03.03.2015, 21:02
«Карп» второй свежести
«Карп» второй свежестиМеждународная военная политика
Стоит ли модернизировать титановые субмарины советских годов постройки?

В конце февраля в СМИ появились сообщения о том, что ремонт и модернизация многоцелевой атомной подлодки проекта 945 «Барракуда» Б-239 «Карп» в ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск) заморожены на неопределённое время, работы не финансируются. В ответ пресс-служба «Звездочки» в официальном блоге сообщила о все еще действующем контракте по данному заказу.

Однако, к примеру, источники специализированного портала FlotProm и после опровержения продолжают утверждать, что работы по Б-239 приостановлены и даже называли конкретную дату «консервации» - 25 февраля. Интересно, что по сообщениям СМИ (со ссылкой на источник в ВПК РФ), стоимость модернизации одной «Барракуды» – не меньше цены строительства новой подлодки типа «Ясень».

Отметим, что представители ОСК и Минобороны в прессе сумму затрат на головной корабль проекта 885 «Ясень» К-560 «Северодвинск» не разглашали, однако давали понять, что корабли этой серии не только сложны в постройке, но и крайне дороги. Изначально планировалось, что стоимость ПЛАРК К-560 составит порядка 40 млрд. рублей. Но ссть эксперты, которые оценивают «Северодвинск» в 80 млрд. рублей.

Напомним, в начале марта 2013 года Минобороны и «Звездочка» подписали контракт на ремонт с модернизацией двух выведенных из боевого состава Северного флота титановых АПЛ третьего поколения Б-239 «Карп» и К-276 «Кострома» (раньше «Краб») проекта 945, построенных в 80-х годах. Предполагалось, что сначала будет отремонтирован и возвращен флоту «Карп», затем – «Кострома», а потом Минобороны и «Звездочка» подпишут еще один контракт – на ремонт с модернизацией двух других титановых субмарин усовершенствованного проекта 945А (шифр «Кондор») – «Псков» и «Нижний Новгород», которые до сих пор находятся в составе ВМФ. Примечательно, что в апреле 2014-го главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков сообщил: до 2020 года с использованием производственных мощностей северодвинской «Звездочки» и дальневосточной «Звезды» для российского ВМФ должно быть модернизировано свыше десяти АПЛ проектов 971, 945, 949.

- Речь идет о возвращении в строй практически обновленной по своим качествам группировки атомных многоцелевых подводных лодок, которым предстоит нести службу в составе подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов, - заявил адмирал Чирков.

Назначение АПЛ проектов 945 и 945А - слежение за ПЛАРК и авианосными ударными группами противника, и гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий.

Стоит сказать, что изготовление корпусов АПЛ проектов 945 и 945А из титана наделяло эти лодки рядом преимуществ. Во-первых, титан значительно прочнее традиционной стали, во-вторых, это обеспечивало увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения (глубина погружения лодок проектов 945 и 945А составляет 600 и 550 метров соответственно), в-третьих, титан обладает низкими магнитными свойствами (взрыватели магнитных мин не реагируют на малое магнитное поле). Однако использование титана влияло на цену и вело к удорожанию проектов, именно этот фактор и послужил причиной ограниченного числа изготовленных подлодок – всего было изготовлено две субмарины в рамках проекта 945 («Карп» и «Краб») и две – в рамках 945А («Окунь» и «Зубатка»). Именно по этой причине в СССР предпочли строить аналогичные лодки проекта 971 («Щука-Б») из маломагнитной стали.

Руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы, кандидат военных наук, капитан 1-го ранга Борис Усвяцов подтвердил, что Б-239 «Карп» пройдет модернизацию в соответствии с гособоронзаказом. По мнению эксперта, после нее субмарина будет соответствовать современным критериям, предъявляемым к многоцелевым подводным атомоходам.

- Первый момент: модернизация подлодки прописана в ГПВ-2020, поэтому не должно быть сомнений в том, что этот процесс состоится, ведь исполнение программы на контроле у президента. Конечно, сегодняшняя экономическая обстановка диктует свои правила, и чем-то придется жертвовать - где-то программа может быть чуть «подрезана» (скажем, в финансировании каких-то НИОКР), но на Б-239 это не должно отразиться.

Второй момент: корпус подлодки находится в хорошем состоянии, что позволяет заменить «начинку» субмарины в соответствии с требованиями времени.

