07.09.2015, 17:53
Ми-8: легендарный универсальный солдат
Ми-8: легендарный универсальный солдатМеждународная военная политика
Легенда транспортной авиации уже половину столетия рассекает воздушное пространство десятков стран, выполняя самые разнообразные миссии. За годы эксплуатации вертолет Ми-8 побывал самой разной машиной - транспортно-штурмовой, эвакуационной, медицинской, разведывательной... однако полный список модификаций легендарной «восьмерки» настолько большой, что о некоторых модификациях лучше рассказывать отдельно.

Ми-8П

Эта модификация отличается буквально от всех версий вертолета, которые обычно видишь на учениях, прежде всего, тем, что перевозит Ми-8 в модификации «П» не военных, а гражданских лиц. 




Ми-8П - это не спартанский военно-транспортный вертолет, а комфортабельный междугородний автобус с просторным салоном на 28 мест. От военно-транспортных такой вертолет отличается еще и характерными иллюминаторами прямоугольной, а не привычной круглой формы. В остальном - это старый добрый Ми-8.

Начальник боя

Управлять войсками на поле боя - задача не из простых. Не всегда случается обеспечить своевременную передачу команды через радиоэлектронные средства, размещенные на земле, да и мобильность командного состава - уже не прихоть, а средство для обеспечения безопасности. Чтобы максимально сократить время передачи приказа и обеспечить управление войсками в любое время и в любом месте, на базе вертолета Ми-8 была создана модификация для мобильного пункта управления войсками, получившая индекс Ми-9. 




Вертолет с аппаратурой связи, управления и другими средствами специального назначения от обычного Ми-8 отличался не только возможностью «командовать парадом». Помимо сложной электроники, Ми-9 оснащался более вместительным топливным баком, штыревыми антеннами по всему корпусу и системой опознавания «свой-чужой». Вертолет можно было легко отличить от других, поскольку фюзеляж был буквально «утыкан» антеннами разной формы - главными средствами передачи приказов от командования к войскам.

Перуанский страж

Ми-8 сродни автомату Калашникова - в мире нет, и пожалуй, уже не будет столь массового и столь надежного вертолета, выполняющего работу на таких режимах и в таких условиях, в каких другие вертолеты пасуют. 




За свои технические характеристики, а говоря простым языком, за надежность, Ми-8 охотно покупают за рубежом. Однако в случае с поставкой Ми-8 в Перу обозначился особый запрос клиентов, который компания «Вертолеты России» удовлетворила в полном объеме. Речь идет о поставках версий Ми-8АМТШ. Индекс «Ш» в названии и «злой» обвес из блоков с неуправляемым авиационным вооружением прямо говорят о том, что, помимо перевозки вооруженных до зубов солдат, вертолет может и самостоятельно «задать жару». Помимо прочего, Ми-8АМТШ оснащен приборами для наблюдения в любое время суток - инфракрасный и тепловизионный визоры, размещенные прямо под «фонарем» кабины, позволяют экипажу вертолета работать даже в кромешной темноте или в густом тумане.

Летающая погранзастава

Федеральная Служба Безопасности - особенное ведомство с непростыми задачами. Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, таким людям ежедневно требуется специальная техника, построенная под их нужды. Ми-8АМТШ пограничной службы ФСБ России, которые недавно были переданы заказчику, как по внешнему виду, так и по своему содержанию больше напоминают сугубо боевые машины, чем специально подготовленные вертолеты. 




Среди поставленных для ФСБ есть как Ми-8 с привычного вида кабиной, так и новые варианты, оснащенные кабиной, построенной по типу «дельфиньего носа». Специальные машины, помимо доработанной силовой установки, оснащаются внешними топливными баками, бронеплитами для кабины экипажа и устройствами радиоэлектронной борьбы.

Борт №1

Вертолеты, равно как и самолеты первых лиц государства, - предмет особенного внимания. Ми-8МТВ президента России не исключение. Об этом вертолете ходит такое количество мифов, что в пору издавать энциклопедию всех догадок, легенд и версий. Правда же, как это обычно бывает, состоит в том, что Специальный летный отряд «Россия» хоть и занимается перевозкой первых лиц государства, но делает это исключительно на специально подготовленных для этого самолетах и вертолетах преимущественно российского производства. 




Ми-8 в модификации ПС-7 - не просто имеет комфортный салон и спецсвязь для круглосуточного и повсеместного контакта главы государства с подчиненными, например, с министром обороны, это еще и крайне защищенная и высокотехнологичная машина.

«С точки зрения технических характеристик и оснащения - это, конечно, основанный на все том же отечественном Ми-8, грамотно проработанный борт. На нем имеются и специальным образом экранированные двигатели, системы радиоэлектронного подавления, чтобы никто не мог подвергнуть борт обстрелу, системы отстрела ложных тепловых целей, и целый ряд других, засекреченных систем защиты. Как никак главу государства перевозят», - рассказал в интервью «Звезде» авиационный эксперт, кандидат технических наук и специалист в области бортовых радиоэлектронных систем Константин Макашов.

Прикрывающий «Рычаг»

Комплексам радиоэлектронного подавления не случайно уделяется столько внимания. Смонтировав систему РЭБ на борту Ми-8, можно получить не просто борт для борьбы с электроникой противника, а целый многофункциональный мобильный комплекс. Вертолетные комплексы со станцией активных помех «Рычаг-АВ» - самые передовые комплексы в российской армии.

Их разработку Концерн радиоэлектронных технологий (КРЭТ) завершил всего несколько лет назад. Вертолеты Ми-8МТПР-1 и вертолеты Ми-8МТВ-5-1 выбраны базой для новых радиотехнических средств не случайно - именно Ми-8 обладает таким важным качеством, как универсальность и скрытность - нельзя на глаз определить, находится перед тобой обычный вертолет, или борт со сверхсекретной аппаратурой, способной защитить от ударов противника целую армию в радиусе сотен километров. 




«В отличие от модификации Ми-8ПП, которая в принципе так и расшифровывается как постановщик помех, вы никогда с ходу не поймете, имеет вертолет Ми-8 отношение к средствам РЭБ или нет», - поясняет в интервью «Звезде» Михаил Семин, радиофизик, летчик с 16- летним стажем и специалист в области средств радиоэлектронной борьбы.

«КРЭТ провел невероятную по своим масштабам работу именно в плане скрытности новых средств. Поэтому можно взять любой Ми-8, вынести из него внутреннее убранство и смонтировать туда систему РЭБ, лишь незначительно его доработав», - пояснил специалист.

Ми-8, по признанию специалистов и экспертов, еще долго будут оставаться лучшими вертолетами в мире. Ни один другой вертолет не смог бы пережить такую непростую, но такую яркую судьбу, какую пережил Ми-8. В духе современных решений Ми-8 регулярно проходит обновление и модернизацию. Переработкам подвергается буквально все - от двигателей и бортовых систем, до материалов обивки салона.

По желанию, в транспортный отсек можно заказать даже кондиционер и доставлять вертолетом мороженое. Однако, несмотря на то, что любой каприз можно выполнить за деньги, наиболее лестные отзывы Ми-8 получил именно в войсках, причем не только российских. Список из иностранных военных и гражданских компаний, использовавших разные модификации Ми-8, настолько велик, что на его фоне меркнут данные об использовании всех зарубежных производителей вместе взятых.

Дмитрий Юров
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?