18.10.2014, 00:24
Каким будет российский истребитель 6-го поколения?
Каким будет российский истребитель 6-го поколения?Международная военная политика
Истребитель шестого поколения в России создадут по советским заделам.

На прошедшем на этой неделе форуме "открытые инновации" руководитель Фонда перспективных разработок Андрей Григорьев отметил, что в настоящее время рассматриваются проекты в области двигателей и материалов, способных стать заделом для создания истребителей шестого поколения. Учитывая, что даже типы истребителей пятого поколения в мире можно посчитать по пальцам, из которых на вооружение принят и вовсе один-единственный, такое заявление несколько удивляет. Мнения экспертов между тем разделились – кто-то считает, что все это из области футурологии, кто-то уверен, что такие разработки были готовы еще к 1990-м годам, но помешал развал СССР. Что же из себя будет представлять истребитель шестого поколения?

К созданию самолетов пятого поколения в России приступили в 2002 году, хотя задумки таких машин были еще в позднесоветское время. Сейчас уже группа из пяти истребителей проводит цикл испытаний, по результатам которых, видимо, самолеты ПАК ФА (или Т-50) будут запущены в серию, таким образом начнется переоснащение ВВС. На этом фоне разговоры о проектировке механизмов для самолетов шестого поколения звучат крайне оптимистично.

"Наша задача заключается в том, чтобы создать задел для создания истребителя шестого поколения. Такие проекты сейчас тоже рассматриваются. Они, в первую очередь, связаны с материалами и с двигателями. Есть интересный проект с ОКБ им. Люльки по созданию двигателей с уникальной характеристикой, он пока в стадии рассмотрения", – рассказал Андрей Григорьев.

Кроме того, глава ФПИ уточнил, что "соответствующие работы по материалам мы тоже рассматриваем, и, может быть, в ближайшее время выберем проект. В первую очередь, это касается не столько композитных материалов, сколько методов контроля их состояния".

Этот фонд создавался при прямой поддержке вице-премьера по "оборонке" Дмитрия Рогозина, как аналог американской DARPA, для разработки новейших технологий, в первую очередь, в оборонной сфере. Спустя некоторое время, Рогозин заявил, что надеется, что большинство исследований никогда не станут известны журналистам, но анонсировал перспективные работы по всему фронту ОПК. Тем не менее, столь амбициозные проекты серьезно взбудоражили экспертное сообщество. Однако, по мнению военных аналитиков, делать из признания Григорьева сенсацию не стоит.

"Говорить о создании самолета шестого поколения не имеет смысла, потому что ВВС даже не сформулировала требования. Эти заявления надо интерпретировать так, что идут проработки в самом общем виде облика, задач и возможностей такой машины. Сегодня Россия, прежде всего, реализует проект истребителя пятого поколения – это одна из самых масштабных и глобальных задач, которые стоят перед ОАК. В настоящее время уже готовы пять летных образцов, они проводят необходимые испытания, ожидается, что где-то через несколько лет установочная партия из первых машин будет передана ВВС для опытно-боевой эксплуатации. После этого начнется полномасштабная серийная поставка этих истребителей для российских ВВС. На ближайшие 30, а может, 40 лет именно Т-50 будет составлять основу ударного парка отечественных ВВС", – прокомментировал ситуацию военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко



Российский истребитель 5-го поколения на платформе Т-50


По его мнению, перевооружение российских ВВС на самолеты пятого поколения – это стратегическая задача, которая должна стоять перед государством в этой области на ближайшие десятилетия.

"Россия сегодня находится на начальном этапе разработки истребителя пятого поколения, нам важно эту разработку запустить в серию, довести до товарного, серийного вида, и запустить в войска – это задача на ближайшие, как минимум, 30 лет. Сделать двигатель второго этапа для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 – это задача №1. С практической точки зрения, ресурсы, финансы, политическая воля государства должны быть сосредоточены на реализации проекта Т-50, как одного из главных приоритетов в государственной программе вооружений", – уверен Коротченко.

Фактически сегодня лишь три государства способны создать и принять на вооружение истребители пятого поколения – помимо США и России, это Китай. Но если Китай не так давно предъявил опытный образец, а Россия заканчивает испытания, то в США F-22 уже давно принят на вооружение и сейчас обкатывается в реальных условиях, утюжа бомбардировками территорию Сирии и Ирака под предлогом борьбы с терроризмом в лице "Исламского государства". Разрабатывается и семейство истребителей пятого поколения F-35. В Китае, по данным, которые публиковались в международной прессе, уже готовы четыре образца "Chengdu J-20", первый полет которого состоялся в 2011 году, сейчас самолеты находятся в стадии испытаний. Сообщалось также о начале разработок в этом направлении в Японии, Южной Корее и даже Турции, но пока эти проекты не вылились даже в первый экземпляр. 