Третий момент: разговоры о том, что лучше строить новые лодки, чем модернизировать советские, несостоятельны по нескольким причинам. Во-первых, количество стапелей на верфи «Севмаша» ограничено, а предприятие забито заказами, во-вторых, модернизация гораздо дешевле, чем строительство серийного атомохода. Задача любой модернизации – поднять уровень боеготовности объекта до современных требований, тем более что на Б-239 предполагается замена почти всего оборудования. 


    


На Дальнем Востоке с судостроением огромные проблемы, и потребуется очень много времени для того, чтобы там можно было бы запустить завод по строительству субмарин, говорит военный эксперт Владимир Щербаков.

- Сейчас у нас только один северодвинский «Севмаш» строит и многоцелевые, и стратегические подводные лодки. Естественно, его возможности ограничены. А флоту надо решать задачи в море, поддерживать определенное количество подлодок на боевом дежурстве, а все субмарины проекта «Ясень» у нас появятся только к 2020 году (в дополнение к головному «Ясеню» К-560 «Северодвинск», который уже находятся в строю, флот должен получить еще шесть многоцелевых АПЛ этого типа). Отсюда вывод – надо модернизировать лодки советских годов постройки, у которых корпуса находятся в достаточно хорошем состоянии и которые можно оснастить новыми система вооружений, радиоэлектроникой, гидроакустическими, навигационными комплексами.

Понятно, что модернизация – это вынужденный шаг, но в нынешних условиях другой альтернативы нет. Подлодки проектов 945, 945А и 971 (спроектированы по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945, но со стальным корпусом) – это те субмарины, которые после модернизации смогут полноценно решать задачи многоцелевых субмарин. Скажем, атомоходы проекта 949А «Антей» довольно специфичные лодки, в том числе и конструктивно, что накладывает существенные ограничения на их модернизацию. Это будет ударный корабль для уничтожения авианосцев, однако речь идет о многоцелевых АПЛ, которые и за лодками охотятся, и за надводными кораблями.

— Представители ВПК в прессе неоднократно говорили о том, что Б-239 «Карп» и однотипная К-276 «Кострома» после завершения модернизации по своим характеристикам будут соответствовать новейшим ПЛАРК четвертого поколения класса «Ясень».

- У АПЛ типа «Ясень» все равно другие возможности – и уровень шумности у них снижен, и боезапас больше. После модернизации титановые субмарины приблизятся к «Ясеням», но нельзя говорить, что их характеристики будут одинаковыми. Скажем, введенный в эксплуатацию в 1961 году американский авианосец USS Enterprise (CVN-65), прошедший модернизацию, дослужил до текущего тысячелетия, был списан только в 2012 году и в принципе соответствовал уровню современного корабля. Естественно, он был хуже, чем какой-нибудь USS George H. W. Bush (CVN-77), введенный в эксплуатацию только в 2009 году, но вполне мог решать поставленные перед ним задачи.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко придерживается совершенно другого мнения.

- Понятно, что возможности «Севмаша» ограничены, но я еще в 2013 году говорил, что титановые подводные лодки, к сожалению, ремонтнонепригодные. Они были построены так, что заменить в них какую-либо крупную деталь на новую просто невозможно. Грубо говоря, это те проекты, которые не подлежат модернизации.

Да, что-то там придумали в рамках модернизации - заменить акустику, вооружение и т.д., но такое усовершенствование обойдется слишком дорого. Мое мнение: эти субмарины легче списать, чем модернизировать. Кроме того, они, естественно, не соответствуют современным АПЛ по уровню шумности. На тот период времени, когда они строились, не было столь жесткого отношения к шумности, сейчас же это – основной критерий.

— Одним из достоинств титановых лодок называется увеличенная предельная глубина погружения…

- Затонувший атомоход К-278 «Комсомолец» вообще имел предельную глубину погружения 1 250 метров… Но стоит ли иметь для боевых подводных лодок такую глубину погружения? Ведь это, естественно, ведет к удорожанию их стоимости, так как надо много сил уделять прочностным характеристикам субмарины. Тем более, торпедно-ракетные комплексы не могут производить стрельбу на таких глубинах - для этого лодкам все равно приходится всплывать на глубину в 200-300 метров.

Кстати

11 февраля 1992 года у острова Кильдин в территориальных водах К-276 «Кострома» столкнулась с USS Baton Rouge проекта Los Angeles, осуществляющей скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. АПЛ К-276 отделалась повреждением рубки, а американский атомоход с трудом смог дойти до базы, после чего был выведен из состава флота.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.