10.11.2014, 01:17
Лучшие бомбардировщики Туполева
Лучшие бомбардировщики ТуполеваМеждународная военная политика
Свои самолеты авиаконструктор создавал с большим технологическим запасом.

10 ноября родился авиационный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888 – 1972). Его разработки стали главной ударной силой отечественной тяжелой бомбардировочной авиации. Лидерство в этой области ОКБ Туполева удерживает и поныне. 


Ночной

Первой «солидной» разработкой Туполева стал дальний бомбардировщик ТБ-3, совершивший первый полет в 1930 году. Несмотря на невысокую технологическую дисциплину того периода большой конструктивный запас этой машины позволил сделать ее надежной в эксплуатации. Изготовленные на разных заводах ТБ-3 за счет использования несертифицированных материалов (различной толщины и удельного веса) имели массу, отличающуюся порой на две-три сотни килограммов.

Тяжелый бомбардировщик, оснащенный четырьмя мощными двигателями по 715 л.с., мог брать до 5 тонн бомб и летать на расстояние в 1350 км. А при нормальной взлетной массе дальность превышала 3 тыс. км. Всего было выпущено 818 этих машин. 



Дальний бомбардировщик ТБ-3


Во второй половине 30-х годов ТБ-3 был уже устаревшим за счет низкой скорости – 177 км/ч на высоте 3000 м и 197 км/ч у земли. И потолок у него был невысок – 3800 м. Однако во время Великой Отечественной эта машина принесла значительную пользу. Дело в том, что благодаря удаленному от фронта базированию ТБ-3 в первые месяцы войны практически не пострадали от немецких массированных авианалетов. Днем их не использовали - из-за низкой скорости они становились легкой добычей и для зенитной артиллерии, и для истребителей. А в качестве ночных бомбардировщиков ТБ-3 были достаточно эффективными.

Они принимали активное участие во всех важных битвах вплоть до конца 1943 года. К моменту окончания войны в строю находилось еще десять самолетов ТБ-3. 


Первый реактивный

Появившийся после войны четырехмоторный поршневой стратегический бомбардировщик Ту-4, был, несомненно, прекрасной машиной. Однако лавры за его создание Туполев должен разделить с американскими конструкторами компании Boeing. Потому что Ту-4 был почти точной копией B-29 Superfortress. Разве что была существенно повышена обороноспособность. Вместо 12-и 12,7-мм пулеметов на него установили 10 пушек калибра 23 мм. 


Стратегический бомбардировщик Ту-4


А вот принятый на вооружение в 1956 году турбовинтовой Ту-95 «Медведь» - это оригинальная разработка Туполева. Он сделан с таким громадным стратегическим и эксплуатационным запасом, что до сих пор эксплуатируется в частях дальней авиации ВВС России, являясь носителем ядерного оружия.

Грозным стратегическим оружием стал и тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16, находившийся на вооружении с 1954 по 1993 год. Всего было изготовлено 1500 этих самолетов различных модификаций. Наибольшее количество было бомбардировщиков. Производились также противолодочные самолеты, постановщики помех, разведчики, заправщики, торпедоносцы... Две модификации были носителями ядерного оружия. Также на базе Ту-16 с минимальными доработками был произведен первый в стране реактивный пассажирский самолет Ту-104. 



Тяжелый турбореактивный бомбардировщик Ту-16


Справедливости ради следует сказать, что Ту-16 был первым серийным реактивным бомбардировщиком ОКБ Туполева. Первый же советский серийный реактивный сделал Ильюшин, он назывался Ил-28.

ЛТХ Ту-16

Длина – 34,8 м
Высота – 10,4 м
Размах крыла – 33 м
Площадь крыла – 165 кв.м.
Масса пустого – 37200 кг
Максимальная взлетная масса – 79000 кг

Тяга двигателей – 2х9650 кгс
Максимальная скорость – 1050 км/ч
Крейсерская скорость – 850 км/ч
Дальность полета – 5925 км
Практический потолок – 12800 м

Вооружение – 7х23-мм пушек
Ракетно-бомбовая нагрузка – до 12400 кг в бомболюке и на подвеске

Экипаж – 7 человек. 


