Пуск ракеты Х-25 со штурмовика Су-25
Первая в Советском Союзе авиационная тактическая ракета с лазерным наведением Х-25 была принята на вооружение 3 февраля 1976 года. Она была создана на базе Х-23, которую оснастили соответствующей аппаратурой. В конечном итоге получилось целое семейство ракет с различными БЧ и системами наведения. Но первой в семействе стала ракета с лазерной головкой самонаведения (ГСН).
В реализации проекта участвовало не только КБ «Звезда». Лазерную ГСН разработало КБ Геофизика». ОКБ Сухого оснастило СУ-17М лазером подсветки, в связи с чем возникла новая модификация истребителя-бомбардировщика Су-17МГК. Аппаратура подсветки получила название «Прожектор-1», она размещалась в контейнере на подвеске самолета.
Ракета модернизировалась, выпускались ее новые модификации с различными системами наведения. Появилось телевизионное наведение при помощи видеокамеры. Что еще больше «развязало пилоту руки». После пуска ракеты ее ГСН фиксировалась на изображении цели и шла на нее независимо от маневров самолета. При этом теле- и лазерное наведение было совмещено в одной ракете. Дело в том, что теленаведение напрямую зависит от видимости и среднестатистически может реализовываться в течении 8 дневных часов. Среди 10 модификаций Х-25 есть также ракеты с командным наведением по лучу, инфракрасные и РЛС ГСН. Инфракрасные также относятся к оружию «выстрелил и забыл», но их можно использовать по целям, имеющим значительное тепловое излучение. Что касается РЛС ГСН, то это было, так сказать, «вспомогательное вооружение», предназначенное прежде всего для подавления локаторов ПВО при прорыве обороны противника, а также для ударов по зенитно-ракетным комплексам.
Где они воевали
Первая американская авиационная ракета «воздух-поверхность» с лазерной ГСН AGM-65 Maverick появилась раньше – в 1972 году. Однако две ее первые модификации - AGM-65А и AGM-65В – имели телевизионное наведение. Вполне понятно, что оснащенные ими штурмовики назвать всепогодными было нельзя. Затем компания-производитель Hughes оснастила ракеты инфракрасными ГСН. В конце концов, очередь дошла и до лазерных головок в модели AGM-65Е.
Но при этом стратеги ВВС США спустя рукава подошли к оснащению своих самолетов ракетами по борьбе с наземными радарами. На вооружении с 1963 года стояли явно устаревшие противорадиолокационные AGM-45. Они были бессильны, если РЛС противника «путала следы», то есть меняла частоты и на время выключала генератор.
Американцам пришлось догонять Советский Союз по этому виду высокоточного оружия. Потому что противолокационная модификация Х-25 была способна выходить на цель, «путающую следы». В 1982 году американские самолеты начали оснащать противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM. По сравнению с нашей, она имела меньшую скорость полета, равную 2280 км/ч. Но дальность у нее была существенно больше – 92 км. Правда, минимальное расстояние стрельбы при этом было больше – 25 км.
Но еще раньше, в 1980 году, у нас появилась ракета Х-29 с очень солидной массой БЧ в 317 кг. У AGM-88 - всего 66 кг. На этом этапе мы сравнялись с американцами по точности наводки на цель, которую характеризует круговое вероятное отклонение (КВО). И маневренность была схожей: обе ракеты способны лететь на низкой высоте и перед атакой делать «горку».
Авиационные ракеты AGM-65 (слева) и AGM-88 HARM
Несмотря на то, что американские ВВС имели значительно большую боевую нагрузку, чем советские, «симметричных» ракет выпущено практически одинаково – около 30 тыс. штук. Это объясняется тем, что Советский Союз активно продавал за рубеж, а то и просто поставлял «на дружеской основе» свою авиационную технику.
«Старушка» AGM-45 успела активно повоевать во Вьетнаме. Однако ее эффективность по борьбе с нашими ЗРК С-75 оказалась не слишком высокой. В 1986 году в операции в Ливии, обвиненной в терроризме, начали использоваться ракеты следующего поколения. Главная нагрузка на них легла во время операция «Буря в пустыне» против Ирака в 1991 году. Следующая крупная бойня произошла в Афганистане. И вот тут, несмотря на высочайшую точность наведения, ракета сыграла двоякую роль. Она точно влетала в талибские пещеры, но при этом угробила множество мирных жителей, которых пилоты принимали за террористов. Такова специфика военных действий против партизанских соединений. Собственно, где бы ни использовалась американская авиация, там в ход пускались вышеописанные ракеты: в Белграде, опять в Багдаде...
У российских тактических ракет послужной список покороче. В Афганистане низколетящие Су-25 наносили высокоточные удары по штабам, базам и складам душманов. Удары были молниеносными. Как описал это командир десантной роты: «над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебёнку». Затем была война Ирака с Ираном. Во время «Бури в пустыне» ракеты «земля-поверхность» оказались бесполезными, поскольку исход операции был предрешен в воздухе. Затем последовали война в Чечне и Эфиопо-эритрейский конфликт 1998-2000 годов.
актико-технические характеристики Х-25, Х-29, AGM-65 и AGM-88
Минимальная дальность пуска: 3 км – 2-3 км – н/д – 25 км
Максимальная дальность пуска: 7-40 км – 10-30 км – 28 км – 92 км
КВО: 0,5-10 м – 2-4 м – 2 м – менее 10 м
Минимальная высота применения: 0,05-0,5 км – 0,2 км – н/д – н/д
Максимальная высота применения: 4-12 км – 5-10 км – н/д – н/д
Скорость полета: 3500 км/ч – 2600 км/ч – 1150 км/ч – 2280 км/ч
Стартовая масса: 320 кг – 690 кг – 314 кг – 361 кг
Масса БЧ: 136 кг – 317 кг – 59-135 кг – 66 кг.