19.06.2015, 19:52
Ми-26 vs. Boeing CH-47 Chinook
Ми-26 vs. Boeing CH-47 ChinookМеждународная военная политика
История про то, как милевский вертолет спасал «Чинука» от Аль-Каеды.

15 июня 1960 года совершил первый полет военно-транспортный вертолет Ми-10. Он относится к классу «летающих кранов» — винтокрылых машин, способных переносить грузы на внешней подвеске. По грузоподъемности он на равных соперничает с американским тяжеловесом Boeing CH-47 Chinook. С тех пор США новых вертолетов данного класса не выпустили. В России же появился Ми-26, который выступает в супертяжелом весе.


Сикорский проигрывает «Боингу»

Направление «летающих кранов» в США бурно развивалось в 50−60-е годы. Преимущество машин такого класса перед обычными, перевозящими груз внутри фюзеляжа, состоит в большей грузоподъемности.

Первый блин у американцев вышел комом. В 1952 году начались испытания Hughes XH-17, вес которого в те времена казался запредельным — 24 тонны. Диаметр несущего винта — 38 метров — так и остался непревзойденным. Вертолет сжигал громадный объем топлива и имел дальность всего лишь в 64 километра. В то же время на первых же испытательных полетах он продемонстрировал очень солидную грузоподъемность — 13,2 тонны. У нынешней основной машины ВВС США этот показатель на тонну ниже. В то же время до серийного выпуска XH-17 дело не дошло, поскольку машина оказалась и страшно неэкономичной, и не соответствующей требованиям по дальности и высоте полета.

Реально применявшимся как в военной, так и в гражданской авиации летающим краном стал Sikorsky CH-54 Tarhe, который начал эксплуатироваться в середине 60-х годов. Он был способен поднимать до 9 тонн груза на внешней подвеске, имел дальность 370 км и крейсерскую скорость, равную 185 км/ч. Эта машина, как и все, сделанное нашим бывшим соотечественником, имела в своей конструкции ряд крайне интересных новшеств. Вертолет был модульного типа. С него могла сниматься грузовая кабина для того, чтобы перевозить груз на подвеске. К нему могла пристыковываться открытая грузовая платформа. Были и другие варианты.

Однако широкого применения в армии этот вертолет не имел, хоть и повоевал на Вьетнамской войне. Его отодвинул на второй план вертолет конкурентов — Boeing CH-47 Chinook. При этом боинговская машина появилась чуть раньше машины Сикорского. Ее достоинства оценили в процессе эксплуатации во Вьетнаме.

Одновременно с CH-47, даже чуть раньше, появился и советский Ми-6, на базе которого был создан Ми-10.


Новое слово в винтокрылой авиации

Говоря о летающем кране Ми-10, следует знать, что он отличался от Ми-6 лишь фюзеляжем. Все остальное было общим.

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-6 был задуман в конце 50-х годов прежде всего как средство доставки мобильных ракетных комплексов на ударные позиции. Когда в 1958 году начались его летные испытания, мировые рекорды посыпались как из рога изобилия. Впоследствии не смогли до них дотянуться ни CH-54 Tarhe, ни CH-47 Chinook. Милевский вертолет смог поднять на высоту в 2000 метров 20117-килограммовый груз. А в 1964 году он развил скорость в 340 км/час, такое было недоступно даже легким вертолетам с улучшенной аэродинамикой.

Задание на разработку Ми-10 было выдано ОКБ Миля в 1958 году. Он предназначался, прежде всего, для доставки на внешней подвеске крылатых ракет большого радиуса действия и баллистических ракет. С возложенными на вертолет главными задачами Ми-10 мог справляться наилучшим образом. Однако советские военные стратеги несколько перемудрили, после начала эксплуатации в 1963 году выяснилось, что перевозить стратегическое вооружение наиболее оптимально иными способами. Поэтому была выпущена небольшая серия, не превышающая 50 машин. Также для нужд гражданских строителей создали модификацию Ми-10К. Кстати, эта модификация эксплуатируется в гражданском воздушном флоте до сих пор.

Новая машина ОКБ Миля в определенной степени повлияла на дальнейшее направление мировых разработок тяжелых вертолетов. Так, например, на обеих машинах, 6-й и 10-й, впервые в мире были установлены два турбовальных двигателя со свободной турбиной.

Ми-6 значительно опередил по серийности Ми-10, всего было выпущено около тысячи экземпляров. И работали они в армии до недавнего времени — до 2004 года.


Операция по спасению CH-47

Американским конкурентом тяжелого вертолета Миля стал CH-47 Chinook. Он начал эксплуатироваться на год раньше, в 1962 году, но совершил свой первый полет на 3 года позже. Хоть «американец» и выпущен в большем на 250 машин количестве, включая гражданские модификации, но по «удельной серийности» он проигрывает Ми-6, производство которого было прекращено в 1980 году. CH-47 выпускается до сих пор. 





Военные версии вертолета используются в качестве «летающего крана» крайне редко. В основном его применяют для десантирования живой силы и в качестве спасательного вертолета. К неоспоримым достоинствам относится способность дозаправки в воздухе, возможность которой появилась в последних модификациях.

CH-47 имеет хорошую скорость — максимальная до 285 км/ч, дальность — 935 км. По первому параметру машины Миля значительно сильнее, по второму уступают «американцу». Правда, данные по дальности с максимальной нагрузкой компания Boeing не приводит. Что же касается грузоподъемности, то тут мы имеем 12284 кг против милевских 15 тонн.

