26.11.2014, 20:00
Киев копит на «Мистрали»
Киев копит на «Мистрали»Международная военная политика
Украинским олигархам предложили перекупить вертолетоносцы пока их не передали России.

История с «Мистралями», которые Франция по соглашению с «Рособоронэкспортом» должна построить для России до конца 2015 года, все больше напоминает какой-то второсортный мыльный сериал, а не серьезные договоренности на межгосударственном уровне. После того, как президент Франсуа Олланд принял на этой неделе решение отложить «из-за обстановки на Украине» передачу российской стороне первого вертолетоносца «Владивосток», судьба всего контракта вновь подвисла.

Более того, ситуация, можно сказать, дошла до абсурда. Поскольку о своих претензиях на «Мистрали» теперь уже заявила Украина – страна, с которой Париж, собственно, и увязывает выполнение всех условий по поставке кораблей ВМФ РФ.

Новоиспеченный депутат-комбат Юрий Береза в эфире одного из местных телеканалов, как сообщает ИА ПолитНавигатор, предложил украинским олигархам «скинуться» на вертолетоносцы, «либо сделать так, чтобы страны НАТО выкупили их». Командир батальона карателей «Днепр-1» почему-то уверен, что «Мистрали» станут главным «козырем» украинских патриотов в смертельной партии с «москалями».

Напомним, изначально церемония передачи первого корабля из двух, которые строятся на французских верфях в Сен-Назере, была назначена на 14 ноября. Однако по инициативе Парижа ее перенесли на 27.

Надо понимать, теперь, после очередного демарша хозяина Елисейского дворца, и в этот день ничего эпохального не произойдет.

Тем не менее, в Минобороны РФ, несмотря ни на что, продолжают сохранять спокойствие и демонстрировать знание правил игры.

Замминистра обороны Юрий Борисов, комментируя ситуацию РИА Новости, ранее дал понять, что Москва пока не будет предъявлять претензии Франции из-за решения приостановить поставку «Мистраля». В то же время он не исключил, что в случае неисполнения условии договора французской стороне все же будут выставлены штрафные санкции в суде.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, по сообщению Интерфакса, также отказался в среду пояснить «ультиматум» Франсуа Олланда, ограничившись кратким заявлением: «Я это не комментирую».

Между тем, по данным газеты Le Parisien, окончательный разрыв контракта по «Мистралям» может обойтись Франции в 3 млрд. евро.

Ссылаясь на собственные источники, издание отмечает, что французская сторона должна будет в этом случае вернуть стоимость контракта - это 1,2 млрд. евро. Кроме того, российская сторона имеет право потребовать компенсацию - по 800 млн. за каждый корабль.

Однако будет ли руководство Пятой республики платить по счетам? И если все-таки - да, то как долго придется ждать окончательного расчета?

- В этой ситуации ожидать можно чего угодно, - считает главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко. - И надо исходить, скорей всего, из худшего сценария, который, видимо, сегодня становится единственным. А именно: два вертолетоносца класса «Мистраль» Россия уже не получит.

Президент Франции, господин Олланд, к сожалению, напоминает пластилин, из которого Госдеп США лепит все, что американцам заблагорассудится. Совершенно очевидно, что самостоятельности нынешнего французского лидера не хватит для того, чтобы вопреки давлению американцев выполнить контракт.

Поэтому Франция сейчас занимает такую двойственную позицию. С одной стороны, контракт не разрывается. С другой стороны, постоянно говорится о том, что не сложились некие условия, которые могли бы привести к выполнению ранее достигнутых договоренностей.

То есть, ситуация - ни войны, ни мира. И это может длиться бесконечно.

Не вижу никакого смысла «тянуть резину» дальше. Нужно, во-первых, вернуть те деньги, которые были уже потрачены, перечислены французам за исполнение заказа. А второе, попытаться через арбитраж взыскать с Франции либо ущерб за срыв контракта, либо неустойку, либо штрафные санкции.

— А какие условия введения штрафных санкций прописаны в контракте?

- Здесь мы можем трактовать их как угодно – никто не видел контракта. Но я лично от очень-очень высокопоставленного источника слышал такую информацию, что к числу форс-мажоров, которые освобождают Францию от штрафных санкций, относится, например, соответствующее решение политического руководства этой страны.