Первый сверхзвуковой

В 1962 году началась постепенная замена Ту-16 сверхзвуковым бомбардировщиком Ту-22. Причем это была не улучшенная, а качественно иная машина. На первых порах Туполев намеревался при разработке обойтись «малой кровью», т.е. навесить на планер Ту-16 новые более мощные двигатели, позволяющие перешагнуть звуковой барьер. Однако по мере решения сыплющихся, как из рога изобилия, все новых и новых непредусмотренных сложностей, конструкторы все более меняли геометрию самолета.

Одна из проблем состояла в необходимости длительного полета на крейсерской скорости, которая была дозвуковой. И лишь на форсаже, при подходе к атакуемым позициям, кратковременно преодолевался звуковой барьер. Для длительного полета с превышением числа Маха тогда не имелось технологических возможностей. Поэтому в ОКБ-156 пришли к компромиссу. Планер бомбардировщика туполевцы скомпоновали в соответствии с законами аэродинамики сверхзвуковых скоростей, а воздухозаборное устройство выполнили со скругленной обечайкой, увеличивающей на сверхзвуке и лобовое сопротивление, и потери полного давления. Но зато на околозвуковых скоростях такой воздухозаборник создавал дополнительную подсасывающую силу, что благоприятно сказывалось на дальности полета. 



Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22


Существенные изменения претерпела и компоновка гермокабин. Экипаж удалось сократить до трех человек. При этом катапультируемые кресла отстреливались вниз. В связи с чем у самолета был установлен нижний порог катапультирования – 350 метров.

Разработка самолета проходила сложно, поскольку это был первый сверхзвуковой бомбардировщик. И испытания были не менее сложными, и при этом высокоаварийными. И в строевых частях Ту-22 внедрялся непросто. Однако в строю бомбардировщик продержался с 1962 года до 1994 года.

ЛТХ Ту-22

Длина – 41,6 м
Высота – 10,3 м
Размах крыла – 23,2 м
Площадь крыла – 162 кв.м.
Нормальная взлетная масса – 85000 кг 

Максимальная скорость – 1510 км/ч
Крейсерская скорость – 950 км/ч
Практическая дальность – 5850 км
Практический потолок – 14700 м

Вооружение – 23-мм пушка, 12000 кг ракетно-бомбовой нагрузки.
Количество построенных самолетов - 311. 


Первый интеллектуальный

Ошибочно считать, что Ту-22М – это одна из модификаций Ту-22. Эта машина затевалась как глубокая модернизация 22-го Ту. Но в процессе ее разработки конструкторы настолько далеко ушли от прототипа, что Ту-22М является самостоятельным самолетом, имеющим с прототипом общими лиши две двойки да реактивный принцип движения. И называется он уже не сверхзвуковым бомбардировщиком, а сверхзвуковым ракетоносцем с изменяемой геометрией крыла.

При этом новая машина получила возможность длительного полета на сверхзвуковой скорости. При практической дальности в 7000 км он имел на сверхзвуке боевой радиус в 1850 км с нагрузкой в 12 тонн.

Еще одна причина повторного названия новой машины заключалась в том, что Туполев воспользовался военной хитростью для получения госзаказа и финансирования новой разработки, заявив, что всего лишь намерен модернизировать старую. То есть, фигурально выражаясь, сварил кашу из топора. 



Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3


Разработка за счет внутренних резервов ОКБ началась в 1965 году, а спустя два года пришло финансирование.

На вооружение самолет поступил в 1976 году. И с этого момента машина периодически модернизировалась. В настоящий момент на вооружении дальней авиации стоят ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-22М3М. Машина обладает прекрасными летными качествами – имеет не только дозвуковую, но и сверхзвуковую крейсерскую скорость, равную 1600-1800 км/ч. Обладает хорошими оборонительными качествами – на старших моделях двуствольная пушка со скорострельностью 4000 выстр/мин дополнена ракетами «воздух-воздух». Экипаж имеет повышенную бронезащиту. Катапультирование производится вверх, а не вниз, как это было на Ту-22.