CH-47 успел изрядно повоевать. И эти войны, начиная со Вьетнама и кончая Афганистаном и Ираком, показали не слишком высокую живучесть машины. Во Вьетнаме было потеряно более двухсот вертолетов. Причем были сбиты они в основном ручными гранатометами РПГ-7, предназначенными для борьбы с танками и прочей бронетехникой. Примерно то же самое происходило и в последующих горячих для американцев точках. Пара проданных Ирану CH-47 в 1978 году попытались вторгнуться на территорию СССР. Один был сбит ракетой, пущенной с МиГ-23. Второй, поврежденный, совершил вынужденную посадку и был передан нашему ВПК для изучения.

А в 2001 году у американцев появилась острая необходимость транспортировки подбитого в Афганистане из гранатомета транспортного CH-47. Своих технических средств у них для этого не было. На помощь был призван российский Ми-26, который с легкостью решил эту задачу.


Новое слово ОКБ Миля

Самый тяжелый в мире вертолет Ми-26 начал выпускаться в 1980. К настоящему моменту произведено более 350 машин. Всего было создано 15 его модификаций. По своим «тяжеловозным» возможностям он соизмерим с самолетами средней грузоподъемности ВТА. Так, например, в 1996 году Ми-26 поднял 224 парашютистов на высоту 6,5 км. Его номинальная грузоподъемность равна 20 тоннам. Транспортирование груза производится как на борту, так и на внешней подвеске — жесткой или гибкой.

Военные модификации оснащены всем комплектом оборудования, позволяющим осуществлять пилотирование в любых погодных и климатических условиях. Четырехканальный автопилот имеет функцию гашения колебаний груза на внешней подвеске. Метеолокатор позволяет обнаруживать не только грозовые скопления, но и препятствия, включая провода электропередач.


ЛТХ Ми-6, Ми-26 и CH-47 Chinook

Длина фюзеляжа: 33,2 м — 33,7 м — 15,9 м
Высота: 9,2 м — 8,2 м — 5,6 м
Ширина: 3,2 м — н/д — н/д
Диаметр несущего винта: 35 м — 32 м — 18,3 м

Масса пустого: 27240 кг — 28200 кг — 12210 кг
Максимальная взлетная масса: 42500 кг — 56000 кг — 24500 кг
Грузоподъемность: 15000 кг — 20000 кг — 12284 кг

Мощность двигателей: 2×5575 л.с. — 2×11400 л.с. — 2×4170 л.с.
Максимальная скорость: 300 км/ч — 295 км/ч — 285 км/ч
Крейсерская скорость: 250 км/ч — 265 км/ч — 260 км/ч
Дальность действия: 650−1000 км — 500−800 км — 940 км

Практический потолок: 4500 м — 4600 м — 3010 м
Статический потолок: 2500 м — 1800 м — 1675 м
Динамический потолок: н/д — 6500 м — н/д.

Смотрите также: Ми-26. Нашему вертолету-тяжеловесу равных в мире нет.
Категория: Мировой ВПК | 3321

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

Систему ПРО спрячут под сакуройМеждународная военная политика
Геополитика  20.06.2015
Планы Японии и Южной Кореи по размещению на своей территории элементов американской системы ПРО вызывают озабоченность России и Китая, заявил 18 июня заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-майор Сергей Чварков. Все мы знаем, что проходит целый ряд решений по формированию системы противоракетной обороны в Японии и Южной Корее. Это, естественно, не может не вызывать озабоченность таких государств на Азиатско-Тихоокеанском направлении, как Россия и Китай, — заявил он на форуме «Армия-2015».
Кто руководит Центральным банком России?Международная военная политика
Конфликты  20.06.2015
«Самый эксклюзивный клуб мира насчитывает 18 участников. Они собираются каждый месяц воскресными вечерами в 7 часов в конференц-зале Е в круглом башенном здании, тонированные окна которого выходят на центральный железнодорожный вокзал Базеля, ― пишет английский писатель и журналист Адам Лебор. ― Их дискуссия длится в течение часа, возможно, полутора часов. Совещание завершается, помощники уезжают, а оставшиеся остаются на ужин в обеденном зале на 18-м этаже, небезосновательно уверенные, что еда и вино будут отменными. Именно за ужином, который длится до 11 вечера, как раз и происходит настоящая работа».
Самостийный ИГИЛ рвется к властиМеждународная военная политика
Конфликты  20.06.2015
18 июня глава МВД Украины Арсен Аваков подписал приказ о расформировании отдельной роты луганской милиции «Торнадо», созданной на базе добровольческого батальона «Шахтерск» (также расформированного в 2014 за мародерство). В ходе служебного расследования «внезапно» выяснилось, что бойцы формирования, многие из которых имеют уголовное прошлое, занимались пытками, похищениями, изнасилованиями и убийствами местных жителей.
Ми-26 vs. Boeing CH-47 ChinookМеждународная военная политика
Мировой ВПК  19.06.2015
15 июня 1960 года совершил первый полет военно-транспортный вертолет Ми-10. Он относится к классу «летающих кранов» — винтокрылых машин, способных переносить грузы на внешней подвеске. По грузоподъемности он на равных соперничает с американским тяжеловесом Boeing CH-47 Chinook. С тех пор США новых вертолетов данного класса не выпустили. В России же появился Ми-26, который выступает в супертяжелом весе.
Атомная бомба для УкраиныМеждународная военная политика
Геополитика  19.06.2015
В Сеть попал документ администрации канцлера Германии, адресованный американскому генералу Филипу Бридлаву, верховному главнокомандующему Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Ведомство предостерегает Бридлава о фактическом намерении Киева нарушить статус неядерного государства и в связи с этим просит оказать давление на украинское правительство. Отметим, что подписан данный документ главой ведомства федерального канцлера Петером Альтмайером.