Если это, действительно, так, то от Франции мы не получим вообще ничего, с точки зрения штрафов и неустоек. В лучшем случае вернем те деньги, которые были уже перечислены.

— Но есть намерение обратиться в Международный арбитражный суд Стокгольма. Считаете, это бессмысленно?

- Обращаться надо в любом случае. Но не надо очень рассчитывать на то, что Стокгольмский арбитраж примет нашу сторону. Это не просто коммерческий спор. Это военно-политический спор.

Поэтому у меня сильные сомнения, что кто-то «там, в европах» будет отстаивать наши интересы на уровне правосознания. Там чисто политически может быть принято решение, в соответствии с которым скажут, что России ничего не полагается, потому что, условно говоря, «она агрессор на Украине». Вот под такой формулировкой…

— Замглавы Минобороны по вооружениям Юрий Борисов в недавнем интервью «Коммерсанту» сказал, что российский военный флот может легко обойтись без вертолетоносцев. Тогда чего мы теряем, если французы «умоют руки»?

- Этот вопрос, действительно, возникал с самого начала – а к чему нам «Мистрали»? По той причине, что они не вписываются в линейку тех боевых кораблей, которые нужны ВМФ России.

Решение было нам навязано. Почему?

Тут комплекс причин. И, в общем, не один Сердюков виноват. Либо точно также, или еще больше виноват Медведев, который в это время был президентом России.

И если у него не хватало чисто технического понимания того, что не надо ввязываться в эту авантюру, значит, ему должны были подсказать руководители спецслужб. То же самое Министерство обороны.

В любом случае вопрос по «Мистралям» должен был быть заслушан на заседании Совета безопасности России. Прежде чем принимать решение. Потому что в новейшей военной истории нашей страны мы не закупали подобные единицы флота за рубежом.

Не надо забывать, что жизненный цикл «Мистралей», это где-то порядка 30 лет. Соответственно, все это время мы привязаны к Франции по запчастям и расходным материалам.

То есть, каждый из этих кораблей для нас станет просто золотым за тридцать лет.

Поэтому разрыв контракта, на мой взгляд, это самый лучший сегодня способ выхода из этой тупиковой ситуации.

Естественно, хотелось бы французов наказать. Но реально, если контракт был нами прочитан так, «по диагонали», и Франция в нем себя защитила в плане аннулирования договоренностей, то мы с них ничего не получим. Вернем просто деньги, которые были туда перечислены.

— Что вы скажете о претензиях Украины на «Мистрали»? Если представить – путь гипотетически – такую возможность, то кто, где и как там будет содержать эти корабли? И представляют ли они опасность для Крыма?

- Это безумие какое-то. Впечатление, что там люди бредят, находясь в сознании. Потому что кадров для эксплуатации нет. Нет причальной береговой инфраструктуры – для «Мистралей» ее отдельно надо строить. А Украина сегодня «страна без штанов».

В здравом уме эти украинские «хотелки» невозможно комментировать. Потому что все очень похоже на «Страну дураков» из сказки про Буратино. Где сидят люди, облеченные властными полномочиями, и вот они думают, что, зарыв пять золотых, они вырастят дерево, с которого будут собирать мешки денег.

Разговоры о «Мистралях» из той же серии, что и разговоры «правосеков» о победном параде в Москве. Поэтому бредить они могут всем, чем угодно – полетами к Венере, на Марс, к далеким звездным цивилизациям…

Степень реализации в любом случае – ноль.

Бывший начальник Главного штаба ВМФ России, командующий Черноморским флотом, адмирал Виктор Кравченко не видит никаких перспектив у Украины заполучить вертолетоносцы:

- Хотеть, как говориться, не вредно. Но единственное место на Украине, где корабль такого класса как мистраль «Мистраль» еще как-то можно отшвартовать – это Одесса. Но там сейчас Военно-морские силы Украины находятся и занимают определенное место. К тому же, Одесса – торговый порт.

Так что, даже если просто предположить, что НАТО сделает Киеву такой подарок, то очень проблематично будет его где-то «хранить». Места нет.

Да и такого количества вертолетов (а на своем борту десантный корабль позволяет перевозить 16 винтокрылых машин) на Украине тоже нет. Придется их покупать. Но эти вертолетоносцы сделаны не для натовских машин, а для наших.

Что касается какой-то угрозы для Крыма, что там уже сформирована достаточно мощная военная группировка, которая способна, если потребуется, отразить любую агрессию.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.