20.04.2017, 18:16
«Лебедю» дали на рождение еще пять лет
«Лебедю» дали на рождение еще пять летМеждународная военная политика
Объединенная авиастроительная корпорация начнет серийный выпуск модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 с 2022 года. Опытно-конструкторские работы по самолету планируется завершить к 2921 году. Всего планируется построить до пятидесяти таких машин. Об этом глава корпорации Юрий Слюсарь заявил в интервью одному из телеканалов. Ранее данную версию легендарного «сто шестидесятого», выпускаемого на Казанском авиазаводе, уже назвали «платформой для отработки технологий» для будущего ПАК ДА — ракетоносца нового поколения, о начале работы над которым было заявлено еще в 2009 году.

«Богатырская» история

Трудно поверить, но в 2017 году исполняется ровно тридцать лет как «Белый Лебедь» Ту-160 был принят на вооружение. Формально это был (и есть) разработанный в 70−80-х сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, призванный восполнить пробел в советской стратегической авиации, несколько сдавшей по сравнению с натовскими ПВО. Неформально же — один из самых, наверное, удивительных и глобальных проектов того времени — достаточно сказать, что, даже по самым скромным подсчетам, над созданием «сто шестидесятого» работало более восьми сотен предприятий с разных концов СССР.

Звучит, возможно, парадоксально, но с одной стороны считается, что за основу для Ту-160 было взято множество решений, уже апробированных на прежних «тушках», с другой — ракетоносец получился не просто выдающимся. Самый тяжелый боевой самолет, самый скоростной бомбардировщик, самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет да и если честно, чуть ли не первый советский боевой самолет, в котором уделялось достаточное внимание эргономике… При его создании впервые в истории СССР так активно применялись титан и вакуумная сварка электронным лучом. К тому же — изменяемая (прямо в полете) стреловидность крыла, когда при уменьшении длины разбега при взлете может возрастать скорость полета.

«Серийным выпуском стратегических Ту-160 Россия еще раз подтвердила свой статус великой авиационной державы и родины тяжелого самолетостроения. Когда в первую мировую авиаторы на Западе отважно стрекотали в небе на «Вуазенах», «Блерио», «Ньюпорах» и «Фарманах» с одним движком, русские покоряли фронтовое небо на четырехмоторных кораблях с богатырским именем «Илья Муромец», — говорил в свое время экс-командующий ВВС России Петр Дейнекин.

Опередивший свое время на десятилетия

Нельзя сказать, что рождался уникальный ракетоносец легко — по воспоминаниям очевидцев, на первых «сто шестидесятых» летчики были вынуждены еще и «приручать» капризную и непривычную для них электронику (шутка ли — до ста «электронно-вычислительных машин» на борту), да и с бортовым комплексом обороны было не все гладко — в общем, ракетоносец приходилось дорабатывать и дорабатывать, но как известно, Москва тоже не сразу строилась… Изначально Ту-160 создавался как носитель ракет большой дальности с ядерными боеголовками — и в этом он уже точно опережал американских конкурентов. А в качестве бонуса — способность нести до сорока тонн различных бомб. Любопытно, но сразу в нескольких источниках встречается упоминание, что первым из иностранцев советский «Белый Лебедь» увидел в 1988 году никто иной как министр обороны США Фрэнк Карлуччи (на вооружение «сто шестидесятый» был принят менее чем за год до того). Произошло это якобы в ходе посещения министров авиабазы в подмосковной Кубинке и тогда (опять-таки якобы) были публично раскрыты тактико-технические характеристики «Белого лебедя», в том числе его способность без дозаправки «проглотить» до 14 тысяч километров. А уже в начале 90-х «сто шестидесятый» попытались использовать в качестве разменной монеты в «улучшении российско-американских отношений» — серийный его выпуск был, говоря официальной риторикой, «приостановлен». По некоторым данным до распада СССР успели построить три с половиной десятка этих самолетов (а планировалось изначально не менее ста). А спустя двадцать с лишним лет очередной министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе посещения Казанского авиазавода назовет Ту-160 уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор (это к 2015 году-то!) не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные особенности.

Еще не рожденная «гроза»

Летом прошлого, 2016 года Минобороны РФ решилось на заключение контрактов на разработку цифровой документации и «воспроизводство» стратегического ракетоносца Ту-160М2. Замминистра обороны Юрий Борисов пояснял чуть ранее: «В планах Министерства обороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов. К счастью, по своим летно-техническим характеристикам он опередил время и имеет на сегодня самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, будет, наверное, называться Ту-160М2 и станет практически новым самолетом». Эксперты наперебой говорили о том, что новый, будущий ракетоносец будет в два с половиной раза (откуда такая точность?!) превосходить привычный «сто шестидесятый». Позже оказалось, что главная ставка здесь делается на передовую электронику. Так, в начале 2017 года было заявлено, что Ту-160М2 получит новые системы навигации и управления вооружением, новейшую бесплатформенную инерциальную навигационную систему (само по себе уже звучит внушительно!), способную с точностью до 100 метров определять местоположение самолета даже на фоне разнообразных «заглушек» и хоть на Северном полюсе, а также чуть ли не самый современный в мире комплекс радиоэлектронной борьбы, созданный «по мотивам» аналога, специально разработанного для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (пресловутого ПАК ФА пятого поколения). «Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Где он находится в совершенно конкретный момент времени, в какой точке надо будет делать, как говорят летчики, „отцеп изделия“. Расстояния до объектов поражения уже будут измеряться многими тысячами километров. Поэтому чем точнее будет произведен „отцеп изделия“, тем оно точнее будет доставлено к объекту удара. Это очень важно. Самолет стратегической авиации должен из любой точки планеты отправить боеприпас по назначению и с высокой точностью», — объяснял советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев.

А буквально пару недель назад будущему стратегическому ракетоносцу, который, как ожидается, свой первый полет совершит в 2019 году, посвятило материал американское издание «The National Interest». «Ту-160М2, вероятно, станет грозным дополнением российского арсенала, когда он будет построен», — говорят эксперты журнала. Напомним, речь идет о самолете, серийное производство которого, по сути, еще только в планах.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.