07.09.2015, 17:53
Ми-8: легендарный универсальный солдат
Ми-8: легендарный универсальный солдатМеждународная военная политика
Легенда транспортной авиации уже половину столетия рассекает воздушное пространство десятков стран, выполняя самые разнообразные миссии. За годы эксплуатации вертолет Ми-8 побывал самой разной машиной - транспортно-штурмовой, эвакуационной, медицинской, разведывательной... однако полный список модификаций легендарной «восьмерки» настолько большой, что о некоторых модификациях лучше рассказывать отдельно.

Ми-8П

Эта модификация отличается буквально от всех версий вертолета, которые обычно видишь на учениях, прежде всего, тем, что перевозит Ми-8 в модификации «П» не военных, а гражданских лиц. 




Ми-8П - это не спартанский военно-транспортный вертолет, а комфортабельный междугородний автобус с просторным салоном на 28 мест. От военно-транспортных такой вертолет отличается еще и характерными иллюминаторами прямоугольной, а не привычной круглой формы. В остальном - это старый добрый Ми-8.

Начальник боя

Управлять войсками на поле боя - задача не из простых. Не всегда случается обеспечить своевременную передачу команды через радиоэлектронные средства, размещенные на земле, да и мобильность командного состава - уже не прихоть, а средство для обеспечения безопасности. Чтобы максимально сократить время передачи приказа и обеспечить управление войсками в любое время и в любом месте, на базе вертолета Ми-8 была создана модификация для мобильного пункта управления войсками, получившая индекс Ми-9. 




Вертолет с аппаратурой связи, управления и другими средствами специального назначения от обычного Ми-8 отличался не только возможностью «командовать парадом». Помимо сложной электроники, Ми-9 оснащался более вместительным топливным баком, штыревыми антеннами по всему корпусу и системой опознавания «свой-чужой». Вертолет можно было легко отличить от других, поскольку фюзеляж был буквально «утыкан» антеннами разной формы - главными средствами передачи приказов от командования к войскам.

Перуанский страж

Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и пожалуй, уже не будет столь массового и столь надежного вертолета, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолеты пасуют. 




За свои технические характеристики, а говоря простым языком, за надежность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Однако в случае с поставкой Ми-8 в Перу обозначился особый запрос клиентов, который компания «Вертолеты России» удовлетворила в полном объеме. Речь идет о поставках версий Ми-8АМТШ. Индекс «Ш» в названии и «злой» обвес из блоков с неуправляемым авиационным вооружением прямо говорят о том, что, помимо перевозки вооруженных до зубов солдат, вертолет может и самостоятельно «задать жару». Помимо прочего, Ми-8АМТШ оснащен приборами для наблюдения в любое время суток - инфракрасный и тепловизионный визоры, размещенные прямо под «фонарем» кабины, позволяют экипажу вертолета работать даже в кромешной темноте или в густом тумане.

Летающая погранзастава

Федеральная Служба Безопасности - особенное ведомство с непростыми задачами. Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, таким людям ежедневно требуется специальная техника, построенная под их нужды. Ми-8АМТШ пограничной службы ФСБ России, которые недавно были переданы заказчику, как по внешнему виду, так и по своему содержанию больше напоминают сугубо боевые машины, чем специально подготовленные вертолеты. 




Среди поставленных для ФСБ есть как Ми-8 с привычного вида кабиной, так и новые варианты, оснащенные кабиной, построенной по типу «дельфиньего носа». Специальные машины, помимо доработанной силовой установки, оснащаются внешними топливными баками, бронеплитами для кабины экипажа и устройствами радиоэлектронной борьбы.

Борт №1

Вертолеты, равно как и самолеты первых лиц государства, - предмет особенного внимания. Ми-8МТВ президента России не исключение. Об этом вертолете ходит такое количество мифов, что в пору издавать энциклопедию всех догадок, легенд и версий. Правда же, как это обычно бывает, состоит в том, что Специальный летный отряд «Россия» хоть и занимается перевозкой первых лиц государства, но делает это исключительно на специально подготовленных для этого самолетах и вертолетах преимущественно российского производства. 




Ми-8 в модификации ПС-7 - не просто имеет комфортный салон и спецсвязь для круглосуточного и повсеместного контакта главы государства с подчиненными, например, с министром обороны, это еще и крайне защищенная и высокотехнологичная машина.

«С точки зрения технических характеристик и оснащения - это, конечно, основанный на все том же отечественном Ми-8, грамотно проработанный борт. На нем имеются и специальным образом экранированные двигатели, системы радиоэлектронного подавления, чтобы никто не мог подвергнуть борт обстрелу, системы отстрела ложных тепловых целей, и целый ряд других, засекреченных систем защиты. Как никак главу государства перевозят», - рассказал в интервью «Звезде» авиационный эксперт, кандидат технических наук и специалист в области бортовых радиоэлектронных систем Константин Макашов.