Помимо прекрасных летных качеств машина оснащена совершенной авионикой. Ее диспетчером является цифровая специализированная вычислительная подсистема СВП-24-22, ведающая навигацией (GPS/ГЛОНАСС), отслеживанием и наведение на цель на основе различных физических принципов, средствами противодействия и РЭБ, постановщиками ложных тепловых целей, дипольных отражателей, работой двигателя и многим другим, приближаясь по возможностям к электронной начинке новейших истребителей. Понятно, что большая часть этого цифрового великолепия была внедрена уже в самые последние модификации бомбардировщика после смерти Туполева. Но его заслуга состоит в том, что он сделал машину с большим конструктивно-технологическим запасом, который позволяет постоянно ее модернизировать

ЛТХ Ту-22М и Ту-22М3М

Длина: 41,46 м – 41,46 м
Высота: 11,1 м – 11,1 м
Размах крыла: 23,6-34,28 м – 23,5-34,28 м
Площадь крыла: 175-173 кв.м. - 175-173 кв.м.
Максимальная взлетная масса: 122000 кг – 124000 кг
Максимальная масса полезной нагрузки: 24000 кг – 24000 кг

Максимальная скорость: 1800 км/ч – 2300 км/ч
Крейсерская скорость дозвуковая: 900 км/ч – 900 км/ч
Крейсерская скорость сверхзвуковая: 1800 км/ч – 1800 км/ч
Практический потолок: 13000 м – 14000 м
Практическая дальность: 6000 км – 7000 км.

Вооружение: двуствольная скорострельная пушка, ракеты «воздух-воздух», высокоточное ракетно-бомбовое оружие весом до 24 000 кг.

В заключение необходимо отметить, что мы здесь не рассмотрели не имеющий в мире аналогов бомбардировщик Ту-160, поскольку к его разработке Андрей Николаевич отношения уже не имел. Его создал его сын – Алексей Андреевич Туполев. И это уже другая история.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.04.2017
«Россия – единственная страна в мире, которая реально способна превратить США в радиоактивный пепел», – провозгласил «глашатай воли Кремля» Дмитрий Киселёв на пике «русской весны». Тогда, три года назад, о войне с Америкой у нас никто и не помышлял – шутка ли, биться со сверхдержавой?
Мировой ВПК  24.04.2017
В России строится самая большая атомная подводная лодка в мире. Как сообщают «Известия», речь идет о субмарине проекта 09852 «Белгород», разработанной в КБ «Рубин-Север» — северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». Правда, рекорд будет установлен не по водоизмещению, а по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше — 184.
Мировой ВПК  21.04.2017
В военной компании «Укрспецтехника» ведется работа по созданию радиолокационной системы, способной обнаруживать беспилотники на удалении до 8 км и нарушать работу их систем. Об этом на пресс-конференции в Киеве сообщил один из руководителей компании, член правления общественного союза «Лига оборонных предприятий Украины» Михаил Прохоренко. По его словам, в «незалежной» озабочены тем, как нейтрализовать работу беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия, такого как «Томагавк» или российские «Калибры».
Мировой ВПК  21.04.2017
25−27 апреля 2017 года на авиабазе морской авиации Пойнт-Мугу в Калифорнии состоится 46-й ежегодный совместный военно-гражданский симпозиум по проблематики РЭБ. Главная тема — это обсуждение существующих пробелов радиоэлектронной борьбы, а также разработка и применение новейших технологий, необходимых для устранения этих пробелов. На закрытую встречу приедет практически все авиационное, флотское и сухопутное начальство Соединенных Штатов, а также «яркие ученые и политики Америки».
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.
Конфликты  18.04.2017
На фоне хронических информационных войн в последние дни в Сирии резко обострилась ситуация и на фронтах реальной войны. «Умеренная оппозиция» даже выпустила пресс-релиз об уничтожении двух военнослужащих РФ, но подтверждений этому пока нет. Со своей стороны радикальные исламисты сделали ставку на части, одно название которых вселяет в сирийских солдат мистический ужас.
Конфликты  18.04.2017
На сайте издания «Немецкая волна» опубликовано интервью с директором Института Восточной Азии при Венском университете Рюдигером Франком, в котором тот прогнозирует развитие кризисной ситуации вокруг Северной Кореи. Австрийский эксперт считает, что «нанесение первого удара Северной Кореей крайне маловероятно: «Это означало бы самоубийство, независимо от контекста».