14.10.2014, 20:36
Люди гибнут за баррель
Люди гибнут за баррельМеждународная военная политика
США готовы развязать войну из-за дешевой нефти.

В последние дни практически одновременно ключевые и самые влиятельные американские СМИ, включая The Wall Street Journal, New York Times и Washington Post, как по команде озаботились перспективами нефтедобычи в США в связи с падением цен на черное золото. Снижение котировок до уровней 82-85 долларов за баррель нефти марки Brent там воспринимают как начало апокалипсиса для сланцевой революции.

Эксперты сетуют, что спрос на это ископаемое горючее сегодня очень низок, а производство значительно увеличилось, поэтому дорожать ему не с чего, хотя боссы нефтянки уже готовы вызвать разворот рынка вверх какими угодно заклинаниями. Неожиданно сильно выросло производство в Ливии, да и сами США нарастили свою добычу за последние два года на три миллиона баррелей в сутки дополнительно.

Себестоимость добычи на сланцевых месторождениях очень высока, а нефть уже находится на самых дешевых ценовых уровнях за последние два с половиной года. В этот понедельникBrent торговалась всего за 88,78 долл/барр. Между тем, пишут аналитики из Goldman Sachs Group, уже при цене в 90 долларов многие проекты в США начинают становиться нерентабельными, а для большинства нефтяных компаний Америки точка безубыточности находится в районе 80-85 долларов за баррель.

ОПЕК в этой ситуации безмолвствует. За этой арабской тишиной и истерикой американцев могут скрывать мощные геополитические игры, указывают эксперты. И, возможно, у Вашингтона не останется другого приемлемого для них выбора, кроме как развязать новые горячие войны на Ближнем Востоке…

- Уровень цен около 85 долларов за бочку можно действительно оценить как достаточно низкий. Нет единого понимания, что является причиной снижения цен с их длительного пребывания на уровне 105-110 долларов. Многие стремятся объяснить этот спад с точки зрения теории заговора. Но и тут есть несколько ветвей или сюжетов… - поясняет начальник аналитического управления Фонда «Национальная энергетическая безопасность» Александр Пасечкин.

- Первая гипотеза исходит из того, что американцы закулисно договорились с саудитами существенно снизить коридор цен ради того, чтобы обвалить российский бюджет. Так говорили во время открытого военного конфликта на Украине. Позднее появилась вторая гипотеза, которая предполагает заговор Саудовской Аравии с другими арабскими государствами с целью убить потенциальную конкуренцию со стороны Соединенных Штатов. То есть, арабы согласились сначала подыграть американцам якобы ради того, чтобы создать проблемы русским, но на самом деле имели в виду задушить на корню саму сланцевую революцию в Новом Свете. Пользуясь тем, что себестоимость добычи на их месторождениях в несколько раз ниже себестоимости в США, ОПЕК хочет не допустить появление нового глобального экспортера.

Обратите внимание, что, в отличие от других ситуаций с куда менее значительным снижением цен на нефть, государства ОПЕК, их официальные лица не обнаруживают сегодня никакой паники, не собирают экстренное заседание картеля, как это было принято.

Поэтому в США волнуются не зря. Там пришло понимание, что это снижение цен – есть реакция ОПЕК на американскую сланцевую революцию, которую душат на корню. И надо признать, что в действительности этот вариант является вполне возможным, несмотря на партнерские отношения между Саудовской Аравией и Америкой.

— А если посмотреть на ситуацию исключительно с экономических, рыночных позиций соотношения спроса и предложения, что мы увидим?

- Если посмотреть на фундаментальные факторы за краткосрочный период, то к концу года мы увидим коррекцию средней цены на нефть по сравнению с первым полугодием на 10-12% вниз, что даст нам среднюю по 2014 году цену около 100 долларов за баррель.

Пока на снижение цен играл рост производства в Ливии, США, отчасти Ираке. При этом стал меньше закупать черного золота Китай. При дальнейшем снижении цен часть скважин в США прекратит добычу из-за нерентабельности. Какие-либо геополитические риски на движение цен в этом году пока не играли, их уже давно включили в котировки, они воспринимаются как некоторая константа, которую трейдеры и покупатели уже не замечают.

С точки зрения необходимости верстать инвестиционные планы, ОПЕК имеет задачу держать стабильные цены, не допускать их резких движений, что в целом устраивает и основные страны-потребители. Это здоровый компромисс добытчиков и покупателей.

