре сбитых американца над СССР
МиГ-19: четыре сбитых американца над СССРМеждународная военная политика
Чем отличались первые сверхзвуковые истребители Советского Союза и США?

5 января 1954 года состоялся дебютный полет первого серийного отечественного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Он предназначался для войск ПВО. На год раньше появился первый американский серийный сверхзвуковой F-100. Однако на вооружение эти два истребителя были приняты практически одновременно.


Поиски нужного двигателя

Строго говоря, сверхзвуковых скоростей достигал еще предшественник этого истребителя – МиГ-17, принятый на вооружение в 1951 году. Он разгонялся до 1,15М. Однако делал это «налегке», то есть без боекомплекта и с неполными топливными баками. В боевых же условиях он был околозвуковым. Такая ситуация не устраивала командование ВВС, поскольку МиГ-17 изначально планировался для использования в частях ПВО. С разведывательными зондами он справлялся наилучшим образом. Однако страны НАТО к тому времени уже планировали обзавестись сверхзвуковыми самолетами-разведчиками. И настоящий отпор дать им была способна также сверхзвуковая машина.

По этой причине перед ОКБ-155 была поставлена конкретная и жесткая задача: создать сверхзвуковой перехватчик, способный вести боевые действия на скорости, превышающей 1,5М.

Конструкторы решили обойтись «малой кровью». При создании первого прототипа СМ-1 взяли планер МиГ-17 и вместо одного ТРД с тягой в 2700 кгс привесили на него два двигателя АМ-5 с тягой по 2000 кгс каждый. Вскоре появился АМ-5А с тягой 2150 кгс, именно с ним в 1951 году начались облеты прототипа СМ-1. Однако они не дали запланированного результата. За счет как увеличения веса машины, так и посредственной аэродинамики планера на сверхзвуке летчик-испытатель Г.А.Седов смог выжать из самолета лишь 11193 км/ч.

После чего было решено серьезно заняться планером. Во втором прототипе СМ-2 было использовано новое крыло с большей стреловидностью. Заменили и двигатели на новые – АМ-5Ф с форсажной камерой. В обычном режиме они создавали ту же самую тягу, что и АМ-5А, а на форсаже – 2700 кгс. Но и этот вариант не дал требуемых результатов. Второй прототип значительно не дотягивал до 1,5М.


На форсаже

Эксперименты с прототипами отняли у конструкторов много времени. Разработка столь необходимого войскам ПВО перехватчика началась в 1950 году. А в конце 1952 года, когда проходили испытания второго прототипа, стало понятно, что и это совсем не тот самолет. И ОКБ-155 получило предписание создать новый прототип, не дожидаясь окончания испытаний СМ-2.

К этому моменту конструкторы работали уже не по наитию, а были твердо убеждены в том, что планер менять ни в коем случае не следует. И в новом прототипе, СМ-9, лишь немного изменили вертикальное оперение. В задней части фюзеляжа установили контейнер с тормозным парашютом площадью 15 кв.м. По бокам фюзеляжа расположили два тормозных щитка, отклоняющиеся на 50 градусов.

Главным же отличием была замена двигателей на АМ-9Ф, созданных в ОКБ А.А.Микулина специально для этой машины. Впоследствии они с успехом применялись на Як-27 и других сверхзвуковых самолетах 60-х годов. Этот двигатель оказался настолько удачным, что выпускался на Рыбинском и Уфимском моторных заводах вплоть до 1975 года. Через некоторое время двигатель был переименован в РД-9Б.

АМ-9Ф имел форсажную камеру. В обычном режиме он создавал тягу в 2600 кгс, на форсаже – 3250 кгс. 



МиГ-19 ВВС Китая


На испытаниях СМ-9, получивший название МиГ-19, продемонстрировал полное соответствие требованиям ТЗ и был рекомендован к серийному производству. За 5 лет было построено около 7 тысяч самолетов девяти модификаций – перехватчиков, истребителей, разведчиков и мишеней. Эксплуатировался с 1954 года по 1989 год. Находился на вооружении 22 армий мира.

За время нахождения в ПВО Советского Союза МиГ-19 с легкостью расправлялся с дозвуковыми американскими разведчиками RB-47 (модификация известного боинговского бомбардировщика), сбив четырех залетевших в воздушное пространство СССР непрошенных гостей. В 1955 в ГДР одержал победу над более серьезным противником – околозвуковым RB-66. И, как орешки, щелкал шпионские зонды с разведывательной аппаратурой.

Что же касается непосредственно воздушных боев МиГ-19 с американскими истребителями, то они происходили позже – в середине 60-х годов. И принимали в них участие не машины советского производства, а их китайские точные копии J-6. Причем сражались они уже с самолетами более поздней разработки – «Фантомами» F-4. Счет оказался ничейным – 7:7.


Сравнение двух первенцев

Ровесником МиГ-19 стал первый американский серийный сверхзвуковой истребитель F-100 Super Sabre, поступивший на вооружение ВВС США тоже в 1954 году. По большей части он использовался как истребитель-бомбардировщик. Но применялся также и как разведчик, перехватчик, штурмовик и «чистый» истребитель.

Строго говоря, эксплуатация F-100 началась в строевых частях в 1953 году. Однако из-за громадного количества катастроф из-за отказов технически машину сняли с полетов на целый год для существенной доработки. И лишь через год эксплуатация самолета возобновилась.

Наиболее интенсивно самолет использовался в качестве бомбардировщика во Вьетнаме. По неведомому нам стечению обстоятельств F-100 не участвовал в воздушных сражениях ни с МиГ-19, ни с J-6. Известен лишь один случай, когда F-100 одержал победу над МиГ-17.

В то же время американцы потеряли во Вьетнаме более двух десятков этих самолетов. С ними легко справлялись советские ЗРК. Несколько самолетов было утеряно из-за отказов двигателей. А два F-100 столкнулись в воздухе. 



F-100D атакует цели над Южным Вьетнамом, 1967 год 


F-100 отличала неплохая маневренность. В связи с чем их «оседлала» пилотажная группа «Буревестники», принимавшая участие в международных авиа-шоу.

Но при этом американский самолет несколько уступал нашему МиГ-19 в маневренности – как по вертикали (имея меньшую тяговооруженность), так и в горизонтальной плоскости. У МиГ-19 были повыше и потолок, и скороподъемность, и максимальная скорость. Но он уступал при этом в дальности и в ракетно-бомбовой нагрузке.


ЛТХ МиГ-19 и F-100

Длина: 12,5 м – 15,2 м
Высота: 3,88 м – 4,95 м
Размах крыла: 9,0 м – 11,8 м

Масса пустого: 5447 кг – 9500 кг
Максимальная взлетная масса: 8832 кг – 15800 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1800 кг – н/д

Тяга двигателей: 2х2600 кгс – 1х4590 кгс
Тяга на форсаже: 2х3250 кгс – 1х7240 кгс

Максимальная скорость: 1,6М – 1,3М
Практическая дальность: 1400 км – 2000 км
Практический потолок: 17500 м – 15000 м
Скороподъемность: 180 м/с – 114 м/с

Тяговооруженность (отношение тяги к весу): 0,85 – 0,55
Стрелковое вооружение: 3 пушки 30 мм – 4 пушки 20 мм
Ракетно-бомбовое вооружение: 4 УР или 4 бомбы 250 кг – 4 УР или 3200 кг бомб, в том числе ядерных.

Количество произведенных самолетов: около 7 тыс. – 2294.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.01.2018
Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.
Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.