30.05.2016, 09:42
Когда рванет на Украине
Когда рванет на УкраинеМеждународная военная политика
Политические предубеждения мешают странам Европы отказаться от аварийной украинской ГТС.

Россия уже много лет является надежным поставщиком газа в Европу — что бы ни происходило в нашей стране, поставки всегда осуществлялись в нужных объемах и в нужные сроки. Но серьезным риском для потребителей в последние годы стала Украина, у которой не было денег ни на закупку газа в необходимом ей объеме, ни на качественное техническое обслуживание своей газотранспортной системы (ГТС), которая то и дело становилась предметом шантажа со стороны нашего соседа в спорах о цене российского газа. Похоже, настало время признать очевидное: украинская ГТС в ее нынешнем виде больше не может гарантировать ни надежность поставок голубого топлива в ЕС, ни безопасность жителей самой Украины.

Степень износа на грани фантастики

По итогам встречи с вице-премьером Словакии по инвестициям Петером Пеллегрини министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не только заверил, что все действующие соглашения по транзиту будут выполнены, но и предостерег европейских партнеров по поводу технических рисков, связанных с качеством украинской газотранспортной системы. По словам чиновника, глубокое недоинвестирование ГТС Украины повышает риск перебоев поставок и даже техногенных катастроф различного масштаба.

Слова Улюкаева о глубоком недоинвестировании ГТС Украины базируются на реальных фактах. На сегодняшний день эта система характеризуется крайне высоким уровнем износа оборудования и технических средств. Морально устаревшие компрессорные стации отличаются низкой надежностью и неэффективностью. Все это год за годом приводит к необходимости увеличения затрат на ремонт и содержание сетей. Однако в условиях политического и экономического кризиса деньги на это практически не выделяются, что периодически приводит к серьезным последствиям. Так, в начале января 2016 года авария произошла на газопроводе в Закарпатской области, в середине того же месяца — во Львовской области, в феврале — на газохранилище в Черниговской области…

Основные магистрали украинской ГТС — газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» — почти не реконструировались, в лучшем случае украинцы латали какие-то участки. При этом первому газопроводу уже под 40 лет, второму — 33, а третьему — 30. К 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, все три транзитные трубы исчерпают свой ресурс (33 года работы). «Без инвестиций транзит будет находиться под постоянной угрозой технологической аварии, что без строительства новой инфраструктуры ставит под угрозу безопасность газоснабжения целых стран в Юго-Восточной Европе», — подчеркивает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд долларов на обновление ГТС, из них только в газопровод «Союз» (построенный в конце 1970-х годов и с тех пор не обновлявшийся) — около 2,5 млрд. Более свежий (1983 года постройки) поток «Уренгой — Помары — Ужгород» уже тогда требовал 1,5 млрд долларов на восстановление полной работоспособности. Денег тогда найти не удалось (Украина полезла в безнадежные распри с Россией из-за вдвое меньшей суммы долга), нет их и сегодня. По оценке доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ивана Капитонова, с учетом критического износа сегодня на реконструкцию газопроводов требуется уже около 9 млрд долларов…

Продать любой ценой

Слабой попыткой исправить положение во время правления экс-премьера Украины Арсения Яценюка стала попытка продать долю в ГТС иностранным инвесторам. Далее это предложение трансформировалось в продажу всей ГТС — по-видимому, ожидалась хоть какая-то реакция новых друзей Украины. Но реакции по поводу столь изношенного актива, естественно, не последовало.

В свое время — когда износ не достиг еще критического уровня — интерес к украинской ГТС проявляла Россия. Так, в апреле 2010 года на российско-украинских переговорах тогдашний премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом финансовая нагрузка по восстановлению труб и приведению их к современным стандартам ложилась бы на российскую сторону. Она же в этом случае получала возможность расширения своего присутствия в Европе за счет полного контроля над крупнейшим газопроводом региона. В свою очередь, Европейский союз приобрел бы еще более надежную, современную, эффективную систему снабжения энергоносителями, которая позволила бы обеспечить внутренний спрос на долгие годы.

