07.04.2016, 14:30
Куда уйдет новый «МиГ»?
Куда уйдет новый «МиГ»?Международная военная политика
Российские Воздушно-космические силы уже в этом году получат первый опытный образец легкого многофункционального истребителя МиГ-35. Об этом на днях сообщил вице-президент Объединенной авиастроительной компании, гендиректор корпорации «МиГ» Сергея Короткова. Причем, на авиационно-космической выставке FIDAE-2016 в Чили Коротков заявил: контракт с Минобороны по новому МиГ-у «мы готовы заключить хоть сейчас».


Что в имени тебе моем

Вообще, осваивать серийное производство этих новых МиГ-ов-истребителей на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде начали еще в 2008 году. Впрочем, разобраться в истории и всех предысториях Миг-35 — занятие не из легких. Например, по некоторым источникам, такое обозначение поначалу должен был носить серийный вариант малозаметного фронтового истребителя МиГ-1.44, но его прототип, по сути, так и остался прототипом, в 1999 году был выпущен всего один экземпляр, после чего проект свернули. Кроме того, ведь был еще «апгрейд» МиГ-29М2, истребителя с повышенной дальностью и увеличенной боевой нагрузкой. Его неофициально прозвали МиГ-33, а дальнейшие модификации МиГ-29М3 и МиГ-29М4 — вполне логично, Миг-35.

Ясно одно, тот «тридцать пятый», о котором мы говорим сегодня, больше взял не от «соседа по очереди», легендарного Миг-31 (о нем чуть ниже), а от все того же Миг-29, вернее его «корабельного» варианта МиГ-29К. «Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 — это фактически „корабелка" наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство. Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике», — говорил главный конструктор самолета Николай Бунтин.


Кому проиграл наш экспортный потенциал

Информация о планах Минобороны РФ приобрести первую партию новых «тридцать пятых» МиГ-ов появилась в 2009 году. Вроде бы тогда даже было запланировано к 2015 году создать две эскадрильи, укомплектованные именно этими истребителями. Однако никакого соглашения в итоге так и не было подписано.

Зато в 2011 году МиГ-35 принял участие в тендере на поставку 126 боевых самолетов для ВВС Индии (общая сумма конкурса — более 6 миллиардов долларов). Причем, непосредственно перед этим представители корпорации «МиГ» заявили, что «тридцать пятый» изначально проектировался в расчете на международную кооперацию, что, понятное дело, будет способствовать его выходу на международный рынок. Тогдашний министр обороны Сергей Иванов пообещал, что продвижение МиГ-35 на экспорт будет всемерно поддержано государством, и пояснил: «Если говорить о перспективах (экспортных — СП) МиГ-35, то они уже есть, и это перспектива недалекого будущего». Увы, из индийского тендера наши истребители выбыли — по официальной причине, из-за неудовлетворительных показателей по работе радиолокационной станции, тяге двигателей и ряду других пунктов. Уже потом, задним числом, появились данные, что с самого начала российский МиГ якобы уверенно лидировал в испытаниях, но индийская сторона по неизвестным причинам решила тогда не объявлять победителя, а вдруг попросить остальных производителей доработать двигатели (в частности топливную систему) их самолетов. Так или иначе, но победили в этом достаточно знаковом конкурсе французский истребитель «Rafale» и «Typhoon» производства компании «Еврофайтер» со штаб-квартирой в Германии.


Конспирология гуще, а результат — тот же

Снова об истребителе Миг-35 вспомнили год спустя. В октябре 2012 года гендиректор корпорации «МиГ» Сергей Коротков сообщил журналистам, что массовое поставки «тридцать пятого» в войска начнутся в 2014 году и на сей раз это даже прописано в государственной программе вооружений России на 2011−2020 годы. Якобы первый контракт предусматривает поставку 37 новых истребителей на общую сумму в 37 миллиардов рублей, а всего, к 2020 году должно быть поставлено 70 штук. Увы, но снова мимо. Через какое-то время Минобороны перенесло подписание контракта еще на три года, решив вместо этого приобрести 16 истребителей МиГ-29СМТ. По одной из версий, виноват в этом Минфин, «попросивший» оборонное ведомство перенести часть расходов на более позднее время (правда, коснулось это только лишь проекта по МиГ-35). По другой — российская промышленность оказалась не готова выполнить столь крупный заказ на 37 самолетов. В пользу этой версии выступил и зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Президентом решение принято одно: отдельные задания госпрограммы вооружения могут смещаться вправо только в случае неготовности промышленности их исполнить в установленные сроки, но сама программа, объем выделенных на нее средств не подлежат пересмотру», — заявил он тогда «Коммерсанту». Но журналисты как обычно все поняли по-своему, заявив, что военные, похоже, мало заинтересованы в покупке нового истребителя, предпочитая заказывать проверенные временем машины (типа того же МиГ-29СМТ).


Истребитель «легкого» нового поколения

История развивается по спирали. И наша — не исключение. В прошлом, 2015-м году в очередной раз заговорили об экспортном потенциале «тридцать пятого». «В этой марке есть перспективные модели, например МиГ-35. Есть перспективы развития его до уровня „легкого" пятого поколения, поэтому у него очень большой экспортный потенциал», — заявил журналистам РИА «Новости» глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. И тут же возникла тема возможных поставок этих истребителей во Вьетнам, где они могли бы заменить устаревшие МиГ-21. «В отличие от „классического" МиГ-29, от которого МиГ-35 унаследовал аэродинамическую концепцию, новая машина является многофункциональной. Она способна применять высокоточное вооружение по любым — воздушным, наземным, надводным — целям и даже выполнять некоторые функции, которые ранее возлагались на разведывательные самолеты», - привычно «рекламировал» многострадальный «тридцать пятый» глава РСК «МиГ» Сергей Коротков.

Правда, что же касается поставок МиГ-35 в российскую армию, то в сегодняшнем приближении тема зазвучала осторожнее. Даже заявив журналистам на выставке FIDAE-2016 в Чили о том, что уже в 2016 году ВКС получат первый опытный образец истребителя, Коротков оговорился, что теперь военные предъявили к МиГ-35 «специфические требования» и что «мы должны сначала провести заводские испытания, потом представить самолёт на испытания министерства обороны. После того, как военные проведут такие испытания, и будут приниматься объективные решения».


Чилийский эпилог или минус 31

При этом тогда же в Чили, глава корпорации «МиГ» публично сделал прогнозы относительно еще одной модели, пусть и чисто «арифметически», но «встающей» в цепочку между МиГ-29 и МиГ-35. Речь идет о первом еще советском боевом самолете четвертого поколения, сверхзвуковом истребителе-перехватчике МиГ-31, производство которого на том же нижегородском «Соколе» было прекращено еще в 90-х, но который до сих пор еще эксплуатируется. В материале «Есть только МиГ» (СП-Поволжье, 25.01.2016) мы писали о том, что к 2020 году в России на базе именно «тридцать первого» должен быть создан новейший сверхскоростной истребитель-перехватчик. Так вот, на этой международной авиавыставке все тот же Коротков заявил: «К 2028 году истребитель-перехватчик МиГ-31 закончит свое существование чисто физически» и, добавив, что модернизацию нельзя производить вечно, продолжил: «Пока у нас есть время, чтобы создать новый самолет на замену». Да, время пока есть, но, судя по опыту «тридцать пятого», и в двенадцать лет можно запросто не уложиться.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.