02.06.2016, 18:52
Китай рассчитывает на железнодорожную экспансию за счет России
Китай рассчитывает на железнодорожную экспансию за счет РоссииМеждународная военная политика
Будучи лидером по высокоскоростным железнодорожным перевозкам, Китай готов реализовать подобные проекты и в России. При этом речь идет не только об амбициозной идее по строительству магистрали Москва – Пекин: в последнее время портфель российско-китайских инициатив в области железнодорожного транспорта существенно увеличился.

Намерения России реализовать проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Пекин президент РЖД Олег Белозеров подтвердил еще в конце мая на встрече с председателем правления Китайской железнодорожной корпорации (CREC) Ли Чанцзинем. «Мы рассматриваем этот проект как важнейший этап формирования высокоскоростного коридора Москва – Пекин. Кроме того, мы видим в нем инфраструктурную основу для евразийской экономической интеграции – развития Экономического пояса Шелкового пути», – заявил Белозеров. В ответ китайская сторона выразила заинтересованность в работе над другими проектами в России.

Парад мегапроектов

Одно из интересных предложений такого типа было сделано Ли Чанцзиню спустя несколько дней – в ходе Российско-китайского форума малого и среднего бизнеса, прошедшего в Сочи. Глава Китайских железных дорог и губернатор Челябинской области Борис Дубровский договорились о создании рабочей группы по строительству высокоскоростной магистрали Челябинск – Екатеринбург. Предполагается, что ее загрузка составит 4,5–5 млн человек в год, а путь между двумя крупнейшими городами Урала займет всего 1 час 10 минут. Эта линия рассматривается в качестве части ВСМ Москва – Пекин, равно как и пилотная магистраль в этом коридоре Москва – Казань. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации будут завершены уже в июне.

Скоростная железная дорога с участием китайских инвесторов может быть построена и в Самарской области на участке Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Меморандум о реализации этого проекта был подписан 1 июня, но окончательное решение по нему китайцы должны принять в августе. В настоящий момент рассматривается два варианта: либо модернизировать существующую железнодорожную ветку с доведением скорости движения поездов до 200 километров в час, либо построить новую со скоростью уже 300 километров в час. Предложение совместно поработать в Самарской области было озвучено китайским инвесторам совсем недавно – в марте, когда вице-премьер Аркадий Дворкович посетил Азиатский экономический форум в городе Боао.

Еще одна масштабная инициатива была анонсирована на днях на Дальнем Востоке. Вице-президент Китайских железных дорог Чжан Сянь и вице-президент российской группы «Сумма» Вячеслав Бакаев подписали меморандум о создании совместного предприятия по строительству внешней сухопутной транспортной инфраструктуры порта Зарубино в Приморском крае. Из этого порта планируется отправлять в Китай российские экспортные грузы, а также обеспечивать перевалку грузов из северо-восточных провинций КНР в южные. Объем инвестиций в развитие порта Зарубино должен составить более 200 млрд рублей. Правда, относительно перспектив сотрудничества с китайцами глава «Суммы» Зиявудин Магомедов заметил, что пока обсуждается только концепция.

Активное сотрудничество с Китаем – сравнительно недавнее направление работы РЖД. Меморандум о сотрудничестве по ВСМ Москва – Пекин был подписан в октябре 2014 года, всего за несколько месяцев до отставки бывшего президента компании Владимира Якунина, который славился любовью к подобным мегапроектам. Однако в данном случае первоначальные намерения Якунина были сравнительно скромными: построить ВСМ Москва – Екатеринбург, причем впоследствии по финансовым причинам маршрут сократился до отрезка Москва – Казань. Но многочисленные попытки главы РЖД выбить средства на этот проект из федерального бюджета и тогда не увенчались успехом. В ноябре 2013 года правительство приняло решение отложить его реализацию до 2020 года, а затем премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявил, что проект слишком дорогой (на тот момент он оценивался в 928 млрд рублей).

