22.01.2015, 21:43
Китай готов вложиться в мегастройку в России
Китай готов вложиться в мегастройку в РоссииМеждународная военная политика
Китай предлагает свои деньги и технологии, чтобы добираться по железной дороге из Пекина в Москву за два дня. А у Китая технологии не хуже и денег куда больше, чем в стагнирующей Европе, у которой Россия покупала «Сапсаны». Новый «шелковый путь» может кардинально изменить структуру мировой торговли, как в свое время сделало это появление Суэцкого канала.

Китай готов построить высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой, стоимостью 1,5 трлн юаней (242 миллиарда долларов), сообщили муниципальные власти Пекина, передает Bloomberg.

Сотрудничество Китая с Россией только ускорилось за последний год на фоне охлаждения отношений между США, Европой и Россией в связи с конфликтом на Украине. Что надо вместе работать и в области высокоскоростного железнодорожного сообщения, Москва и Пекин решили еще в прошлом году. В октябре был подписан меморандум об этом между Минтрансом РФ и РЖД с одной стороны и госкомитетом КНР по развитию и реформам и корпорацией «Китайские железные дороги» с другой.

Цель документа – разработать проект евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин через Казахстан, включающего высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва – Казань.

Общая протяженность железной дороги составит более 7 тыс. километров, а время в пути составит всего два дня. Эта дорога должна стать новым «шелковым путем». На российской территории она свяжет центр, Поволжье и Уральский экономический регион, затем эстафету примет Казахстан. Третий отрезок пути пройдет из западной части территории КНР в северную – через Урумчи на Пекин.

В ноябре первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил, что строительство нового «шелкового пути» займет от 8 до 10 лет.

С точки зрения масштаба и значения высокоскоростная железная дорога Москва – Пекин сравнима со строительством Суэцкого канала. Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на всю мировую торговлю, так как позволил обогнуть весь мир в рекордные сроки.


Масштабный проект

Партнерство России и Китая по созданию нового «шелкового пути» по значимости стоит в одном ряду с историческим контрактом о поставках Газпромом 30 млрд кубометров газа в год в Китай на 400 млрд долларов, который был подписан в мае 2014 года. В числе особо важных также заключение своповой сделки по обмену рублей и юаней на 150 млрд юаней или 24 млрд долларов, а также подписание договора об избежании двойного налогообложения.

Не только Китай готов вкладывать деньги в российские проекты (в отличие от Запада, страдающего от стагнации). Изменилось и отношение самой России к китайским инвесторам. Самый яркий пример – это допуск китайцев в качестве акционеров Ванкорского проекта. «Это прецедентная история. Китайцам дали долю в проекте, который уже выведен на полку, где не нужно инвестиций, где не нужно новых технологий. Китайцам мы даем то, чего никогда не давали европейцам и американцам. Мы никогда не пускали их в готовые проекты, мы давали им активы только по принципу обмена: если вы хотите что-то получить у нас, дайте что-то у себя. У китайцев мы не просим ничего. И это тоже важнейший результат политики западных санкций. Мы становимся ближе к Китаю, нравится это кому-то или нет», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Из той же серии – изменение отношения России к желанию китайских автомобильных корпораций построить здесь свои заводы. Китайские автомобили априори являются ценовыми конкурентами АвтоВАЗа, поэтому на высоком уровне их не очень жаловали, тогда как европейским и американским концернам с легкостью давали льготы ради строительства заводов в России. Теперь же сразу несколько китайских автопроизводителей заявили о строительстве своих цехов в России, и их инвестиции только приветствуются.


Технологии не хуже европейских

Изначально Россия начала развивать высокоскоростное железнодорожное сообщение тоже в партнерстве с европейскими странами. Мы закупали там высокоскоростные поезда из-за отсутствия собственных наработок и технологий.

В частности, «Сапсаны» сделала для России немецкая Siemens, с которой нас связывает долгая история деловых отношений. Другие поезда «Аллерго» покупали у итальянской Alstom. Москва строила планы по локализации производства «Сапсанов» в России по немецким технологиям, однако до дела так и не дошло. Теперь очевидно, что сотрудничество в сфере высокоскоростного сообщения переводится с европейского на китайское направление. Запад сам помогает такому сближению.

