08.09.2016, 11:11
Китайские «соколы» догоняют российские истребители
Китайские «соколы» догоняют российские истребителиМеждународная военная политика
Технические характеристики французских истребителей Dassault Mirage 2000−5Ei, стоящих на вооружении ВВС Тайваня, являлись основным вопросом, который интересовал агента Второго управления Генерального штаба Национально-освободительной армии Китая (НОАК) Чжен Циачжана. Об этом недавно сообщил французский бюллетень Intelligence online, заметив, что в конце августа Верховный суд Тайваня оставил в силе четырехлетний срок заключения шпиона.

Трудно сказать, какие технические подробности интересовали китайскую разведку, но 28 августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал усилить китайскую авиапромышленность, ускорив НИОКР в области авиационного двигателестроения. Как отмечал портал defense-aerospace.com, стратегическим шагом, который должен улучшить китайский авиапром, стало создание новой структуры — Китайской авиадвигательной корпорации. Как подчеркивал ресурс, в настоящее время только пять стран-членов Совета Безопасности ООН способны производить двигатели, которые установлены на лучших в мире истребителях — американском F-22 или российском Су-35. Китай хотел бы сократить отставание в технологиях.

Что собой представляют сегодня ВВС НОАК? По оценкам известного издания Flightglobal, в 2016 году по общей численности военной авиации Китай занимает третье место в мире после США и России, а по численности боевых самолетов — вообще второе. А ведь еще сравнительно недавно основу китайского авиапарка составляли истребители J-6, созданные на базе советских МиГ-19, и J-7 — на базе МиГ-21…

— Китайские вооруженные силы в входят в тройку сильнейших в мире. Соответственно, они могут конкурировать с другими членами этой тройки, то есть США и Россией, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — ВВС НОАК, как и ВКС РФ, отстают от США по вспомогательной авиации (самолетам-заправщикам, «транспортникам», самолетам РЭБ), но это отставание постоянно наверстывается.

По количеству истребителей 4-го поколения в ближайшие годы Китай уверенно выйдет на первое место в мире, обойдя США и Россию, при этом его машины будут физически новее.

Дела с ударной авиацией у Китая несколько хуже, чем с истребительной, но и здесь положение быстро меняется к лучшему. Так что по боевым самолетам китайцы вполне конкурентоспособны, исключение составляет стратегическая авиация. Как известно, китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Однако еще в 90-е годы Китай получил от Украины советскую стратегическую крылатую ракету воздушного базирования Х-55, а из Пакистана — американский «Томагавк». Благодаря их синтезу возникло целое семейство крылатых ракет, включая КРВБ СJ-10. В этом плане многочисленные баллистические и крылатые ракеты различной дальности, а также ударные беспилотники, дополняют возможности авиации.

На мой взгляд, Китай идет таким же путем, которым в свое время шел Советский Союз. Он копирует западные технологии и еще в большей степени российские, при этом их «китаизирует», то есть, постепенно развивая, делает более отечественными. Соответственно, Пекин очень быстро сокращает свое отставание, которое в настоящее время является чисто символическим и абсолютно непринципиальным. Советский Союз ведь тоже очень сильно технологически отставал от Запада в 40−50 годы, но потом это отставание преодолел тем же самым способом.

В России распространена точка зрения, что китайская авиационная техника не может занимать лидирующие позиции из-за низкого качества…

— На самом деле китайский военный авиапром давно стал мировым лидером по своим производственным возможностям. В КНР в год строится больше боевых самолетов, чем во всех 28 странах НАТО (включая США) вместе взятых. Думаю, разговоры о недостаточном качестве китайских самолетов — миф. Со 100-процентной уверенностью сложно утверждать, но их аварийность ничуть не выше, чем у нас или американцев, и гораздо ниже, чем у индийцев, которые занимают четвертное место в рейтингах, по крайней мере, по количеству авиации. Что касается двигателей, то Китаю ничего не мешает догнать США и РФ. Скажем, во многом для этого и покупается партия Су-35.