Собственно, после этого в проекте и появились китайцы, согласившиеся поучаствовать в нем на концессионных началах. В момент подписания меморандума говорилось о готовности китайских инвесторов вложить в магистраль Москва – Казань 400 млрд рублей, а с российской стороны планировалось привлечь 380 млрд рублей из федерального бюджета. Сейчас стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн рублей, а проект ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км – в 7 трлн рублей. Ряд экспертов рынка железнодорожных перевозок утверждают, что строить ВСМ с участием китайцев будет значительно дешевле, чем в случае привлечения европейских партнеров.

Пассажиры вместо грузов

Для Китая участие в проектах строительства ВСМ в России является логичным продолжением «домашних» проектов, масштаб которых без преувеличения грандиозен. За последние десять лет в КНР было построено порядка 19 тыс. километров высокоскоростных железных дорог, а к 2020 году их протяженность должна достичь 25–30 тыс. километров с общим объемом инвестиций порядка 300 млрд долларов. В конце марта на совещании по железнодорожному строительству вице-премьер Госсовета КНР Ма Кай подчеркнул, что в период 13-й пятилетки (2016–2020 годы) необходимо сохранить размеры капиталовложений в железнодорожную отрасль на прежнем уровне.

Внешняя железнодорожная экспансия Китая началась несколько лет назад. К примеру, в 2013 году было заявлено несколько крупных проектов в Африке: строительство ветки Момбаса – Найроби в Кении (стоимость – 4 млрд долларов), восстановление заброшенной магистрали между столицей Эфиопии Аддис-Абебой и портом Джибути (3 млрд долларов) и ряда других. Весьма активно китайские железнодорожники ведут себя и на постсоветском пространстве. В рамках проекта Нового Шелкового пути было запланировано строительство ряда железных дорог, соединяющих Китай со странами Средней Азии. Одним из первых реальных свершений в этой серии стало завершенное на днях строительство 19-километрового тоннеля через перевал Камчик на востоке Узбекистана стоимостью 1,68 млрд долларов. Он является самым крупным сооружением в своем классе в Центральной Азии и обеспечивает железнодорожную связь Ферганской долины с остальной территорией Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и Китая.

В России очевидным приоритетом китайских железнодорожников является строительство ВСМ, причем они готовы заходить в такие проекты не только через «главный вход» – руководство РЖД и федеральное правительство, но и через регионы. Например, в мае прошлого года делегация из КНР предложила губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому соединить скоростной железной дорогой Владивосток и соседний китайский город Хунчунь.

«Совместных российско-китайских инициатив в сфере развития железнодорожной инфраструктуры существует множество, но китайская сторона зациклена на пассажирских ВСМ, – считает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – Уровень же вложений в инфраструктуру грузовых перевозок пока существенно отстает от наших потребностей, хотя и РЖД, и Казахстанские железные дороги готовы кратно увеличить транзит».

Об этом, в частности, свидетельствует прошлогодняя статистика транзитных перевозок грузов по Транссибу в направлении Китая. Несмотря на падение внутрироссийских грузоперевозок, объем транзита в 2015 году вырос сразу на 80% – до 400,6 тыс. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). А в первом квартале текущего года транзит на Китай вырос еще на 58% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

Определенная активизация транзита, способствующая развитию транспортно-логистической инфраструктуры, есть и в обратном направлении. На недавнем российско-китайском бизнес-форуме в Сочи вице-губернатор Калужской области Алексей Лаптев сообщил, что благодаря участию компании Samsung, китайского порта Далянь и правительства КНР удалось в три раза сократить сроки доставки грузов из Китая в центральную Россию и дальше в Европу – до станции Ворсино Калужской области грузы сейчас доставляются за 9,5 дней. По словам Лаптева, сейчас Россия и Китай прорабатывают ускоренный маршрут железнодорожного транзита в Европу, в частности в Люксембург и Копенгаген.

Железнодорожная дружба с Китаем может стать еще крепче после очередного международного экономического форума в Санкт-Петербурге, который состоится в этом месяце. Как сообщил несколько дней назад Аркадий Дворкович, он не исключает, что во время этого мероприятия с рядом компаний из КНР могут быть подписаны «знаковые контракты».

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.