06.02.2016, 13:26
Ми-10: первый «летающий кран»
Ми-10: первый «летающий кран»Международная военная политика
В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов. Последняя машина встала на вечную стоянку в 2009-м. Но до сих пор ее кодовое обозначение произносится кем-то с восхищением, кем-то с завистью, но никогда – равнодушно. Ми-10 стал легендой и остается ею по сей день.

На нем было установлено восемь мировых рекордов. В том числе, к примеру, абсолютный мировой рекорд грузоподъемности 1961 года, когда 15 103 кг были подняты на высоту 2 200 м. Или рекорд 1965 года: тогда экипаж вертолета сумел поднять еще больший вес – 25 105 кг на недосягаемые для того времени 2 840 м. Но в историю Ми-10 вошел не только этим.

Идея создания вертолета-крана появилась у конструкторов в 50-е годы прошлого века. К ней разработчиков подтолкнул успешный опыт использования таких машин для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Вертолету-крану не потребуется много топлива – он, как предполагалось, будет транспортировать товары на небольшие расстояния и невысоко от земли. Возможность «наруливания на груз» (вертолет должен садиться на него практически верхом) значительно ускорит и упростит работу, а главное, увеличит грузоподъемность как минимум на 20% по сравнению с аналогичными «фюзеляжными» вертолетами.

Проектирование «летающего крана» началось в 1958 году по распоряжению правительства СССР. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз.

Под фюзеляжем предполагалось перевозить все: топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и даже пассажиров – конечно, в специализированных контейнерах-салонах. Однако уже в ходе работы над проектом задание было дополнено: от конструкторов потребовали, чтобы вертолет смог нести крылатые и баллистические ракеты. Последнее и стало основной задачей Ми-10.

«Летающий кран» создавался на базе Ми-6. От предшественника ему достались силовая установка, несущий и рулевой винты, трансмиссия, системы управления и гидравлика (за исключением особенностей, связанных с установкой гидрозахватов). Заново был спроектирован практически только фюзеляж. 


    


В кабину поместили специальную телевизионную установку с камерой под фюзеляжем – для упрощения операций «наруливания на груз» и наблюдения за ним в полете. В кабине также можно было перевозить либо сопровождающую груз команду численностью до 28 человек, либо груз до 3 тонн. Внутри фюзеляжа крепилась лебедка, способная поднимать груз массой до 15 тонн на высоту до 30 м. Особенностью конструкции Ми-10 был поворот части фюзеляжа и оси несущего винта относительно вертикальной плоскости кабины экипажа на 1°30˝ вправо, что обеспечивало одновременный отрыв колес при взлете и исключало возможность крена. А чтобы кабина и при стоянке располагалась горизонтально, правые опоры шасси сделали на 300 мм короче левых.

Проектирование Ми-10 продолжалось в течение года. Первый опытный образец вертолета-крана поднялся в воздух 15 июня 1960-го. Вторую машину показали на воздушном параде 1961 года, она доставила к трибунам домик геологической партии. В том же году, как уже упоминалось в начале, вертолет установил свой первый мировой рекорд. Однако в серию Ми-10 пошел не скоро. Массово производить «летающий кран» начали лишь в 1964 году на Ростовском вертолетном заводе № 168 (ныне «Роствертол»).

В 1965 году вертолет показали на авиационной выставке в Париже. В следующем машину приобрела голландская авиакомпания, у которой ее тут же перекупили американцы. В США вертолет успешно применяли на нефтепромыслах.

Но в СССР судьба машины сложилась драматично. Специалисты военно-промышленного комплекса передумали использовать вертолет для перевозки ракет. Не особенно пригодился Ми-10 и в народном хозяйстве – ведь все грузы нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к его гидроподъемнику. Кроме того, крупногабаритные грузы создавали слишком большое воздушное сопротивление, массивное шасси сводило на нет преимущества облегченного фюзеляжа. Из кабины, расположенной слишком высоко, пилотам было мало что видно на земле, и телевизионная камера не сильно им в этом помогала. 




Проект быстро оказался на грани закрытия. С конвейера сошли всего 24 машины (часть которых была задействована в ходе Афганской войны 1979–1989 годов). В 1969-м серийное производство Ми-10 было прекращено.

В 1974 году специалисты разработали гражданскую модификацию этой машины – вертолет Ми-10К, предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ. Конструкторы отказались от гидроподъемника и внешней платформы, укоротили «ноги» (уменьшили высоту шасси), что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо телекамер вертолет оборудовали второй, подвесной, кабиной летчика и дополнительными рычагами управления. «Коротконогие» Ми-10К работают в народном хозяйстве до сих пор.

«Роствертол» – российское авиастроительное предприятие, входит в холдинг «Вертолеты России». Завод основан 1 июля 1939 года. Авиатехнику производят здесь на протяжении более 70 лет, в том числе более 40 лет – вертолеты марки «Ми». В советский период предприятие носило наименование завод № 168, позднее – Ростовское вертолетное производственное объединение (РВПО).

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».