30.05.2016, 09:42
Когда рванет на Украине
Когда рванет на УкраинеМеждународная военная политика
Политические предубеждения мешают странам Европы отказаться от аварийной украинской ГТС.

Россия уже много лет является надежным поставщиком газа в Европу — что бы ни происходило в нашей стране, поставки всегда осуществлялись в нужных объемах и в нужные сроки. Но серьезным риском для потребителей в последние годы стала Украина, у которой не было денег ни на закупку газа в необходимом ей объеме, ни на качественное техническое обслуживание своей газотранспортной системы (ГТС), которая то и дело становилась предметом шантажа со стороны нашего соседа в спорах о цене российского газа. Похоже, настало время признать очевидное: украинская ГТС в ее нынешнем виде больше не может гарантировать ни надежность поставок голубого топлива в ЕС, ни безопасность жителей самой Украины.

Степень износа на грани фантастики

По итогам встречи с вице-премьером Словакии по инвестициям Петером Пеллегрини министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не только заверил, что все действующие соглашения по транзиту будут выполнены, но и предостерег европейских партнеров по поводу технических рисков, связанных с качеством украинской газотранспортной системы. По словам чиновника, глубокое недоинвестирование ГТС Украины повышает риск перебоев поставок и даже техногенных катастроф различного масштаба.

Слова Улюкаева о глубоком недоинвестировании ГТС Украины базируются на реальных фактах. На сегодняшний день эта система характеризуется крайне высоким уровнем износа оборудования и технических средств. Морально устаревшие компрессорные стации отличаются низкой надежностью и неэффективностью. Все это год за годом приводит к необходимости увеличения затрат на ремонт и содержание сетей. Однако в условиях политического и экономического кризиса деньги на это практически не выделяются, что периодически приводит к серьезным последствиям. Так, в начале января 2016 года авария произошла на газопроводе в Закарпатской области, в середине того же месяца — во Львовской области, в феврале — на газохранилище в Черниговской области…

Основные магистрали украинской ГТС — газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» — почти не реконструировались, в лучшем случае украинцы латали какие-то участки. При этом первому газопроводу уже под 40 лет, второму — 33, а третьему — 30. К 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, все три транзитные трубы исчерпают свой ресурс (33 года работы). «Без инвестиций транзит будет находиться под постоянной угрозой технологической аварии, что без строительства новой инфраструктуры ставит под угрозу безопасность газоснабжения целых стран в Юго-Восточной Европе», — подчеркивает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд долларов на обновление ГТС, из них только в газопровод «Союз» (построенный в конце 1970-х годов и с тех пор не обновлявшийся) — около 2,5 млрд. Более свежий (1983 года постройки) поток «Уренгой — Помары — Ужгород» уже тогда требовал 1,5 млрд долларов на восстановление полной работоспособности. Денег тогда найти не удалось (Украина полезла в безнадежные распри с Россией из-за вдвое меньшей суммы долга), нет их и сегодня. По оценке доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ивана Капитонова, с учетом критического износа сегодня на реконструкцию газопроводов требуется уже около 9 млрд долларов…

Продать любой ценой

Слабой попыткой исправить положение во время правления экс-премьера Украины Арсения Яценюка стала попытка продать долю в ГТС иностранным инвесторам. Далее это предложение трансформировалось в продажу всей ГТС — по-видимому, ожидалась хоть какая-то реакция новых друзей Украины. Но реакции по поводу столь изношенного актива, естественно, не последовало.

В свое время — когда износ не достиг еще критического уровня — интерес к украинской ГТС проявляла Россия. Так, в апреле 2010 года на российско-украинских переговорах тогдашний премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом финансовая нагрузка по восстановлению труб и приведению их к современным стандартам ложилась бы на российскую сторону. Она же в этом случае получала возможность расширения своего присутствия в Европе за счет полного контроля над крупнейшим газопроводом региона. В свою очередь, Европейский союз приобрел бы еще более надежную, современную, эффективную систему снабжения энергоносителями, которая позволила бы обеспечить внутренний спрос на долгие годы.

Но объединения не произошло. Из-за политических и экономических разногласий интересы компаний разошлись, а трубы оказались предоставлены сами себе и неумолимому времени.

К сожалению, даже постоянно возрастающие риски техногенных катастроф не могут подтолкнуть европейских партнеров к проведению более объективной политики в отношении «Северного потока — 2», который позволяет обойти Украину и поставлять топливо по новой, современной ГТС.

Этот проект второго газопровода в Германию поддерживается наиболее экономически развитыми странами западной Европы, в том числе Францией и Италией, но отвергается государствами восточной Европы, прежде всего Польшей, Чехией и Словакией, которые в случае его реализации потеряют доходы от транзита российского газа. Также потеряет транзитный доход и Украина («Нафтогаз» получил по этой статье 2 млрд долларов в 2015 году).

Поэтому группа из 10 стран — членов ЕС пока блокирует продвижение этого проекта. Несмотря на объективно присутствующие угрозы, политика побеждает здравый смысл и экономику. На простых украинских людей, которые пострадают, если в результате утечки и изношенных труб где-то рванет газ, всем, кажется, наплевать.

***

При отсутствии альтернативы транспортной системе Украины рискуют все стороны, и Россия — меньше всех. При этом озабоченность ситуацией выражает именно наша страна. Если «Газпром» вдруг решит вернуться на пять лет назад и удвоить суточные объемы транзита через Украину, то вместе с давлением повысится и количество аварий. Сейчас, сокращая объем транзита через Украину, «Газпром» не только экономит на транзите, но и продлевает оставшийся срок службы украинской ГТС.

Но ее дни все равно сочтены. Продолжать перекачивать по отслужившим свое трубам легковоспламеняющееся горючее — безумие.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.