20.11.2015, 13:49
Киев нарывается на дефолт
Киев нарывается на дефолтМеждународная военная политика
Яценюк отверг предложение Путина о реструктуризации $3 млрд долга.

В четверг, 19 ноября, премьер Украины Арсений Яценюк заявил, что Киев не будет платить по долгу России $ 3 млрд на условиях, которые предложил президент РФ Владимир Путин.

«Других условий, чем другие кредиторы, вы (Россия) не получите. Базовое условие — уменьшение долга на 20%, перенос всех долгов на четыре года. Не хотите, тогда вы получите решение правительства Украины о введении моратория на выплату России $ 3 млрд. Очень просто хочу нашим соседям и государству-агрессору объяснить: мы $ 3 млрд долларов платить не будем», — заявил глава кабмина в интервью на «Первом национальном» украинском телеканале.

В тот же день Международный валютный фонд (МВФ) дал понять, что дипломатично отходит в сторону. Его официальный представитель заявил, что в фонде «ожидают прямых дискуссий» между Москвой и Киевом по урегулированию долговой проблемы. Хотя ранее, сразу по завершении встречи Владимира Путина с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард на полях саммита G20, в фонде оценивали российское предложение, как «позитивный шаг».

Напомним: Путин на саммите G20 сообщил, что Россия предложила рассрочить платеж по долгу Украины на 2016−2018 годы по $ 1 млрд в год. При этом глава российского государства подчеркнул, что «мы не просто согласились реструктурировать украинский долг, мы предложили лучшие условия, чем от нас просил Международный валютный фонд». Путин также сказал, что обсудил вопрос о предоставлении гарантий платежеспособности Киеву с президентом США Бараком Обамой и главой американского Минфина Джейкобом Лью. «Это предложение воспринято с интересом. Договорились с партнерами, что в самое ближайшее время предметно пообсуждаем детали наших предложений», — подчеркнул Путин.

Казалось, от Киева всего и требуется, что согласиться на российские условия. Но Украина уперлась.

Это значит, что назревает технический дефолт Украины по российскому долгу, срок выплаты которого истекает в конце декабря 2015 года. Надо сказать, МВФ предвидел возможность такого сценария еще месяц назад. Как сообщила американская The Wall Streеt Journal, МВФ собирается изменить правила кредитования — точнее, снять запрет на кредитование стран с просроченной задолженностью, — чтобы продолжать финансирование Украины в случае дефолта по российскому кредиту. Причем, как утверждает издание, МВФ собирался рассмотреть эти изменения уже в конце ноября.

Возможно, именно поэтому «большая тройка» международных рейтинговых агентств — Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch — дружно, в один день, подняли кредитные рейтинги Украины.

Тем не менее, логично предположить следующее. Либо Вашингтон, взвесив предложение Путина, решил не давать Москве еще один козырь в игре на украинском направлении — проигнорировал предложение России, несмотря на его очевидные выгоды. Либо переговоры с США и Украиной по урегулированию долга идут кулуарно, а риторика Яценюка преследует чисто внутриполитические цели.

Что на деле стоит за решением Киева, и как отреагирует на него Москва, Вашингтон и МВФ?

— Украина упирается по нескольким причинам, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — И главная из них — чисто технические условия соглашения с пулом кредиторов. Напомню, что Киев договорился об условиях реструктуризации внешнего долга в $ 18 млрд с комитетом кредиторов, владеющим пакетом долговых бумаг на $ 9 млрд. Кредиторы согласились списать 20% основной суммы долга, а также продлить срок погашения бумаг на четыре года — выплаты остальных $ 15,5 млрд начнутся с 2019 года.

Так вот, в этом соглашении есть важная оговорка. Киев может договариваться о реструктуризации других долгов, не входящих в пул. Но только на условиях не лучших, чем у держателей $ 9 млрд украинского долга. Иначе — и это принципиальный момент — Киев должен будет уплатить компенсацию пулу кредиторов.

Условия реструктуризации, которые предложил Киеву на «двадцатке» Владимир Путин, ставят Россию в более выгодное положение, чем кредиторов из международного пула. Стало быть, Киеву нужно либо отказаться от предложения РФ и объявить дефолт, либо принять предложение, но заплатить пулу кредиторов солидную компенсацию.

Спорность позиции пула кредиторов понятна: у нас долг суверенный, а у них — коммерческий. Но разбираться, кто прав, в международных судах можно годами: формулировки в соглашении довольно туманные. Например, кредиторы, не входящие в пул, описаны словами «любая третья сторона». Под это определение подойдет и РФ, и любой частный держатель украинского долга.

Между тем, решение не терпит отлагательства. Киеву, чтобы выплатить долги, нужно дополнительно выпустить бонды примерно на $ 12 млрд. Но выпуск невозможно произвести до тех пор, пока не будет решен вопрос о выплатах РФ, и компенсации пулу кредиторов.