Китай заявлял и об испытаниях самолетов пятого поколения J-20 и J-31.

— Да, но при этом известно, что китайские двигатели пока даже 4-му поколению не вполне соответствуют. Вообще, перспективы двух этих самолетов не совсем ясны, как и не вполне ясно, зачем вообще нужно это пятое поколение — этим вопросом часто задаются и американские эксперты. Возможно, китайцы также об этом задумались и пока не форсируют работы по J-20 и J-31. Хотя на какой стадии они реально находятся — знают только сами китайцы.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также отмечает, что за последние годы ВВС НОАК совершили большой скачок вперед, но китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом китайского авиапрома.

— Так, у китайцев есть двигатель WS10A Taihang («Тайхан»), который был разработан и производится в Шеньяне. Он устанавливается на производные от Су-27 тяжелые двухмоторные истребители J-11B/BS и J-16. Но у этого двигателя, с одной стороны, не до конца «излечены» проблемы с ресурсом и надежностью, а с другой — он недостаточно мощный для истребителей пятого поколения. Поэтому перед Китаем стоит новая задача — изготовить более мощный двигатель на уровне нашего «изделия 117» (АЛ-41Ф1), который как раз и устанавливается на истребители Су-35. Видимо, из-за того, что они не могут сделать такой, как раз одним из условий покупки 24 многофункциональных истребителей и была просьба поставлять им самолеты с такой мощной силовой установкой.

Кроме того, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Но это — отнюдь не самое последнее слово в двигателестроении. Я думаю, что недавно заключённое соглашение между Китаем и Украиной о сотрудничестве по самолету Ан-225 «Мрия» говорит о том, что китайцы попытаются получить у украинцев технологии или сами с их помощью сделать двигатель большой мощности для военно-транспортной авиации.

Что касается боевой авиации, то у китайцев есть неплохие истребители J-10A с российскими двигателями АЛ-31ФН, а также J-10B, на которых стоит БРЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Это при том, что серийных самолетов с АФАР еще нет у нас.

Думаю, что их самолеты, которые выросли из Су-27, — сейчас аналоги наших ранних Су-30. Поэтому в боевой ситуации они, наверное, могут быть сопоставимы с модернизированными американскими F-15C и немодернизированными F-18. J-10A по своим боевым возможностям — это, приблизительно, аналог раннего F-16. Количество, помноженное на качество, позволяет Китаю в каких-то ситуациях на равных выступать с российской и с американской авиацией. Но с ВВС США все-таки тягаться тяжелее, поскольку на их стороне количество и качество, а вот для ВКС китайская авиация представляет серьезную угрозу.

Вообще, если сравнить возможности советских и китайских ВВС в 80-е годы, то тогда разрыв между ними был почти в два поколения. А сейчас, если смотреть интегрально, — одно или даже половина поколения.

Слабое место китайской военной авиации — танкеры.

— Да, у них есть заправщики, переделанные из бомбардировщиков H-6, но этих самолетов мало и в основном они используются для дозаправки дальней авиации. Потом Китай купил у Украины три самолета-заправщика Ил-78, но по меркам китайских ВВС такой объем, конечно, мало что решает. Плюс китайцы скопировали наши универсальные подвесные приборы авиационной заправки УПАЗ, который для Су-24 разрабатывался в 80-е годы. Наконец, они будут делать самолет Y-20 в варианте заправщика — у них все для этого есть, только пока не хватает свободных бортов.

