01.03.2016, 18:33
Lockheed Martin атаковал российский истребитель Т-50
Lockheed Martin атаковал российский истребитель Т-50Международная военная политика
Создатели сырого F-35 пытаются принизить машины ОКБ Сухого.

На проходившем в феврале в Сингапуре авиасалоне Singapore Airshow 2016 представители компании Lockheed Martin произвели массированную атаку на российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого. Атака была информационной. Скорее, это был даже акт отчаяния, поскольку коммерческая ситуация с истребителями F-22 и F-35 весьма печальна. И прежде всего на внешнем рынке.

F-22 не в состоянии было приобрести ни одно здравомыслящее правительство мира из-за его фантастической дороговизны. Этот истребитель стоит 411 млн. долларов. На нем обжегся даже Пентагон. Для ВВС было заказано 400 самолетов. Однако вскоре закупочный контракт был сокращен до 187 машин. В связи с чем в 2011 году производство самолета было прекращено.

Ситуация с F-35 не менее странная. Этот истребитель существенно дешевле — его средняя стоимость равна 120 млн. долларов. Пентагон, когда самолет готовился к первому полету, заказал 2800 истребителей. К настоящему моменту эта цифра уменьшилась до 2300. Некоторые страны-члены НАТО намереваются купить в общей сложности около 600 машин. При этом иностранных покупателей, что называется, подцепили на крючок. Они не могут отказаться от покупки этого истребителя, репутация которого год от года падает. Дело в том, что были вложены крупные деньги в разработку самолета, и теперь было бы глупо их потерять.

А отказаться от столь сомнительной покупки хотели бы многие, поскольку уже 5 лет, с момента начала опытной эксплуатации, самолет является полуфабрикатом. И неизвестно, когда он станет боевой машиной. Год назад прошли очередные испытания F-35. После чего в протоколе комиссии появилась такая запись: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2 В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12». 



Истребитель F-35


К настоящему моменту ситуация не изменилась — сроки принятия на вооружение истребителя неопределенные. Разработчики постоянно что-то в самолете доделывают и переделывают.

Попытки Lockheed Martin привлечь иностранных покупателей, которым нельзя выкручивать руки при помощи натовских механизмов, успехом не увенчались. И фирмачи с завистью наблюдают, как ВВС Индии заключает контракт с ОКБ Сухого на совместную разработку экспортной модификации Т-50, которая называется FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Она будет выпускаться в Индии на совместном предприятии. Индия получит половину от произведенных истребителей — 125 единиц.

Вполне понятно, что в данной ситуации компания Lockheed Martin именно на международном салоне, собравшем заказчиков из разных стран, и произвела попытку принизить разработку ОКБ Сухого. При этом маневр был довольно грубым. Не вдаваясь в сопоставление характеристик, фирмачи заявили, что Т-50 отнести к пятому поколению истребителей нельзя. Мол, для попадания в «клуб пятого поколения» недостаточно одной лишь малозаметности, присущей Т-50. Вброс, рассчитанный на людей, не слишком компетентных. То есть F-35 — вот «эталон» пятого поколения (про F-22 американцы помалкивают, поскольку их все равно никто не купит ни при каких обстоятельствах).

При этом утверждается, что Т-50 мало чем отличается от Су-35, который является самолетом поколения 4++. И двигатель тот же самый, и радиоэлектронное оборудование похожее — не самое мощное.

Начнем с того, что Су-35 заслуживает прибавления к четверке еще пары плюсиков. У него отчетливо присутствуют некоторые признаки машины пятого поколения. То есть двигатель (общий с Т-50) обеспечивает сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме. Имеет он и электронное, а не механическое управление. Ели же сравнивать двигатели с точки зрения обеспечения сверхманевренности (это еще один критерий пятого поколения), то у F-35 и у F-22 вектор тяги отклоняется в одной плоскости, у Су-35 и Т-50 — в двух. И тут «американцы» отнести к пятому поколению нельзя. При этом следует учесть, что в 2017 году начнется выпуск нового двигателя для Т-50, который превосходит нынешний — АЛ-41Ф1, на 15−25%.

F-35 находится на границе требования по бесфорсажной скорости. В технических характеристиках она дозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось значительное лобовое сопротивление. 



Истребители F-22


Если же сравнивать средства обнаружения целей и целенаведения, то, действительно, на Т-50 и на Су-36 установлена одна и та же оптико-локационная станция ОЛС-50М, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах. Это наша последняя разработка в этой области. Она позволяет при выключенной в целях скрытности РЛС фиксировать цели, удаленные на 80 километров. Так что американские невидимки для ОЛС не столь уж и невидимы для камер с высоким разрешением. Такой станции на F-22 нет. На F-35 есть. Но, по мнению экспертов, и не только российских, в данной области техники Россия превосходит иностранных производителей.

Что же касается бортовой РЛС, то она на Т-50 своя, совсем новая. Это станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На двух «американцах» тоже примерно такая же, с АФАР. Но одна. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет способен «глядеть» во все стороны.

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первым в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Радиооптическая РЛС будет весить вдвое меньше, при этом разрешающая способность должна возрасти в десятки раз. То есть, радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. Использование в радарах нового принципа с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС. Это приведет к тому, что использование стелс-технологий станет абсолютно бессмысленным.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. У F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя не слишком уверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов у российского истребителя.

