10.11.2014, 01:17
Лучшие бомбардировщики Туполева
Лучшие бомбардировщики ТуполеваМеждународная военная политика
Свои самолеты авиаконструктор создавал с большим технологическим запасом.

10 ноября родился авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972). Его разработки стали главной ударной силой отечественной тяжелой бомбардировочной авиации. Лидерство в этой области ОКБ Туполева удерживает и поныне. 


Ночной

Первой «солидной» разработкой Туполева стал дальний бомбардировщик ТБ-3, совершивший первый полет в 1930 году. Несмотря на невысокую технологическую дисциплину того периода большой конструктивный запас этой машины позволил сделать ее надежной в эксплуатации. Изготовленные на разных заводах ТБ-3 за счет использования несертифицированных материалов (различной толщины и удельного веса) имели массу, отличающуюся порой на две-три сотни килограммов.

Тяжелый бомбардировщик, оснащенный четырьмя мощными двигателями по 715 л.с., мог брать до 5 тонн бомб и летать на расстояние в 1350 км. А при нормальной взлетной массе дальность превышала 3 тыс. км. Всего было выпущено 818 этих машин. 



Дальний бомбардировщик ТБ-3


Во второй половине 30-х годов ТБ-3 был уже устаревшим за счет низкой скорости – 177 км/ч на высоте 3000 м и 197 км/ч у земли. И потолок у него был невысок – 3800 м. Однако во время Великой Отечественной эта машина принесла значительную пользу. Дело в том, что благодаря удаленному от фронта базированию ТБ-3 в первые месяцы войны практически не пострадали от немецких массированных авианалетов. Днем их не использовали - из-за низкой скорости они становились легкой добычей и для зенитной артиллерии, и для истребителей. А в качестве ночных бомбардировщиков ТБ-3 были достаточно эффективными.

Они принимали активное участие во всех важных битвах вплоть до конца 1943 года. К моменту окончания войны в строю находилось еще десять самолетов ТБ-3. 


Первый реактивный

Появившийся после войны четырехмоторный поршневой стратегический бомбардировщик Ту-4, был, несомненно, прекрасной машиной. Однако лавры за его создание Туполев должен разделить с американскими конструкторами компании Boeing. Потому что Ту-4 был почти точной копией B-29 Superfortress. Разве что была существенно повышена обороноспособность. Вместо 12-и 12,7-мм пулеметов на него установили 10 пушек калибра 23 мм. 


Стратегический бомбардировщик Ту-4


А вот принятый на вооружение в 1956 году турбовинтовой Ту-95 «Медведь» - это оригинальная разработка Туполева. Он сделан с таким громадным стратегическим и эксплуатационным запасом, что до сих пор эксплуатируется в частях дальней авиации ВВС России, являясь носителем ядерного оружия.

Грозным стратегическим оружием стал и тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16, находившийся на вооружении с 1954 по 1993 год. Всего было изготовлено 1500 этих самолетов различных модификаций. Наибольшее количество было бомбардировщиков. Производились также противолодочные самолеты, постановщики помех, разведчики, заправщики, торпедоносцы... Две модификации были носителями ядерного оружия. Также на базе Ту-16 с минимальными доработками был произведен первый в стране реактивный пассажирский самолет Ту-104. 



Тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16


Справедливости ради следует сказать, что Ту-16 был первым серийным реактивным бомбардировщиком ОКБ Туполева. Первый же советский серийный реактивный сделал Ильюшин, он назывался Ил-28.

ЛТХ Ту-16

Длина – 34,8 м
Высота – 10,4 м
Размах крыла – 33 м
Площадь крыла – 165 кв.м.
Масса пустого – 37200 кг
Максимальная взлетная масса – 79000 кг

Тяга двигателей – 2х9650 кгс
Максимальная скорость – 1050 км/ч
Крейсерская скорость – 850 км/ч
Дальность полета – 5925 км
Практический потолок – 12800 м

Вооружение – 7х23-мм пушек
Ракетно-бомбовая нагрузка – до 12400 кг в бомболюке и на подвеске

Экипаж – 7 человек. 


Первый сверхзвуковой

В 1962 году началась постепенная замена Ту-16 сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22. Причем это была не улучшенная, а качественно иная машина. На первых порах Туполев намеревался при разработке обойтись «малой кровью», т.е. навесить на планер Ту-16 новые более мощные двигатели, позволяющие перешагнуть звуковой барьер. Однако по мере решения сыплющихся, как из рога изобилия, все новых и новых непредусмотренных сложностей, конструкторы все более меняли геометрию самолета.

