19.04.2016, 20:00
Космический бартер: не продешевит ли Россия?
Космический бартер: не продешевит ли Россия?Международная военная политика
Китай хочет получить у нас технологии производства жидкостных ракетных двигателей.

В космической сфере зреет «бартер века». Китай готов передать России технологии, необходимые для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения. В обмен, по информации «Известий», Пекин желает получить технологии создания жидкостных ракетных двигателей.

Обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей было отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

«Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне», — отметил источник «Известий» в Роскосмосе.

По его словам, китайцы желают получить у России не просто кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. В обмен они предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах.

Известно, что Россия — лидер в области жидкостного двигателестроения. Наши двигатели покупают американские компании. А вот что в обмен могут предложить китайцы, насколько равноценным будет этот обмен?

— Теоретически можно сделать адекватный обмен, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Это зависит от того, сколько своих наиболее передовых технологий китайцы отдадут нам в обмен на технологии производства жидкостных ракетных двигателей. Однако в любом случае этот обмен не может быть произведён быстро, поскольку возникают юридические и прочие сложности. Россия, например, участвует в режиме распространения ракетных технологий. А китайцы — нет. То есть нам, чтобы передавать им эти технологии, необходимо многое согласовывать с теми же США и другими странами. Без согласия других стран, соблюдающих этот режим, такая сделка невозможна.

Кроме того, у Китая большая часть ЭКБ — это разработки, которые китайцы купили у западных стран. При этом у Поднебесной отсутствует право передачи этих технологий третьим сторонам. Это уже резко ограничивает число технологий, которые мы могли бы получить у китайцев.

Моя личная точка зрения — России лучше самостоятельно развивать ЭКБ. Если Китай за короткое время сумел совершить рывок в этой сфере, то почему мы не можем?

Китайцы отличаются тем, что купленные у нас современные вооружения, они немного модифицируют, после чего производят уже под видом своих. Что мешает им, купив у нас жидкостные ракетные двигатели, сделать свои аналоги?

— Это крайне сложно. Вот Америке мы даже продали технологии этих двигателей, чтобы они могли развернуть производство у себя. На тот момент в США внутреннее законодательство не позволяло покупать эти двигатели отдельно от технологий. Но я ещё тогда предупреждал, что у них ничего не получится. У американцев совершенно другая материально-техническая база для производства ракетных двигателей, начиная с мелочей, с материалов, резьбы и т. д. Чтобы наладить у себя производство этих двигателей, им пришлось бы потратить очень много средств и усилий. Поэтому американцы предпочли изменить законодательство, и по-прежнему закупают наши жидкостные ракетные двигатели.

В Китае ситуация иная. У них наша материально-техническая база, которую в своё время мы же им и передали. Здесь вполне возможно наладить производство двигателей РД-181, которые мы продаём американцам. В своё время эти двигатели делались для ракеты «Энергия-Буран». Тогда в создание этого двигателя были вложены очень большие средства. И в итоге получился лучший в мире двигатель этого класса. Его можно улучшить в деталях, но принципиально лучшего создать невозможно.

Поэтому китайцы стоят перед дилеммой: либо проделать работу, которую Россия в своё время проделала, потратив огромные средства, либо купить технологии, сэкономив и время, и деньги. Да, китайцы могли бы сделать даже многоразовые жидкостные ракетные двигатели, но, повторяю, это стоило бы им очень дорого. Сейчас они пытаются заполучить технологии путём бартера, но я сомневаюсь, что в итоге сделка состоится. Много правовых препятствий. Думаю, что китайцы придут к выводу, что проще — продолжать покупать у России сами двигатели без технологий.

— Мы заинтересованы в этой сделке, поскольку у нас серьёзное отставание в области именно космической электроники, — считает военный эксперт, экономист, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. -Отставание возникло ещё до кризиса на Украине. А теперь усиливается, поскольку мы не можем пока наладить выпуск некоторых элементов, производимых на украинских предприятиях. Поэтому такая форма кооперации с Китаем поможет нам. Тем более что китайцы уже купили, кстати, у той же Украины ещё в 90-е годы часть технологий производства ракетных двигателей. В частности, технологии для производства РД-120. У нас сейчас более совершенные двигатели, но у китайцев всё равно уже что-то есть, что рано или поздно позволит им создать свои двигатели. Собственно, что мы теряем, отдавая эти технологии? Жидкостные ракетные двигатели — это не какой-то товар, который мы могли бы в большом количестве продавать в разные страны. Пожалуй, кроме США и Китая они не нужны никому в мире.

Можно, конечно, попытаться продолжать продавать в Китай готовые двигатели, но, похоже, китайцы на это не согласятся. Кроме того, обменяв «двигатели» на «электронику», мы таким образом закрываем свою «дыру», так же как китайцы — свою. Надо понимать, что даже если у нас завтра начнут улучшаться отношения с западными странами, где мы покупали элементы ЭКБ, отмена санкций в космической сфере произойдёт в самую последнюю очередь. А проблему нам надо решать сейчас.

А сами мы не сможем преодолеть отставание в сфере ЭКБ?

— Это примерно, как у китайцев с двигателями. Они рано или поздно создадут их и без наших технологий. Так и мы — потратим годы на создание электронной компонентной базы, а тем временем технологии уйдут вперёд. И мы снова окажемся в положении догоняющих.

Можно ли считать технологии ЭКБ, разработанные в Китае, передовыми?

— Они приближены к западному уровню, но тоже отстают в небольшой степени. Однако надо понимать, что даже когда у нас были относительно нормальные отношения с Западом, передовых технологий нам никто не предлагал. Мы покупали только элементную базу. А купив китайские технологии, упрощаем себе задачу — на их основе сделать нечто передовое.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.