22.05.2015, 11:52
«Каспийских монстров» зовет океан
«Каспийских монстров» зовет океанМеждународная военная политика
Какие перспективы у российских экранопланов?

«Конструкторское бюро «ЦКБ по СПК имени Р.Е.Алексеева» разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой около 500 тонн. Об этом СМИ сообщил генеральный директор и генеральный конструктор концерна «Моринформсистема-Агат» Георгий Анцев.

- Сейчас идет этап перезагрузки советского периода, ведутся поиски заказчика, определенные научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование, – отметил он.

Отметим, что на форуме «Морская индустрия России», где Анцев и сделал заявление, уже представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

- У него очень хорошая направленность – он нужен и для пассажирских перевозок, и для северных задач, и для задач охраны госграниц. Он может использовать аэродромную инфраструктуру и быть в какие-то моменты, по сути дела, самолетом, – заметил Анцев.

По его словам, концерн должен «получить от ЦКБ универсальную платформу (экраноплана), а дальше уже встраивать ее в ту или иную систему – Росрыболовство, Погранслужбу, Минобороны и так далее». «Моринформсистема-Агат» разрабатывает для ЦКБ отдельные приборы – гидроакустику, элементы радиолокации, элементы системы управления и др.

Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке — это высокоскоростной аппарат, летящий на высоте до нескольких метров от поверхности воды, земли, снега или льда (в пределах аэродинамического экрана). Представляет собой своеобразный гибрид самолёта и водного судна — при равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолёта, а по международной классификации он относится к морским судам. Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.

Технология экранопланов, разработанная в конце 50-х годов академиком Ростиславом Алексеевым, не осталась незамеченной советскими флотоводцами, ведь полет на высоте всего несколько метров (причем скоростной) крайне трудно заметить радарам кораблей противника. В итоге в 1966 году на испытания вышел гигантский экспериментальный экраноплан КМ («корабль-макет», более известный за рубежом как «Каспийский монстр»), который имел длину около 100 м, взлетный вес до 540 тонн и скорость - до 500 км/ч. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Затем появились десантно-транспортный экранолет А-90 «Орленок» вместимостью до 150 человек, который стал первым и единственным в мире принятым на вооружение серийным тяжелым экранопланом, и «гроза авианосцев» - ракетоносец «Лунь», вооруженный противокорабельными крылатыми «Москитами».

Однако каковы потребности Минобороны в экранопланах сейчас? Где эти аппараты могут найти применение, особенно - экраноплан океанской зоны? Кто их будет строить - судостроительные или авиационные заводы? И в какую сумму обойдется программа разработки, опытное, серийное строительство, эксплуатация?

В советские годы было построено пять «Орлят» и один «Лунь», однако их использование, по сути, так и не вышло за рамки эксперимента.

Интересно, что в конце 1990-х и у США резко «проснулся» интерес к экранопланам собственного производства. Не имея опыта в проектировании подобной техники, американцы обратились к российским специалистам. И после разрешения военного руководства за 200 тысяч долларов детально отсняли на фото и видеопленку специально подготовленный «Орленок» на базе в Каспийске. Спустя какое-то время корпорация Boeing предложила концепцию военного экранолета Pelican для переброски войск и техники. По некоторой информации, он был способен взять на борт около 17 танков М1 Abrams и осуществлять полет на высотах до 6000 м. Однако проект, представленный в 2000-х, так и не получил развития.

Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко говорит, что в советское время был накоплен бесценный опыт разработки экранопланов, в том числе и ракетоносца, поэтому, в принципе, к этой идет можно вернуться.

- Экранопланы можно эффективно использовать для быстрой переброски десанта с техникой. Однако использование аппарата в океанской зоне – практически неосуществимая идея. Экранопланам все равно нужен берег, а где его взять, если Россия располагает только одним ПМТО (пунктом материально-технического обеспечения) за рубежом - в средиземноморском Тартусе?

В первую очередь нам надо осуществлять перевооружение корабельного состава флотов, ведь мы до сих пор опираемся на советское наследие. Что касается ракетоносца, то, к примеру, «Лунь» приводили в движение восемь турбореактивных авиационных двигателей. Естественно, это отражалось на стоимости его эксплуатации. Наверное, экранопланы нового поколения могут быть более экономичными, но с военной точки зрения есть и другая проблема – при современном развитии космических и радиолокационных средств контроля экраноплан все равно быстро заметят…

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает: строительство экранопланов – более реальная вещь, чем авианосцы российской сборки, о которых в последнее время грезят наши адмиралы, или печально известные французские вертолетоносцы.

- Однако тут все зависит от того, как использовать эти аппараты на динамической подушке. Если строить и эксплуатировать их в качестве ракетоносцев – то это деньги, выброшенные на ветер. А вот для оперативной переброски войск и грузов – почему бы и нет, правда, только не в качестве средства доставки первого эшелона десанта, на еще не захваченный плацдарм.

Однако эксперт в области ВМС Прохор Тебин сомневается, что со стороны Министерства обороны действительно есть и будет интерес к экранопланам.

- Эти аппараты считаются неким гибридом между самолетом и кораблем, однако не имеют многих достоинств, которыми обладают последние. А с учетом крайней уязвимости экранопланов, их дороговизны и технической сложности вряд ли военное ведомство проявит к ним реальный интерес. Что касается спасательных операций, то у нас есть и Бе-200, и вертолеты – использовать эти средства гораздо дешевле.

Такого же мнения придерживается член Общественного совета ВПК Виктор Мураховский.

- Я несколько раз встречался с Анцевым по этой теме, и понял одно: военные с большой осторожностью относятся к экранопланам, поэтому реальных изделий никто не заказывает. А сообщения, которые периодически появляются в СМИ, мол, то или иное ведомство скоро закупит какую-то партию аппаратов - это некие попытки вызвать интерес со стороны проектировщиков. Проблема в том, что реального заказчика, который мог бы заказать хотя бы какую-то минимальную партию, на горизонте не просматривается. Частным структурам экранопланы не нужны. А что касается МЧС, Погранслужбы ФСБ, то, несмотря на некоторую шумиху в прессе и какие-то заявления об интересе с их стороны к некоторым изделиям – реальных заказов как не было, так и нет. Думаю, что в целом это направление и для Минобороны возрождаться не будет.

Дело в том, что эти аппараты при всех своих достоинствах обладают рядом сомнительных качеств в силу способа их передвижения. Экранопланы еще и сильно «прожорливы» - у них просто гигантский расход топлива, вследствие этого они имеют не такой уж и большой радиус оперативного действия. А если оперативное развертывание далеко, то ему будет нужен либо какой-то корабль-матка, либо база. Я уж не говорю о том, зачем нам нужен такой аппарат в океанской зоне, если мы не имеем мощной океанской группировки флота?

В советское время экранопланы рассматривали как носители ракетного противокорабельного оружия – для атаки относительно медленных авианосцев, но сейчас на вооружении наших кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов стоят ракеты с таким радиусом действия и скоростью полета, что какой-то другой скоростной носитель им просто не нужен.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.