При этом нельзя точно указать цену, которая устроит страны картеля с точки зрения их бюджетной сбалансированности. В ОПЕК есть государства, чей госбюджет останется дефицитным и при 150 долларах за баррель, а есть и такие, - например, Кувейт и Катар – которые будут себя превосходно чувствовать и при 50 долларах за бочку. Но, конечно, можно отметить, что при 100-110 долларах в целом было хорошо всем.

Однако этот тренд на стабильное удержание этого уровня в течение полутора-двух лет уже сломан. Невозможно предсказать дальнейшее долгосрочное движение цен. В прицеле на ближайшие полгода - год я сторонник гипотезы о том, что уровни просядут до 80 долларов за баррель, от которых они оттолкнутся и уйдут опять за 100 долларов.

Дело в том, что мировые концерны должны верстать свои инвестпрограммы под дорогую нефть. В традиционных доступных районах запасы нефти истощаются. Также ограничены месторождения, на которых были бы эффективны традиционные методы добычи. Новые крупные запасы находятся на шельфовых, труднодоступных или сланцевых месторождениях. Все эти источники могут генерировать только дорогую нефть. Дешево ее извлекать из таких кладовых природы еще не научились.

- Действительно, сегодня на мировом рынке нефти отмечается низкий спрос по сравнению с предложением. Причины этого явления кроются в том, что значительно выросла добыча в США, Ираке и Ливии. При этом потребление черного золота не растет прежними темпами в Китае и находится на стабильных уровнях в США, - комментирует гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

- Чтобы оценить возможности смены ценовой тенденции на нефтяном рынке, надо вспомнить, что основным потребителем этого сырья остаются автомобили. При этом мировым лидером по числу выпускаемых машин сегодня является Китай. Из-за больших проблем с экологией, промышленным смогом в крупных городах, Поднебесная массово переходит с бензина на газ, поскольку в этом случае выхлопы намного чище. Причем рассчитанные на потребление голубого топлива в качестве основного источника горючего авто сходят уже с заводских конвейеров, а не дооснащаются газобалонным оборудованием частным порядком. Только за прошлый год промышленный выпуск автомобилей с газовой топливной системой в этой стране вырос с двух до трех миллионов экземпляров.

Поэтому в Китае быстро растет спрос на газ, а на бензин – снижается! Такая же тенденция намечается и в Соединенных Штатах, тем более что там природный газ сейчас продается дешево. Причина в том, что при разработке сланцевых месторождений нефтяные компании охотятся в первую очередь за «черным золотом» и затраты включают в его цену. Попутный газ, добываемый при этом, рассматривается лишь как побочный продукт, который можно отдать недорого – тут уж любой доллар рассматривается как просто небольшой дополнительный бонус.

При этом для ценообразования в ближайшей перспективе не так важно реальное соотношение спроса и предложения, как то, что у нефтетрейдеров по всему миру сложилось общее мнение, что предложение стабильно и намного превышает реальный спрос.

Никто не знает, к чему это приведет. Для американских нефтепромышленников крайне важно, чтобы добыча не росла в других странах. Сегодня такую опасность представляет регион Ближнего Востока. Поэтому правительство США рассматривает возможность возобновить массовые бомбежки в Ираке заодно с активизацией гражданской войны в Ливии. Если такие сценарии реализуются, то цены снова пойдут вверх…

— Может ли повлиять на ситуация традиционный игрок, ОПЕК? Насколько его главный инструмент, квоты, эффективен в сегодняшних условиях?

- Безусловно, у Саудовской Аравии есть свои интересы. Но следует учитывать, что средняя себестоимость добычи барреля нефти в этой стране составляет около четырех американских долларов. Так что саудиты продолжают сохранять высокую рентабельность добычи при том, что в Америке средняя себестоимость близка к 80 долларам за бочку. И потому рентабельность этого бизнеса в США сегодня сохраняется на хорошем уровне лишь в немногих компаниях, а в целом по отрасли она составляет только несколько процентов.

Поэтому можно было бы долго гадать о политических секретных переговорах между арабами и Вашингтоном, их кознях друг против друга, но истина состоит в том, что дальнейшее снижение цен точно не приемлемо для Америки. И, хотя считается, что прогнозы по нефтяным ценам никогда не сбываются, сегодня очень видны четкие интересы США: нефтяное лобби за расширение и активизацию зоны нестабильности на Ближнем Востоке, военно-промышленный комплекс Америки также сегодня заинтересован в ведении «горячих» войн. Их государственный военный бюджет равен совокупным военным бюджетам всего остального мира, и эти деньги надо тратить так, чтобы была видна острая потребность в дальнейших милитаристских расходах.

К сожалению, новый военный конфликт кажется очень вероятным. И лишь его исход покажет, чего ждать от нефтяных бирж.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.01.2018
Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.
Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.