07.09.2015, 17:53
Ми-8: легендарный универсальный солдат
Ми-8: легендарный универсальный солдатМеждународная военная политика
Легенда транспортной авиации уже половину столетия рассекает воздушное пространство десятков стран, выполняя самые разнообразные миссии. За годы эксплуатации вертолет Ми-8 побывал самой разной машиной - транспортно-штурмовой, эвакуационной, медицинской, разведывательной... однако полный список модификаций легендарной «восьмерки» настолько большой, что о некоторых модификациях лучше рассказывать отдельно.

Ми-8П

Эта модификация отличается буквально от всех версий вертолета, которые обычно видишь на учениях, прежде всего, тем, что перевозит Ми-8 в модификации «П» не военных, а гражданских лиц. 




Ми-8П - это не спартанский военно-транспортный вертолет, а комфортабельный междугородний автобус с просторным салоном на 28 мест. От военно-транспортных такой вертолет отличается еще и характерными иллюминаторами прямоугольной, а не привычной круглой формы. В остальном - это старый добрый Ми-8.

Начальник боя

Управлять войсками на поле боя - задача не из простых. Не всегда случается обеспечить своевременную передачу команды через радиоэлектронные средства, размещенные на земле, да и мобильность командного состава - уже не прихоть, а средство для обеспечения безопасности. Чтобы максимально сократить время передачи приказа и обеспечить управление войсками в любое время и в любом месте, на базе вертолета Ми-8 была создана модификация для мобильного пункта управления войсками, получившая индекс Ми-9. 




Вертолет с аппаратурой связи, управления и другими средствами специального назначения от обычного Ми-8 отличался не только возможностью «командовать парадом». Помимо сложной электроники, Ми-9 оснащался более вместительным топливным баком, штыревыми антеннами по всему корпусу и системой опознавания «свой-чужой». Вертолет можно было легко отличить от других, поскольку фюзеляж был буквально «утыкан» антеннами разной формы - главными средствами передачи приказов от командования к войскам.

Перуанский страж

Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и пожалуй, уже не будет столь массового и столь надежного вертолета, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолеты пасуют. 




За свои технические характеристики, а говоря простым языком, за надежность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Однако в случае с поставкой Ми-8 в Перу обозначился особый запрос клиентов, который компания «Вертолеты России» удовлетворила в полном объеме. Речь идет о поставках версий Ми-8АМТШ. Индекс «Ш» в названии и «злой» обвес из блоков с неуправляемым авиационным вооружением прямо говорят о том, что, помимо перевозки вооруженных до зубов солдат, вертолет может и самостоятельно «задать жару». Помимо прочего, Ми-8АМТШ оснащен приборами для наблюдения в любое время суток - инфракрасный и тепловизионный визоры, размещенные прямо под «фонарем» кабины, позволяют экипажу вертолета работать даже в кромешной темноте или в густом тумане.

Летающая погранзастава

Федеральная Служба Безопасности - особенное ведомство с непростыми задачами. Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, таким людям ежедневно требуется специальная техника, построенная под их нужды. Ми-8АМТШ пограничной службы ФСБ России, которые недавно были переданы заказчику, как по внешнему виду, так и по своему содержанию больше напоминают сугубо боевые машины, чем специально подготовленные вертолеты. 




Среди поставленных для ФСБ есть как Ми-8 с привычного вида кабиной, так и новые варианты, оснащенные кабиной, построенной по типу «дельфиньего носа». Специальные машины, помимо доработанной силовой установки, оснащаются внешними топливными баками, бронеплитами для кабины экипажа и устройствами радиоэлектронной борьбы.

Борт №1

Вертолеты, равно как и самолеты первых лиц государства, - предмет особенного внимания. Ми-8МТВ президента России не исключение. Об этом вертолете ходит такое количество мифов, что в пору издавать энциклопедию всех догадок, легенд и версий. Правда же, как это обычно бывает, состоит в том, что Специальный летный отряд «Россия» хоть и занимается перевозкой первых лиц государства, но делает это исключительно на специально подготовленных для этого самолетах и вертолетах преимущественно российского производства. 




Ми-8 в модификации ПС-7 - не просто имеет комфортный салон и спецсвязь для круглосуточного и повсеместного контакта главы государства с подчиненными, например, с министром обороны, это еще и крайне защищенная и высокотехнологичная машина.

«С точки зрения технических характеристик и оснащения - это, конечно, основанный на все том же отечественном Ми-8, грамотно проработанный борт. На нем имеются и специальным образом экранированные двигатели, системы радиоэлектронного подавления, чтобы никто не мог подвергнуть борт обстрелу, системы отстрела ложных тепловых целей, и целый ряд других, засекреченных систем защиты. Как никак главу государства перевозят», - рассказал в интервью «Звезде» авиационный эксперт, кандидат технических наук и специалист в области бортовых радиоэлектронных систем Константин Макашов.

Прикрывающий «Рычаг»

Комплексам радиоэлектронного подавления не случайно уделяется столько внимания. Смонтировав систему РЭБ на борту Ми-8, можно получить не просто борт для борьбы с электроникой противника, а целый многофункциональный мобильный комплекс. Вертолетные комплексы со станцией активных помех «Рычаг-АВ» - самые передовые комплексы в российской армии.

Их разработку Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) завершил всего несколько лет назад. Вертолеты Ми-8МТПР-1 и вертолеты Ми-8МТВ-5-1 выбраны базой для новых радиотехнических средств не случайно - именно Ми-8 обладает таким важным качеством, как универсальность и скрытность - нельзя на глаз определить, находится перед тобой обычный вертолет, или борт со сверхсекретной аппаратурой, способной защитить от ударов противника целую армию в радиусе сотен километров. 




«В отличие от модификации Ми-8ПП, которая в принципе так и расшифровывается как постановщик помех, вы никогда с ходу не поймете, имеет вертолет Ми-8 отношение к средствам РЭБ или нет», - поясняет в интервью «Звезде» Михаил Семин, радиофизик, летчик с 16- летним стажем и специалист в области средств радиоэлектронной борьбы.

«КРЭТ провел невероятную по своим масштабам работу именно в плане скрытности новых средств. Поэтому можно взять любой Ми-8, вынести из него внутреннее убранство и смонтировать туда систему РЭБ, лишь незначительно его доработав», - пояснил специалист.

Ми-8, по признанию специалистов и экспертов, еще долго будут оставаться лучшими вертолетами в мире. Ни один другой вертолет не смог бы пережить такую непростую, но такую яркую судьбу, какую пережил Ми-8. В духе современных решений Ми-8 регулярно проходит обновление и модернизацию. Переработкам подвергается буквально все - от двигателей и бортовых систем, до материалов обивки салона.

По желанию, в транспортный отсек можно заказать даже кондиционер и доставлять вертолетом мороженое. Однако, несмотря на то, что любой каприз можно выполнить за деньги, наиболее лестные отзывы Ми-8 получил именно в войсках, причем не только российских. Список из иностранных военных и гражданских компаний, использовавших разные модификации Ми-8, настолько велик, что на его фоне меркнут данные об использовании всех зарубежных производителей вместе взятых.

Дмитрий Юров
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?