30.05.2016, 09:42
Когда рванет на Украине
Когда рванет на УкраинеМеждународная военная политика
Политические предубеждения мешают странам Европы отказаться от аварийной украинской ГТС.

Россия уже много лет является надежным поставщиком газа в Европу — что бы ни происходило в нашей стране, поставки всегда осуществлялись в нужных объемах и в нужные сроки. Но серьезным риском для потребителей в последние годы стала Украина, у которой не было денег ни на закупку газа в необходимом ей объеме, ни на качественное техническое обслуживание своей газотранспортной системы (ГТС), которая то и дело становилась предметом шантажа со стороны нашего соседа в спорах о цене российского газа. Похоже, настало время признать очевидное: украинская ГТС в ее нынешнем виде больше не может гарантировать ни надежность поставок голубого топлива в ЕС, ни безопасность жителей самой Украины.

Степень износа на грани фантастики

По итогам встречи с вице-премьером Словакии по инвестициям Петером Пеллегрини министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не только заверил, что все действующие соглашения по транзиту будут выполнены, но и предостерег европейских партнеров по поводу технических рисков, связанных с качеством украинской газотранспортной системы. По словам чиновника, глубокое недоинвестирование ГТС Украины повышает риск перебоев поставок и даже техногенных катастроф различного масштаба.

Слова Улюкаева о глубоком недоинвестировании ГТС Украины базируются на реальных фактах. На сегодняшний день эта система характеризуется крайне высоким уровнем износа оборудования и технических средств. Морально устаревшие компрессорные стации отличаются низкой надежностью и неэффективностью. Все это год за годом приводит к необходимости увеличения затрат на ремонт и содержание сетей. Однако в условиях политического и экономического кризиса деньги на это практически не выделяются, что периодически приводит к серьезным последствиям. Так, в начале января 2016 года авария произошла на газопроводе в Закарпатской области, в середине того же месяца — во Львовской области, в феврале — на газохранилище в Черниговской области…

Основные магистрали украинской ГТС — газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» — почти не реконструировались, в лучшем случае украинцы латали какие-то участки. При этом первому газопроводу уже под 40 лет, второму — 33, а третьему — 30. К 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, все три транзитные трубы исчерпают свой ресурс (33 года работы). «Без инвестиций транзит будет находиться под постоянной угрозой технологической аварии, что без строительства новой инфраструктуры ставит под угрозу безопасность газоснабжения целых стран в Юго-Восточной Европе», — подчеркивает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд долларов на обновление ГТС, из них только в газопровод «Союз» (построенный в конце 1970-х годов и с тех пор не обновлявшийся) — около 2,5 млрд. Более свежий (1983 года постройки) поток «Уренгой — Помары — Ужгород» уже тогда требовал 1,5 млрд долларов на восстановление полной работоспособности. Денег тогда найти не удалось (Украина полезла в безнадежные распри с Россией из-за вдвое меньшей суммы долга), нет их и сегодня. По оценке доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ивана Капитонова, с учетом критического износа сегодня на реконструкцию газопроводов требуется уже около 9 млрд долларов…

Продать любой ценой

Слабой попыткой исправить положение во время правления экс-премьера Украины Арсения Яценюка стала попытка продать долю в ГТС иностранным инвесторам. Далее это предложение трансформировалось в продажу всей ГТС — по-видимому, ожидалась хоть какая-то реакция новых друзей Украины. Но реакции по поводу столь изношенного актива, естественно, не последовало.

В свое время — когда износ не достиг еще критического уровня — интерес к украинской ГТС проявляла Россия. Так, в апреле 2010 года на российско-украинских переговорах тогдашний премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом финансовая нагрузка по восстановлению труб и приведению их к современным стандартам ложилась бы на российскую сторону. Она же в этом случае получала возможность расширения своего присутствия в Европе за счет полного контроля над крупнейшим газопроводом региона. В свою очередь, Европейский союз приобрел бы еще более надежную, современную, эффективную систему снабжения энергоносителями, которая позволила бы обеспечить внутренний спрос на долгие годы.

Но объединения не произошло. Из-за политических и экономических разногласий интересы компаний разошлись, а трубы оказались предоставлены сами себе и неумолимому времени.

К сожалению, даже постоянно возрастающие риски техногенных катастроф не могут подтолкнуть европейских партнеров к проведению более объективной политики в отношении «Северного потока — 2», который позволяет обойти Украину и поставлять топливо по новой, современной ГТС.

Этот проект второго газопровода в Германию поддерживается наиболее экономически развитыми странами западной Европы, в том числе Францией и Италией, но отвергается государствами восточной Европы, прежде всего Польшей, Чехией и Словакией, которые в случае его реализации потеряют доходы от транзита российского газа. Также потеряет транзитный доход и Украина («Нафтогаз» получил по этой статье 2 млрд долларов в 2015 году).

Поэтому группа из 10 стран — членов ЕС пока блокирует продвижение этого проекта. Несмотря на объективно присутствующие угрозы, политика побеждает здравый смысл и экономику. На простых украинских людей, которые пострадают, если в результате утечки и изношенных труб где-то рванет газ, всем, кажется, наплевать.

***

При отсутствии альтернативы транспортной системе Украины рискуют все стороны, и Россия — меньше всех. При этом озабоченность ситуацией выражает именно наша страна. Если «Газпром» вдруг решит вернуться на пять лет назад и удвоить суточные объемы транзита через Украину, то вместе с давлением повысится и количество аварий. Сейчас, сокращая объем транзита через Украину, «Газпром» не только экономит на транзите, но и продлевает оставшийся срок службы украинской ГТС.

Но ее дни все равно сочтены. Продолжать перекачивать по отслужившим свое трубам легковоспламеняющееся горючее — безумие.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Мировой ВПК  15.01.2018
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Игорь Романенко давно и увлеченно разоблачает в местных СМИ разнообразные «козни Москвы». На днях вот в интервью киевскому интернет-ресурсу «Апостроф» он заявил, что «россияне ведь даже на танки делают ядерный снаряд». И будто бы это сильно беспокоит не только его страну, но и американцев.
Мировой ВПК  11.01.2018
В марте Уралвагонзавод начинает поставки в армию боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». И это, наконец-то, должно поставить окончательную точку в затянувшемся на 7 лет споре между производителем и потребителем о необходимости для бронетанковых войск этой машины.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.