Прикрывающий «Рычаг»

Комплексам радиоэлектронного подавления не случайно уделяется столько внимания. Смонтировав систему РЭБ на борту Ми-8, можно получить не просто борт для борьбы с электроникой противника, а целый многофункциональный мобильный комплекс. Вертолетные комплексы со станцией активных помех «Рычаг-АВ» - самые передовые комплексы в российской армии.

Их разработку Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) завершил всего несколько лет назад. Вертолеты Ми-8МТПР-1 и вертолеты Ми-8МТВ-5-1 выбраны базой для новых радиотехнических средств не случайно - именно Ми-8 обладает таким важным качеством, как универсальность и скрытность - нельзя на глаз определить, находится перед тобой обычный вертолет, или борт со сверхсекретной аппаратурой, способной защитить от ударов противника целую армию в радиусе сотен километров. 




«В отличие от модификации Ми-8ПП, которая в принципе так и расшифровывается как постановщик помех, вы никогда с ходу не поймете, имеет вертолет Ми-8 отношение к средствам РЭБ или нет», - поясняет в интервью «Звезде» Михаил Семин, радиофизик, летчик с 16- летним стажем и специалист в области средств радиоэлектронной борьбы.

«КРЭТ провел невероятную по своим масштабам работу именно в плане скрытности новых средств. Поэтому можно взять любой Ми-8, вынести из него внутреннее убранство и смонтировать туда систему РЭБ, лишь незначительно его доработав», - пояснил специалист.

Ми-8, по признанию специалистов и экспертов, еще долго будут оставаться лучшими вертолетами в мире. Ни один другой вертолет не смог бы пережить такую непростую, но такую яркую судьбу, какую пережил Ми-8. В духе современных решений Ми-8 регулярно проходит обновление и модернизацию. Переработкам подвергается буквально все - от двигателей и бортовых систем, до материалов обивки салона.

По желанию, в транспортный отсек можно заказать даже кондиционер и доставлять вертолетом мороженое. Однако, несмотря на то, что любой каприз можно выполнить за деньги, наиболее лестные отзывы Ми-8 получил именно в войсках, причем не только российских. Список из иностранных военных и гражданских компаний, использовавших разные модификации Ми-8, настолько велик, что на его фоне меркнут данные об использовании всех зарубежных производителей вместе взятых.

Дмитрий Юров
Категория: Мировой ВПК | 2242

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

Сюжет с «российскими войсками в Сирии» начинает прояснятьсяМеждународная военная политика
Конфликты  10.09.2015
Озвученное Сергеем Лавровым подтверждение того, что Россия отправляет в Сирию военные грузы именно самолетами (а не только кораблями), наложилось на серию сообщений о наших морпехах в Латакии. Все это позволяет с большой уверенностью предполагать, что Россия действительно готовит возможность массовой и срочной переброски войск в Сирию. Осталось разобраться, с какой именно целью.
Контрудары Башара АсадаМеждународная военная политика
Конфликты  10.09.2015
Сегодня СМИ переполнены сообщениями о беженцах из Сирии, наводняющих Европу. Кроме того, регулярно освещаются «дипломатически баталии» России и Запада вокруг гражданской войны в этой стране. А вот информации о том, что происходит непосредственно в Сирии приходит мало, и она довольно противоречивая. Одни эксперты утверждают, что едва ли не большая часть страны уже контролируется сирийской оппозицией и боевиками «Исламского государства».
Российская кампания СаркозиМеждународная военная политика
Геополитика  10.09.2015
Бывший президент Франции Николя Саркози дал большое интервью изданию Le Figaro, в котором призвал Запад прекратить «холодную войну» с Россией. Лидер партии «Республиканцы» заявил, что само создание условий для такого противостояния было большой ошибкой со стороны западных лидеров. Без России Запад не может эффективно решать глобальные проблемы, в частности, бороться с экстремистским «Исламским государством» и справиться с миграционным кризисом.
«АТО-2» вместо «Минска-2»Международная военная политика
Геополитика  09.09.2015
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов считает, что Украина в настоящий момент «прижала» Россию. Заручившись поддержкой своих западных покровителей, один из организаторов силовой зачистки Донбасса заявил, что «у России сейчас просто нет козырей, чтобы обвинить Украину в нарушении Минских договоренностей».
«Каньон»: торпеды, способные смыть АмерикуМеждународная военная политика
Мировой ВПК  09.09.2015
В России создается «подводный беспилотник», способный нести ядерное оружие мощностью в десятки мегатонн и угрожать портам и прибрежным городам США. В Пентагоне этому секретному проекту, как 9 сентября сообщило издание The Washington Free Beacon, присвоено кодовое наименование «Каньон». В статье отмечается, что новый проект является частью проводимой модернизации стратегических ядерных сил России.