Но объединения не произошло. Из-за политических и экономических разногласий интересы компаний разошлись, а трубы оказались предоставлены сами себе и неумолимому времени.

К сожалению, даже постоянно возрастающие риски техногенных катастроф не могут подтолкнуть европейских партнеров к проведению более объективной политики в отношении «Северного потока — 2», который позволяет обойти Украину и поставлять топливо по новой, современной ГТС.

Этот проект второго газопровода в Германию поддерживается наиболее экономически развитыми странами западной Европы, в том числе Францией и Италией, но отвергается государствами восточной Европы, прежде всего Польшей, Чехией и Словакией, которые в случае его реализации потеряют доходы от транзита российского газа. Также потеряет транзитный доход и Украина («Нафтогаз» получил по этой статье 2 млрд долларов в 2015 году).

Поэтому группа из 10 стран — членов ЕС пока блокирует продвижение этого проекта. Несмотря на объективно присутствующие угрозы, политика побеждает здравый смысл и экономику. На простых украинских людей, которые пострадают, если в результате утечки и изношенных труб где-то рванет газ, всем, кажется, наплевать.

***

При отсутствии альтернативы транспортной системе Украины рискуют все стороны, и Россия — меньше всех. При этом озабоченность ситуацией выражает именно наша страна. Если «Газпром» вдруг решит вернуться на пять лет назад и удвоить суточные объемы транзита через Украину, то вместе с давлением повысится и количество аварий. Сейчас, сокращая объем транзита через Украину, «Газпром» не только экономит на транзите, но и продлевает оставшийся срок службы украинской ГТС.

Но ее дни все равно сочтены. Продолжать перекачивать по отслужившим свое трубам легковоспламеняющееся горючее — безумие.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.04.2017
В военной компании «Укрспецтехника» ведется работа по созданию радиолокационной системы, способной обнаруживать беспилотники на удалении до 8 км и нарушать работу их систем. Об этом на пресс-конференции в Киеве сообщил один из руководителей компании, член правления общественного союза «Лига оборонных предприятий Украины» Михаил Прохоренко. По его словам, в «незалежной» озабочены тем, как нейтрализовать работу беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия, такого как «Томагавк» или российские «Калибры».
Мировой ВПК  21.04.2017
25−27 апреля 2017 года на авиабазе морской авиации Пойнт-Мугу в Калифорнии состоится 46-й ежегодный совместный военно-гражданский симпозиум по проблематики РЭБ. Главная тема — это обсуждение существующих пробелов радиоэлектронной борьбы, а также разработка и применение новейших технологий, необходимых для устранения этих пробелов. На закрытую встречу приедет практически все авиационное, флотское и сухопутное начальство Соединенных Штатов, а также «яркие ученые и политики Америки».
Мировой ВПК  21.04.2017
Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn.
Мировой ВПК  21.04.2017
Для модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 создается сверхдальняя крылатая ракета, сообщил в интервью журналу «Армейский стандарт» научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов. Ее технические характеристики засекречены, но известно, что она будет способна преодолевать значительно большее расстояние, чем Х-101/Х-102, дальность которой превышает 5000 км. Условное обозначение ракеты — Х-БД.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.
Конфликты  18.04.2017
На фоне хронических информационных войн в последние дни в Сирии резко обострилась ситуация и на фронтах реальной войны. «Умеренная оппозиция» даже выпустила пресс-релиз об уничтожении двух военнослужащих РФ, но подтверждений этому пока нет. Со своей стороны радикальные исламисты сделали ставку на части, одно название которых вселяет в сирийских солдат мистический ужас.
Конфликты  18.04.2017
На сайте издания «Немецкая волна» опубликовано интервью с директором Института Восточной Азии при Венском университете Рюдигером Франком, в котором тот прогнозирует развитие кризисной ситуации вокруг Северной Кореи. Австрийский эксперт считает, что «нанесение первого удара Северной Кореей крайне маловероятно: «Это означало бы самоубийство, независимо от контекста».