Одна из проблем состояла в необходимости длительного полета на крейсерской скорости, которая была дозвуковой. И лишь на форсаже, при подходе к атакуемым позициям, кратковременно преодолевался звуковой барьер. Для длительного полета с превышением числа Маха тогда не имелось технологических возможностей. Поэтому в ОКБ-156 пришли к компромиссу. Планер бомбардировщика туполевцы скомпоновали в соответствии с законами аэродинамики сверхзвуковых скоростей, а воздухозаборное устройство выполнили со скругленной обечайкой, увеличивающей на сверхзвуке и лобовое сопротивление, и потери полного давления. Но зато на околозвуковых скоростях такой воздухозаборник создавал дополнительную подсасывающую силу, что благоприятно сказывалось на дальности полета. 



Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22


Существенные изменения претерпела и компоновка гермокабин. Экипаж удалось сократить до трех человек. При этом катапультируемые кресла отстреливались вниз. В связи с чем у самолета был установлен нижний порог катапультирования – 350 метров.

Разработка самолета проходила сложно, поскольку это был первый сверхзвуковой бомбардировщик. И испытания были не менее сложными, и при этом высокоаварийными. И в строевых частях Ту-22 внедрялся непросто. Однако в строю бомбардировщик продержался с 1962 года до 1994 года.

ЛТХ Ту-22

Длина – 41,6 м
Высота – 10,3 м
Размах крыла – 23,2 м
Площадь крыла – 162 кв.м.
Нормальная взлетная масса – 85000 кг 

Максимальная скорость – 1510 км/ч
Крейсерская скорость – 950 км/ч
Практическая дальность – 5850 км
Практический потолок – 14700 м

Вооружение – 23-мм пушка, 12000 кг ракетно-бомбовой нагрузки.
Количество построенных самолетов - 311. 


Первый интеллектуальный

Ошибочно считать, что Ту-22М – это одна из модификаций Ту-22. Эта машина затевалась как глубокая модернизация 22-го Ту. Но в процессе ее разработки конструкторы настолько далеко ушли от прототипа, что Ту-22М является самостоятельным самолетом, имеющим с прототипом общими лиши две двойки да реактивный принцип движения. И называется он уже не сверхзвуковым бомбардировщиком, а сверхзвуковым ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла.

При этом новая машина получила возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости. При практической дальности в 7000 км он имел на сверхзвуке боевой радиус в 1850 км с нагрузкой в 12 тонн.

Еще одна причина повторного названия новой машины заключалась в том, что Туполев воспользовался военной хитростью для получения госзаказа и финансирования новой разработки, заявив, что всего лишь намерен модернизировать старую. То есть, фигурально выражаясь, сварил кашу из топора. 



Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3


Разработка за счет внутренних резервов ОКБ началась в 1965 году, а спустя два года пришло финансирование.

На вооружение самолет поступил в 1976 году. И с этого момента машина периодически модернизировалась. В настоящий момент на вооружении дальней авиации стоят ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-22М3М. Машина обладает прекрасными летными качествами – имеет не только дозвуковую, но и сверхзвуковую крейсерскую скорость, равную 1600-1800 км/ч. Обладает хорошими оборонительными качествами – на старших моделях двуствольная пушка со скорострельностью 4000 выстр/мин дополнена ракетами «воздух-воздух». Экипаж имеет повышенную бронезащиту. Катапультирование производится вверх, а не вниз, как это было на Ту-22.

Помимо прекрасных летных качеств машина оснащена совершенной авионикой. Ее диспетчером является цифровая специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22, ведающая навигацией (GPS/ГЛОНАСС), отслеживанием и наведение на цель на основе различных физических принципов, средствами противодействия и РЭБ, постановщиками ложных тепловых целей, дипольных отражателей, работой двигателя и многим другим, приближаясь по возможностям к электронной начинке новейших истребителей. Понятно, что большая часть этого цифрового великолепия была внедрена уже в самые последние модификации бомбардировщика после смерти Туполева. Но его заслуга состоит в том, что он сделал машину с большим конструктивно-технологическим запасом, который позволяет постоянно ее модернизировать

ЛТХ Ту-22М и Ту-22М3М

Длина: 41,46 м – 41,46 м
Высота: 11,1 м – 11,1 м
Размах крыла: 23,6-34,28 м – 23,5-34,28 м
Площадь крыла: 175-173 кв.м. - 175-173 кв.м.
Максимальная взлетная масса: 122000 кг – 124000 кг
Максимальная масса полезной нагрузки: 24000 кг – 24000 кг

Максимальная скорость: 1800 км/ч – 2300 км/ч
Крейсерская скорость дозвуковая: 900 км/ч – 900 км/ч
Крейсерская скорость сверхзвуковая: 1800 км/ч – 1800 км/ч
Практический потолок: 13000 м – 14000 м
Практическая дальность: 6000 км – 7000 км.

Вооружение: двуствольная скорострельная пушка, ракеты «воздух-воздух», высокоточное ракетно-бомбовое оружие весом до 24 000 кг.

В заключение необходимо отметить, что мы здесь не рассмотрели не имеющий в мире аналогов бомбардировщик Ту-160, поскольку к его разработке Андрей Николаевич отношения уже не имел. Его создал его сын – Алексей Андреевич Туполев. И это уже другая история.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.