20.05.2015, 12:28
Киев не хочет отдавать долги
Киев не хочет отдавать долгиМеждународная военная политика
Правительство Украины не собирается платить по счетам.

Украина решила «простить» всем кредиторам, которым она задолжала за последние десять «смутных лет». Во вторник, 19 мая, правительство «незалежной» сообщило, что вносит в парламент законопроект, позволяющий кабмину в случае необходимости прекратить выплаты владельцам международных долговых обязательств страны. На языке финансов, это называется мораторий по внешним долгам.

Попадающие под него займы датируются в основном временами президентства Виктора Януковича, но есть кредиты и времен Виктора Ющенко – за 2005-2009 годы. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал такое решение проблемы шагом к дефолту. Предоставив украинскому правительству право на мораторий по внешним долгам, Верховная Рада фактически объявила Украину банкротом, вторит ему председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.

Однако премьер-министр Украины Арсений Яценюк абсолютно спокоен. Во время представления законопроекта о моратории в парламенте он заявил, что речь идет всего лишь о частных кредиторах, которые являются держателями внешнего госдолга. «Эта долговая операция не имеет никакого отрицательного влияния ни на украинские банки, ни на валютный курс», - заявил Яценюк. Мало того, после этого «доверие кредиторов только возрастет, поскольку экономика Украины будет здоровее».

Для чего же вводится этот мораторий? Для того чтобы это понять, нужно вспомнить предысторию. Принятая четырехлетняя программа МВФ предусматривает выделение Украине 17,5 млрд долларов, и дополнительно еще 7,2 млрд для финансирования двусторонних партнеров и международных финансовых организаций. Однако в период ее действия правительству необходимо сэкономить как минимум 15 млрд долларов выплат по внешнему коммерческому долгу, для чего были инициированы переговоры с внешними кредиторами.

Минфин Украины с 13 марта начал консультации с кредиторами о реструктуризации внешнего долга. Правительство «незалежной» предложило держателям гособлигаций обсудить сокращение суммы основного долга и купонных выплат, а также продление сроков обращения бумаг. После чего Украины смогла бы выполнить условия программы МВФ. Реструктуризация внешнего долга могла обеспечить выполнение Украиной трех количественных обязательств перед МВФ: экономии на внешних платежах по долгам государства на сумму примерно 15,3 млрд долларов, обеспечение до 2020 года соотношения госдолга к ВВП на уровне не выше 71% ВВП, а также поддержание потребностей в финансировании бюджета по долговым операциям на уровне 10% ВВП в 2019-2025 годах.

Но крупнейшие держатели украинских бумаг пока не соглашаются на списание основной суммы долга, считая, что заявленный масштаб сокращения выплат слишком велик. Кто же эти несговорчивые частные кредиторы? В понедельник, 18 мая Комитет кредиторов раскрыл состав участников, после критики со стороны правительства Украины. Минфин Украины публично упрекнул комитет, отметив, что обычно в таких переговорах стороны знают друг друга.

Как оказалось, что в Комитет кредиторов входят четверо участников: американские инвестфонды Franklin Advisers из группы Franklin Templeton Investments, TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates, плюс бразильский инвестбанк BTG Pactual. Вместе они владеют примерно 8,9 млрд долларов украинского долга, сообщило РБК со ссылкой на агентство Reuters.

В МВФ заявили, что Украина должна срочно достичь соглашения о реструктуризации задолженности, иначе фонд пересмотрит свою программу помощи в июне. «Нам необходимо дополнительно получить от этой реструктуризации доход на сумму около 15 млрд долларов. И сейчас правительство просит вас предоставить право кабинету министров, подчеркиваю - право, а мы примем решение воспользоваться введением моратория на внешние обязательства или нет», - пояснил Яценюк депутатам.

Между тем, как подсчитал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, на этом моратории правительство сможет «сэкономить» сумму, гораздо большую чем 15 млрд долларов. По его раскладу, под дефолт попадают все еврооблигации правительства Украины, выпущенные за период с 2005 по 2013 года. Всего получается около 14 млрд долларов, из них 3 млрд - еврооблигации, которые купила Россия.

Кроме еврооблигаций правительства, под дефолт подпадают долги юридических лиц, которые привлекали займы под государственные гарантии. Это облигации «ФИНИНПРО», Укравтодора, Конструкторского бюро им. Янгеля, компании «Укрмедпостач», а также еврооблигации Киева. Итого правительство Яценюка хочет объявить дефолт по государственным долгам на сумму около 17 млрд долларов.