И в заключение приведем чисто формальные исследования независимой австралийской аналитической организации Air Power Australia, которые демонстрируют, скажем так, большое лукавство представителей компании, выпускающей самые дорогие в мире истребители. Она провела «ревизию» соответствия рекламных проспектов реальному положению вещей для «американцев» F-22, F-35, «китайца» J-12 и «россиянина» Т-50. Вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Принцип был простым. Существует 14 критериев принадлежности летательного аппарата к пятому поколению. Если самолет соответствует тому или иному критерию, то к его сумме приплюсовывалась единичка. В случае несоответствия — вычиталась.

Результаты оказались неожиданными для Lockheed Martin. Т-50 — плюс 8. F-22 и Су-35С — плюс 2. J-12 — 0. F-35 — минус 8.

Думается, что после такой объективной картинки, надо не выискивать недостатки в чужих самолетах, а свои доводить до ума. То есть до пятого поколения.

Категория: Мировой ВПК | 15408



Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

США грозят Москве «вечными санкциями»Международная военная политика
Геополитика  03.03.2016
В ночь на четверг, 3 марта, президент США Барак Обама продлил на год санкции, введенные в марте 2014 года из-за событий вокруг Крыма. Об этом говорится в документе за подписью главы американского государства, размещенном на сайте Белого дома. «Действия и политика, о которых идет речь в моих указах, продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов. Поэтому я продлеваю на один год режим санкционного чрезвычайного положения, объявленный указом 13660», — говорится в документе.
Индийские моряки выбирают «Шторм» вместо «Джеральда Форда»Международная военная политика
Мировой ВПК  03.03.2016
Индия стремительно наращивает мощь своих ВМС за счет строительства авианосцев. Два выведенных из состава флота авианесущих корабля периода Второй мировой войны, доставшиеся по наследству от британцев, совсем скоро будут заменены двумя уже спущенными на воду — «Викрамадитья» и «Викрант». Они были построены по российским проектам. Запланировано строительство третьего авианосца. И это, судя по инсайдерской информации, будет также корабль российского проекта. У него имеются максимальные шансы для победы в тендере, в котором, кроме России, принимают участие кораблестроители США и Франции.
США стремятся ускорить разработку гиперзвукового оружияМеждународная военная политика
Мировой ВПК  03.03.2016
Американские военные высказывают опасения, что США могут остаться позади в гонке вооружений в сфере разработки гиперзвуковых ракет: вровень идет Россия, Китай догоняет. Генералы настаивают, что необходимо вырваться вперед, и тогда США смогут безнаказанно уничтожать объекты в глубине российской территории. Их российские коллеги возражают, что в ближайшей перспективе это маловероятно.
Долетит ли наша «Булава» до Америки?Международная военная политика
Мировой ВПК  03.03.2016
В первой половине 2016 года Россия планирует провести залповый пуск межконтинентальных баллистических ракет «Булава» по полигону Кура на Камчатке. «Точные сроки залповой стрельбы «Булавами» по полигону Кура и ракетоносец, который ее выполнит, пока не определены. Предположительно, пуск будет осуществлен в первой половине года из акватории Баренцева моря. Стрельбу из подводного положения проведет или «Юрий Долгорукий», или «Владимир Мономах», — сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник.


Саудовская Аравия как государство будет уничтожено в ЙеменеМеждународная военная политика
Конфликты  03.03.2016
Как сообщило йеменское информагентство Saadah News, в конце февраля в крупнейшем городе Таиз встретились высокопоставленные полевые командиры хуситов и представители местных отрядов. На совещании также присутствовали губернатор Таиза Абдель-Мухаммад Аль-Джунди и генерал-майор Абу Али Хаким Аль-Хуси, начальник 4-й военного округа. Племенное ополчение побережья Таиза подтвердило свое согласие на участие вместе с армией Йемена в наступательной операции на юго-западе провинции против «агрессоров из коалиции».
ИГИЛ нашло способ разом уничтожить полмиллиона человекМеждународная военная политика
Конфликты  02.03.2016
В 40 километрах к северо-западу от Мосула находится «плотина Саддама», которую срочно необходимо чинить. Если этого не произойдет, Междуречье накроет катастрофа невиданных масштабов, и число жертв пойдет на миллионы. В свое время курды отбили эту дамбу у ИГИЛ, чьи боевики осознавали исходящую от нее опасность. Но теперь исламистам уже нечего терять. Правительство Ирака отдало приказ о срочной эвакуации деревень, находящихся в непосредственной близости от «плотины Саддама» – самой большой дамбы страны. Приказ отдан в связи с опасностью ее разрушения, которое приведет к катастрофическим последствиям для всего населения Междуречья.
Сирия: перемирие может закончиться уже в апрелеМеждународная военная политика
Конфликты  01.03.2016
Судя по характеру действий сторон в Сирии, достигнутое перемирие носит временный характер. Война может возобновиться уже через 2−3 месяца. России и Сирии надо быть к этому готовыми. Напомним, с 27 февраля в Сирии началось перемирие. Правда, весьма ограниченное: террористических группировок во главе с «Исламским государством» это не касается. Удары по ним продолжаются. При этом количество группировок «умеренной оппозиции», признавших перемирие, которых ООН не считает террористическими, превышает сто.