06.05.2015, 20:13
Китай уводят от России
Китай уводят от РоссииМеждународная военная политика
Что стоит за заявлением Могерини о стратегическом партнёрстве с Поднебесной?

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини назвала Китай «истинным стратегическим партнёром ЕС». «ЕС и Китай — истинные стратегические партнеры, между которыми существует широкое пространство для сотрудничества, а сами механизмы сотрудничества — зрелые и стабильные», — цитирует Могерини РИА «Новости».

Чиновница заявила о готовности ЕС «продолжать углублять сотрудничество с Китаем, содействовать повышению уровня двусторонних отношений и практического сотрудничества в различных сферах, а также совместно играть более важную роль в международных и региональных вопросах».

Член Госсовета КНР Ян Цзечи, в свою очередь, подчеркнул, что стороны будут и дальше усиливать стратегическое взаимодействие, укреплять взаимопонимание и взаимодоверие, будут «всеми силами» продвигать торгово-экономическое сотрудничество и ускорят переговоры по двустороннему инвестиционному соглашению.

С одной стороны обмен подобными заявлениями можно считать обычной дипломатической риторикой. Однако в свете противостояния Запада и России, слова Могерини о стратегическом сотрудничестве можно воспринять, как попытку «увести» Китай от России.

- Современные европейские политики в большей степени работают на интересы США, чем Евросоюза, - говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Руками европейцев Вашингтон пытается добиться двух главных целей. Во-первых, таким косвенным образом американцы зондируют возможности партнёрства с Китаем. Как бы там ни было, Соединённые Штаты не могут игнорировать экономическую и политическую роль КНР в современном мире. Потенциально Китай наряду с Россией считается основным геополитическим противником в США. Поэтому с Поднебесной удобнее вести диалог при посредничестве якобы нейтральных европейцев. Хотя на самом деле они являются агентами влияния США.

Второй момент – американцы опасаются дальнейшего укрепления российско-китайского альянса. Поэтому устами европейских политиков пробрасываются идеи конструктивного взаимодействия Запада и КНР. Главная цель здесь – отдалить Китай от России, не дать возникнуть большому геополитическому партнёрству двух держав.

Именно поэтому европейские политики совершают время от времени реверансы в сторону Поднебесной. Однако надо понимать, что при этом они не выражают независимой и ответственной европейской позиции. Это является частью дипломатической игры Вашингтона во внешнем пространстве.

Китай ради экономической прибыли может пойти на более плотное взаимодействие, в том числе политическое, с Европой, а через неё и с Западом в целом?

- В настоящий момент Китай находится в очень выгодном положении. Он может, используя противоречия Запада и России, играть с выгодой для себя на обоих этих направлениях. Но при этом в Китае, я думаю, не забывают слова Генри Киссинджера о том, что дружить с Соединёнными Штатами ещё опасней, чем враждовать. В Поднебесной настороженно относятся к объятиям США. Китай в такой ситуации вряд ли станет «класть яйца в одну корзину». Другое дело, что при всём том КНР вполне может расширять совместное с Западом экономическое присутствие в разных частях мира.

- Я думаю, что госпожа Могерини сделала, скорее, дежурное заявление о стратегическом партнёрстве, - говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – С другой стороны, надо признать, что товарооборот КНР с Евросоюзом значительно выше, чем с Россией.

Китай перестал быть рынком сбыта, как это было на протяжении последних двух веков. Он сам сбывает свою продукцию по всему миру, в том числе в Европе. На этом основании, конечно, можно говорить об экономическом партнёрстве. Но Россия с куда большим основанием говорит о стратегическом партнёрстве с Поднебесной. Европа на эту роль не годится, как вследствие удалённости, так и в плане её военно-политической несамостоятельности. У Китая никогда не будет союзников, он всегда будет сам по себе.

О том, что в отношениях Запада, в том числе Европы, с Китаем всё далеко не так безоблачно, говорит хотя бы тот факт, что часть санкций, введённых против Поднебесной ещё в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, так до сих пор и не отменена. Могут ли «стратегические партнёры» объявлять друг другу санкции?

— Между тем есть мнение, что Запад в свете противостояния с Россией пытается «наладить мосты» с Китаем…

- Не получится. Надо помнить, что между США и Китаем много камней преткновения. В частности, проблема Тайваня. Американцы считают это квазигосударство своим союзником. А Китай вполне справедливо хотел бы вернуть эту исторически принадлежавшую ему территорию под свой полный контроль. И пока это положение сохраняется, США и КНР не могут быть не только союзниками, но и стратегическими партнёрами. Есть и территориальные споры между Китаем и главным союзником США – Японией. До событий на Украине главная задача США на ближайшие десятилетия была в том, чтобы ограничить активность Китая в Юго-Восточной Азии и не только. Какая уж тут дружба, когда, к примеру, Вашингтон заявляет, что поможет Филиппинам в случае китайской агрессии – становится ясно, что никакие экономические связи США и Китая не снимают политических разногласий между ними.

Европа может попытаться сыграть свою игру во всей этой расстановке, но сейчас в Старом Свете самой главной структурой стало НАТО, Евросоюз – на втором плане. А в НАТО, как известно, музыку заказывают США.

Хотя, конечно, Европа, так или иначе, уже сейчас пытается по-тихому саботировать диктат США. Например, те же французы давно хотят развивать с Китаем военно-техническое сотрудничество. Но санкции им это не дают сделать. Тогда они занялись совместным с китайцами вертолётостроением. Для европейцев всегда на первом месте был принцип: деньги – прежде всего.


Справка 

США и их союзники ввели международные санкции против Китая после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года (тогда в ходе столкновений китайских студентов с военными погибли сотни человек).

Вашингтон принял целую серию мер по свертыванию двустороннего сотрудничества с КНР. Были приостановлены все контакты с Китаем на высшем уровне, прекращены обмены по военной линии, введён мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении КНР, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов по линии ВБ, МВФ и АзБР. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах.

В 1993 году США, убедившись в бесперспективности санкций, отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.