07.09.2014, 12:20
Марсианская тяга
Марсианская тягаМеждународная военная политика
В России вновь создается сверхтяжелая ракета-носитель, на которой наша страна намеревается лететь к Луне и Марсу. Правда, пока неясно, кто именно ее будет строить.

После вчерашнего совещания под председательством президента России Владимира Путина по вопросу развития космодрома Восточный, который сейчас строится в Амурской области, стало окончательно ясно, что через 10 лет Россия окончательно откажется от казахстанского космодрома Байконур. «Если сейчас космодромом Байконур осуществляется почти 60 процентов всех запусков космических аппаратов, то к 2025 году таких запусков останутся единицы. При этом более половины космических аппаратов из состава орбитальной группировки будут запущены именно с космодрома Восточный» - доложил на совещании глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Для этих целей на космодроме Восточный должны быть построены три стартовых стола. Первый – для ракеты-носителя (РН) среднего класса «Союз-2». Первый «Союз-2» с космическими аппаратами «Ломоносов» и «Аист-2» должны стартовать с нового космодрома летом будущего года, а с 2018 года с помощью ракет-носителей этого семейства с Восточного начнутся и пилотируемые запуски. Второй стартовый стол будет предназначен для запусков РН тяжелого класса «Ангара-5». Первый запуск этой ракеты, которая должна прийти на смену «Протону», запланирован на декабрь этого года. И стартовый стол для нее в Восточном собирались начать строить в 2016 году. Однако, глава Роскосмоса выступил с предложением сдвинуть начало этой стройки более чем на год вперед.

«Чтобы не терять время и потенциал строителей, мы готовы эту работу начать уже в 2014 году, тем более основные подготовительные работы мы уже провели. Так, в декабре 2013 года проведены рекогносцировочные работы и определены места размещения объектов космического ракетного комплекса «Ангара». Завершена экспериментальная транспортировка грузомакета ракетоносителя железнодорожным транспортом от Москвы до Углегорска. Начаты проектно-изыскательские работы по обеспечению строительства стартового комплекса и технического комплекса. В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, с целью сохранения наработанных темпов строительства, экономии денежных средств на передислокацию строительных структур и сохранения высококвалифицированных специалистов строителей прошу Вашего разрешения на начало строительства стартового комплекса КРК «Ангара» уже с 2014 года – более чем на год раньше, чем запланировано по срокам» - заявил Олег Остапенко.

И вчера же выяснилась судьба третьего стола и ракеты- носителя, которая с нее должна стартовать. «Сегодня можно сказать, что президент дал предварительное добро на начало работ по созданию в нашей стране сверхтяжелой ракеты. Это означает, что после разработки всего семейства ракетоносителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов мы перейдем уже к созданию ракетоносителя совершенно нового класса — ни 7, ни 15, ни 25 тонн полезной нагрузки, а 120-150 тонн полезной нагрузки» - заявил после совещания журналистам главный правительственный куратор отечественного ракетно-космического комплекса вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Мы должны на рубеже после 2020 года уже выходить на создание такого класса ракет. Это подтверждение доминирующей роли России в вопросах, связанных с созданием ракеты-носителя тяжелого класса, возвращение к тому лучшему, что было в советском обществе. Сегодня президент через обсуждение вопросов на космодроме поддержал такого рода идею, которая связана с федеральной космической программой» - подчеркнул он.

Идея создания в нашей стране новой сверхтяжелой ракеты-носителя обсуждается отечественной ракетно-космической общественностью с момента закрытия в начале 90-х годов программы «Энергия-Буран». Постсоветской России того времени просто некуда было летать на таких РН грузоподъемностью 100 тонн. А сейчас, спустя четверть века после полета первого (и последнего) «Бурана» правительство и Роскосмос вновь заговорили о необходимости полетов за пределы околоземного пространства. А для этого требуются сверхтяжелые ракеты. Saturn-5 Вернера фон Брауна при запуске к Луне «Аполлона-15», например, рассчитывался на вывод на низкую опорную орбиту 140 тонн полезной нагрузки, из которых к Луне отправлялось 47 тонн. И Роскосмос уже определил сроки появления таких российских ракет.

«Для того чтобы двигаться дальше, необходимо приступить к новому амбициозному этапу развития отечественной космонавтики, связанному с освоением высоких околоземных орбит и дальнего космоса. Определяющим и принципиально важным в решении этой задачи является создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса. В текущем году мы уже приступили к разработке аванпроекта и конкурсному отбору облика космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса. Работы по проектированию ракеты-носителя данного класса планируется начать с 2016 года» - заявил в Амурской области глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Естественно, встает вопрос и о том, кто будет делать такую ракету. На сегодняшний день существуют, как минимум, два проекта такого РН. Первый – это дальнейшее развитие семейства ракет «Ангара», над которым работает ГКНПЦ им.Хруничева. «Ангара-5», которую «хруничевцы» намерены поднять в космос в конце года, выводит на низкую опорную орбиту 25 тонн полезной нагрузки, но ГКНПЦ заявляло, что «Ангара-7», в перспективе, увеличит этот показатель вдвое – до 50 тонн. Дальше – пока неясно. Второй проект еще в 2009 году представили отечественные конкуренты ГКНПЦ им Хруничева - ракетно-космические центры «ЦСКБ-Прогресс» (разработчик и изготовитель «Союзов»), РКК «Энергия» и Государственный ракетный центр имени В. П. Макеева. Этот «триумвират» влегкую обошел «хруничевцев» в конкурсе на разработку нового тяжелого РН, который тогда объявил Роскосмос, и обещал уже к 2015 году поднять в воздух новую тяжелую РН «Русь-М» грузоподъемностью 50 тонн, а в перспективе довести вес полезной нагрузки этой РН до 100 тонн. Однако, аппаратный вес ГКНПЦ им.Хруничева оказался выше, и когда Роскосмос возглавил покойный ныне Владимир Поповкин, все работы по «Руси-М» были свернуты, а на первый план снова вышла «Ангара».

Каким путем пойдет нынешнее руководство Роскосмоса во главе с Олегом Остапенко, пока сказать сложно. Тем более, что все ракетно-космические центры сейчас переходят под управление недавно созданной «Объединенной ракетно-космической корпорации», что, возможно, будет способствовать выбору наиболее эффективных и реалистичных проектов создания отечественных ракет-носителей сверхтяжелого класса. Не исключено, что это будет даже какая-то принципиально новая машина, оснащенная, например, ядерными энергодвигательными установками большой мощности, над которыми сейчас работает Центр им. Келдыша.

По расчетам специалистов РКК «Энергия» ракета-носитель на ядерной тяге обеспечивает снижение стоимости выведения полезного груза на окололунную орбиту более чем в два раза по сравнению с жидкостными ракетными двигателям. Впрочем, своих возможностей до конца не исчерпали и жидкостные ракетные двигатели. Использование в качестве их топлива смеси не керосина и кислорода, а кислорода и сжиженного природного газа, по расчетам НПО «Энергомаш», может дать 10%-ю прибавку мощности. В общем, вариантов достаточно. И если российским ракетостроителям действительно дано «добро» на создание сверхтяжелой ракеты, то она вполне может подняться с космодрома Восточный в космос уже в начале следующего десятилетия.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.