В результате, возникает вопрос: где искать источники для выплаты этой самой компенсации? По моим данным, сейчас украинцы пытаются найти эти средства в рамках трехсторонних переговоров с МВФ и другими кредиторами. Причем, с точки зрения финансовых технологий, компромиссное решение может быть найдено, и МВФ якобы не против этого компромисса.

Думаю, точки над «i» ставить еще рано. Неслучайно в четверг премьер РФ Дмитрий Медведев отпустил еще три недели на решение вопроса о реструктуризации украинского долга.

Но, по информации The Wall Streеt Journal, МВФ собирается изменить ради Украины правила кредитования стран. Что все-таки будет делать фонд?

— МВФ вряд ли удастся «простить» Украине дефолт по российскому долгу. Иначе это будет серьезным сигналом должникам по всему миру, что можно вести себя так, как Киев: занять деньги и не возвращать. На мой взгляд, фонд не будет менять условия хотя бы ради поддержания элементарной платежной дисциплины среди других заемщиков.

Именно поэтому МВФ и его главным акционерам придется каким-то образом участвовать в решении украинского долгового вопроса.

— Почему же Яценюк заявляет, что Киев платить не намерен?

— Это уже политическая сторона вопроса. Обратите внимание: реальные переговоры по российскому долгу ведет не Яценюк, а глава украинского Минфина Наталия Яресько. Именно Яресько встречается и с руководством МВФ, и с представителями России. Она же рассматривается сейчас как один из возможных кандидатов на пост премьера Украины.

Если Яресько станет премьером — это будет логичным шагом. Она была главой украинского Центробанка, хорошо знает представителей мировых денежно-финансовых властей. А сейчас украинскому премьеру самое время заниматься не политикой, а экономикой — бюджетной реформой, перераспределением бюджетных потоков между регионами. Можно предположить, что Яценюка, действительно, сместят, и таким способом отстранят от решения долгового вопроса.

С другой стороны, расклад сил внутри политической элиты Украины весьма сложен. На Яценюка, очевидно, оказывается немалое давление. И это нужно принимать во внимание, когда мы слышим заявления украинского премьера с повышенной эмоциональной окраской. На словах Киев не собирается платить российский долг, на деле — обсуждение этого вопроса с украинской стороной уже идет.

Повторюсь, эти переговоры пока невидимы: разговоры о больших деньгах не терпят суеты и большого шума. Тем не менее, поскольку вопрос долга фигурирует в политической повестке двух государств, России и Украины, находящихся между собой в непростых отношениях, эта проблема не может не быть политизирована.

Правда, Россия от дополнительной политизации всячески воздерживается, демонстрируя добрую волю к решению вопроса. Но украинские руководители используют тему российского долга, завоевывая политические очки во внутренней гонке между собой.

— Как мы будем действовать, если дефолт все же случится?

— Прежде всего, у нас есть право требовать уплаты долга в Лондонском суде. Кроме того, мы можем разбирать этот конфликт в рамках Парижского клуба, который как раз занимается подобными делами.

Но ясно и другое. Разбирательства будут тянуться долго, они осложнят геополитическую ситуацию вокруг РФ, политизируют ее, и точно не приблизят решение вопроса о снятии с нас санкций.

Мы же, со своей стороны, в любом случае будем придерживаться своей справедливой линии. Россия, на мой взгляд, сделала все возможное для справедливого решения проблемы украинского долга.

— Яценюка никто не спрашивал, хочет Киев платить или нет, — считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. — Путин сделал предложение по реструктуризации украинского долга нашим западным партнерам. Причем, глава российского государства совершенно четко сказал: если наши партнеры считают, что Украина кредитоспособна и ее экономика готова восстановиться — пусть они выступят гарантами украинских долговых обязательств. А западные партнеры, напомню, утверждают: несмотря на падение ВВП Украины на 11% в 2015 году, в 2016-м ее экономика покажет рост 1−1,5%.

После этого США, ЕС и МВФ выступить гарантами Киева отказались. А Яценюк может говорить что угодно — все и так знают, что денег у него нет.

— Как, на ваш взгляд, сложится судьба $ 3 млрд российского долга?

— Думаю, как и судьба Украины — это значит, про $ 3 млрд можно забыть. Причем, я считаю, о них можно было забыть изначально. Мы должны радоваться, что из $ 5 млрд газового долга Украины «Газпром» сумел выцарапать $ 3,5 млрд — эти деньги Киеву, напомню, дал Евросоюз.

Я лично считаю, что больше с Украины никто ничего не получит. Потому что это государство, у которого сейчас нет денег, но завтра не станет и самого государства. Кто в этом случае будет платить…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.
Конфликты  11.01.2017
Военная операция Qadimun Ya Naynawa («Мы идем, Ниневия») по освобождению Мосула, начатая 16 октября 2016 года, освещается крайне скудно, как независимыми западными СМИ, так и пресс-службами коалиции. Напомним, что сейчас город насчитывает примерно 1,5 миллиона жителей, многие из которых и