Flightglobal в 2016 году вообще по численности боевых самолетов поставил Китай на второе место…

— Смотря как считать. Объективно, пока ВКС на втором месте, но! Здесь надо учитывать вопросы, связанные с исправностью самолетов, сколько их реально может подняться в воздух. Потом, если не учитывать стратегическую авиацию и включить ударные беспилотники, то мы действительно проигрываем Китаю. У них довольно много старых истребителей J-7, которые выросли на базе Миг-21, тяжелых истребителей-перехватчиков J-8II…

По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения. Они освоили западные технологии 80-х годов, с нашей помощью сделали свой аналог ракеты «воздух-воздух» Р-77 — PL-12, имеют в арсенале управляемые бомбы, крылатые ракеты. Так, недавно была представлена КРВБ CJ-10A с дальностью полета до двух тысяч километров. Китайский уровень авиационных средств поражения находится на американо-советском уровне конца 80-х начала 90-х, а по управляемым бомбам — выше.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Русский «Медведь»: боевое крещение 64 года спустяМеждународная военная политика
Мировой ВПК  13.11.2016
Основному стратегическому бомбардировщику ВКС России исполнилось 64 года. Мы вспоминаем историю самолета, взлетевшего при Сталине и впервые участвовавшего в боевых действиях во время сирийской кампании ВКС России в 2015 году. 11 ноября 1952 года с подмосковного аэродрома в Жуковском в воздух впервые поднялся Ту-95 — советский бомбардировщик-ракетоносец, который до сих пор остается основным стратегическим бомбардировщиком Воздушно-космических сил России.
Тайна «Проекта 279»Международная военная политика
Мировой ВПК  12.11.2016
В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279. И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.
Самолёт несостоявшегося апокалипсисаМеждународная военная политика
Мировой ВПК  12.11.2016
Шестьдесят лет назад, 11 ноября 1956 года, в воздух впервые поднялся сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler. Этот самолёт, к счастью, никогда не применялся в бою, но именно ему довелось стать одним из наиболее ярких символов апогея холодной войны — эпохи, когда были возможны самые удивительные проекты.
«Ледяной червь» Америки ударил по Северной ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  08.11.2016
В Дании политики ломают голову над вопросом — как заставить США убрать ядерные отходы с Гренландии. В 1960-е годы глубоко под материковым льдом на северо-востоке острова были вырыты километровые туннели для американской военной базы Camp Century. Там США собирались разместить ядерные ракеты, но в итоге отказались от проекта. Как пишет местное издание Jyllands-Posten, сейчас этот военный пережиток прошлого стал настоящей головной болью для политиков в Кристиансборге (резиденция датского парламента).


Сможет ли НАТО потопить «Адмирала Кузнецова»?Международная военная политика
Конфликты  12.11.2016
Как уже сообщалось, 9 ноября недалеко (по морским меркам) от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося в Средиземном море, была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка Королевских ВМС Нидерландов проекта «Валрус». Лодка была обнаружена на расстоянии 20 километров от российской авианосной группы. Этот случай не единственный. Вокруг группы кораблей, в которую входят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, постоянно кружат с разведывательной целью субмарины НАТО. И началось это уже на второй день похода — 16 октября.
Россия выбирает момент для массового удара по сирийским боевикамМеждународная военная политика
Конфликты  10.11.2016
«Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли подошли к Сирии на расстояние, достаточное для нанесения анонсированных массовых ракетно-бомбовых ударов. Однако после избрания Трампа политическая обстановка в мире резко меняется. Уместна ли в подобном контексте масштабная демонстрация возможностей российского оружия в Сирии? США ожидают в ближайшее время нанесение Россией массированных авиа- и ракетных ударов по целям в Сирии с использованием палубной авиации крейсера «Адмирал Кузнецов», заявили в четверг в Пентагоне. По данным американских военных источников, базирующиеся на авианосце палубные истребители Су-33 и Миг-29К с боекомплектом уже начали полеты над Сирией, но еще не участвовали в боях, передает «Интерфакс».
Египетские военные высадились в ТартусеМеждународная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Ряд оппозиционных источников подтверждают распространенную 2 ноября просирийскими СМИ информацию о том, что военный контингент из Египта прибыл на российскую военно-морскую базу в Тартусе. Отмечается, что группа египетских офицеров вроде как будет перенимать опыт в оперативном планировании и в тактических методах ведения боевых действий и т. д. Ранее просирийские источники сообщали, что официальная цель египтян — прохождение военных тренировок под руководством российских советников. Тогда в военных ведомствах Египта, Сирии и РФ эту информацию не комментировали.