Европейцы, конечно, уже давно развивают высокоскоростные железные дороги, они в этом сильны. Однако КНР сумела нагнать их. Пекин, как известно, очень быстро учится. Технологии и знания в области железных дорог китайцы приобрели на базе тех же европейских и японских достижений.

В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений о передаче КНР технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей, таких как «Бомбардье», «Альстом» и «Кавасаки». Перенимая зарубежные технологии, Китай активно создает на их основе собственные разработки. Примером таких разработок являются поезда серии CRH-380A, произведенные в Китае и развивающие скорость свыше 350 км/ч. С 2010 года их уже активно эксплуатируют.

Что касается технологий в области строительства железных дорог, китайцы далеко шагнули вперед, говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Например, с 1 января 2004 года в стране действует коммерческая ж/д линия на магнитном подвесе, на которую было потрачено 10 млрд долларов.

«Если китайцы построят в России хотя бы одну дорогу, хотя бы до Хабаровска или Владивостока, у них есть шанс опередить конкурентов из Германии, технологии которых к тому же заметно отстают от китайских, основанных, в свою очередь, на более продвинутых французских и японских», – замечает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

Если в Европе бум строительства ВСМ пришелся на начало 90-х годов ХХ века, то в Китае – на начало XXI века. Однако в Европе новых линий уже практически не строят, тогда как Китай не только не останавливается, но и выходит на международный рынок (в Мексику, например). Развитые страны работают сейчас в основном лишь над повышением скоростей. Тогда как Китай отличается тем, что повышает скорости железнодорожного движения одновременно с дальнейшим развитием железнодорожной сети.

Только в 2010–2012 годах на развитие железнодорожной инфраструктуры в Китае было выделено примерно 355 млрд долларов, и страна продолжает вкладывать сотни миллиардов долларов. По состоянию на 2012 год протяженность китайской ВСМ составляла более 9300 км.

«Китай обладает самой большой в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, поэтому ему есть что нам предложить в смысле технологий», – говорит Андрей Андриевский. В частности, Россия может реализовать с китайцами прошлые нереализованные проекты по локализации высокоскоростных поездов в России. Правда, на это требуются время и дополнительные финансы, которые сегодня и так ограничены, замечает эксперт.


КНР предлагает экономию

Китай не только умеет и хочет работать с Россией в области ВСМ, но еще и может предложить более дешевое решение для этого масштабного инфраструктурного проекта.

Если проект нового «шелкового пути» из Москвы в Китай будет исполнен по китайским технологиям, то его стартовая цена будет 230 млрд долларов, в противном случае она увеличится более чем на 100 млрд долларов до 350 млрд, подсчитывали китайские эксперты. Если в мире себестоимость высокоскоростного железнодорожного строительства составляет 50 млн долларов за 1 км, то в Китае, который строит по своей более дешевой технологии, 33 млн долларов за 1 км (без учета дополнительных затрат на прокладку части трассы в субарктической климатической зоне).

России будут кстати не только китайские технологии, но их финансы. Тот же проект строительства первой в России ВСМ продвигается очень трудно, его год обсуждали, но так и не приняли. А те 150 млрд рублей из ФНБ, которые сначала были отложены на строительство ВСМ, до сих пор под вопросом. Поднебесная же может предоставить кредиты под строительство ж/д, связывающей Россию с ней, если, конечно, мы будем использовать китайские технологии, говорит Андриевский.

Единственная специфика, которую надо учесть, – это ширина колеи: в России она 1520 мм, а в Китае – 1435 мм. Этот вопрос придется решать на предпроектной стадии, иначе поездам придется менять колеса, что для высокоскоростного транспорта довольно необычно, говорит Андриевский.

«Столь масштабный проект можно будет реализовать лишь общими усилиями России, Китая и Казахстана, через который тоже пойдет магистраль. Найти приемлемую форму разделения расходов и доходов можно будет достаточно быстро. Ведь не обязательно, чтобы каждая сторона выступала «кошельком» проекта, вклад может быть внесен и в виде выполнения страной-участницей работ на своей территории, предоставления необходимых материальных ресурсов для проекта другим странам», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Поэтому даже нынешняя непростая ситуация в российской экономике вряд ли помешает этому проекту, считает он. К тому же его реализация начнется не завтра, есть время для накопления ресурсов.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.