– Скоропалительное решение Рады показывает, в сколь трудное финансовое положение попал нынешний киевский режим, – отмечает директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов. – Фактически, он уже год балансирует на грани дефолта, и вопрос лишь в том, как об этом объявить.

Решение о заморозке выплат по внешним долгам имеет две стороны. Во-первых, оно позволяет отсечь тех кредиторов, которым платить не хочется – например, Россию, которой Украина должна 3 млрд. долларов по евробондам. Во-вторых, это удобный повод подготовить общественное мнение к масштабной приватизации. На мой взгляд, одна из главных целей Евромайдана как раз и состояла в продаже Западу наиболее «вкусных» украинских активов: земель, портов, газотранспортной системы, подземных газовых хранилищ. Дефолт – удобный повод пустить с молотка «священных коров» украинской экономики, на которые не посягал даже «клептократический» режим Виктора Януковича.

Что повлечет за собой объявление дефолта?

– Прежде всего – утрату доверия к Украине инвесторов и международных организаций, причем на десятилетия. Я не сомневаюсь, что западные страны будут держать «незалежную» на «аппарате искусственного дыхания» – давать ей минимальные деньги на подержание административных и полицейских функций. А добиваться при этом, повторюсь, Запад будет одного – передачи ему самых «вкусных» украинских активов. В результате, распродажа Украины пойдет полным ходом.

— Как дефолт отразится на ситуации на Юго-Востоке?

– Радой уже принят закон о приватизации активов на территории Донецкой и Луганской республик. Например, знаменитой шахты имени А.Ф. Засядько – одной из самых рентабельных в Донбассе. Это значит, по мысли украинского руководства, что в Донбасс должны прийти новые собственники. И война на Юго-Востоке будет уже не войной с мятежными правительствами, а войной хозяйствующих субъектов за свое имущество.

Отмечу, что и в случае возвращения Донбасса в состав Украины на правах широчайшей автономии эти активы будут распроданы и потеряны для властей региона.

По сути, для Донбасса все происходящее означает, что Минские соглашения действительно были использованы Киевом для передышки в войне и для подготовки более успешной ударной армии. Думаю, в направлении новой войны в Донбассе и будет двигаться киевский режим.

– Действия Киева похожи, скорее, на «психическую атаку» на международных кредиторов с тем, чтобы подтолкнуть их к реструктуризации долгов, однако и возможность дефолта Украины нельзя исключить, – считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. – Дефолт автоматически наступит в случае прекращения выплат по внешним кредитам. Для Киева это не означает полного и окончательного краха государственности. В дефолте нет ничего трагичного, кроме одного: после его объявления желающих вложиться в Украину просто не будет.

Запад уже сейчас видит, что украинское руководство не готово к проведению структурных реформ, к борьбе с коррупцией на всех уровнях. Кредиторы охотнее бы вкладывали в украинскую экономику, если бы видели позитивные перемены, движение вперед. Но этого движения нет. Еще больше кредиторов не устраивает, что Украина считает: ей должен весь цивилизованный мир, поскольку она – словами Яценюка – «бронежилет Европейского союза». По сути, Киев пытается продать Западу вместо реформ тему российской угрозы. И все понимают: продавая эту тему, украинское руководство надеется, что можно будет все оставить по-старому. А Запад по-старому уже не согласен.

В итоге, политика шантажа, капризов и обид Украины вызывает у Запада раздражение. И если Киев действительно объявит дефолт, тему европейского выбора Украины можно будет просто закрыть…

– Украинская власть традиционно не хочет заявлять о дефолте, но на деле Украина давно живет в состоянии дефолта, – уверен президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Киев не может не только платить по внешним долгам, но даже содержать государство и совершать текущие платежи без иностранной помощи. Когда эта помощь прекращается – у Украины нет денег ни на что.

Объявление дефолта к развалу Украины не приведет – государство может жить и без денег, как показывает пример Зимбабве. Поэтому будущее Украины, на мой взгляд, все равно решится с помощью военной силы, в противостоянии с ДНР и ЛНР – рано или поздно…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.05.2017
В осложняющейся международной обстановке возрастает значение умения экспертного сообщества отличать реальную опасность от различного рода «разводок», преследующих цель дезориентировать общественность, вызвать паническое настроение и вынудить руководство России пойти на бессмысленные разорительные ресурсные траты для того, чтобы ослабить страну экономически и политически, подорвать возможность проводить активную политику на мировой арене.
Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).