"Что касается так называемого истребителя шестого поколения, то понять, в каком виде эта машина будет, каков ее функционал, какие задачи она будет решать, станет возможно лишь после того, как ВВС России, Генштаб ВС сформулируют тактико-технические требования. В противном случае можно наразрабатывать чего угодно, но если это не будет востребовано военными, это вообще не будет востребовано. Никаких наборов требований, которые характеризуют шестое поколение, не существует в природе ни у нас, ни за рубежом. Это все – не более, чем инициативные подходы к тому, чтобы в самом общем виде понять, что это такое будет", – подчеркнул эксперт, назвав разработки ФПИ "научной футурологией", которая, впрочем, "тоже нужна".

Такая работа действительно нужна, потому что если не задумываться о следующем поколении технологий, пусть и не разобравшись до конца с текущими задачами, то произойдет технологический регресс, уверен вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин.

"То, что заговорили о двигателях для самолетов шестого поколения – это уже хорошо. Если бы зацикливались на модернизации четвертого поколения и говорили бы постоянно о том, что мы находимся на уровне пятого поколения – это был бы уже регресс в научной мысли и производстве. Если мы закладываем сейчас шестое поколение, я думаю, это имеет положительную тенденцию , и к этому надо относиться с большим уважением. Если мы будем только "доводить до ума", не думая о перспективах, мы потеряем темп", – отметил Анохин.

При этом, он уточнил, что работы по созданию самолетов шестого поколения ведутся в ведущих странах мира, впрочем, прорыва, несмотря на огромные финансовые затраты, им добиться так же не удается.

"Разработки ведутся везде, прежде всего, в США. Правда, при огромных тратах денег, результаты у них не больше, чем у нас – мозгов не хватает. Электроники много, а мозгов не хватает. Многие думают об этом, разработки идут в США, но мы, скажем так, идем ноздря в ноздрю", – поясняет эксперт.

Между тем, "темп потеряли" мы еще с распадом Советского Союза – основные ключевые технологии для перспективных истребителей прорабатывались и могли быть внедрены еще 30 лет назад.

"Задел для этого был положен еще в 1970-х годах. Было специальное постановление ЦК КПСС и приказ министра обороны о перевооружении вооруженных сил СССР, в том числе и ВВС. Тогда был совершен гигантский скачок в области опережающих разработок – двигателестроение, самолетостроение, электронное приборостроение и т.д. Это был мощнейший рывок. Он пришелся на пик разработки "Бурана", который тоже имел самое прямое отношение к этим технологиям", – рассказал Герой России, заслуженный летчик-испытатель, один из испытателей "Бурана" Магомед Толбоев.

Он отметил, что для разработки пилотируемого многоразового космического корабля, аналога американского "Шаттла", работало огромное количество людей и предприятий – около 1,6 млн человек с 900 предприятий всего СССР. 



Советский орбитальный корабль многоразовой транспортной космической системы "Буран", 1988 год


"Технологии были разработаны и отработаны, ждали лучшего часа, и первый пункт был связан с нормальным финансированием. К сожалению, в 90-е годы все рухнуло, но базисный элемент остался – советская база осталась. Теперь финансирование вернулось, резко увеличилось финансирование военно-промышленного комплекса и появление новых технологий в области точной техники, механики, авионики, приборостроения – это становится доступным, а реализация – дело времени", – отмечает Толбоев.

С крушением Советского Союза произошла и другая настоящая трагедия – большое число советских ученых уехали за рубеж и использовали свои знания для развития западной военной мощи. Если бы Советский Союз не растерял своего научного потенциала, он мог бы уйти далеко вперед от своих основных конкурентов. Сейчас же львиная доля этого потенциала утрачена.

"Скажем, развитие израильских беспилотников – это дело русских ученых - советских. Мы над этим работали – нигде в мире не было беспилотников, кроме нас. Мы разработали БПЛА трех классов – легкие, средние и тяжелые. Тяжелый класс – это то, что сейчас называют шестыми поколением. Тяжелый класс беспилотников – машины размером с самолет, только на автопилоте. Мы провели работы в ЛИИ им. Громова, на самолетах Су-27 – самолет полностью выполняет высший пилотаж, боевые задачи, не имея летчика на борту. Летчик сидит как оператор – смотрит, оценивает и испытывает. А так, и мы и американцы готовы уже в ближайшее десятилетие запустить шестое поколение", – рассказывает летчик-испытатель.

В то же время, делать ставку на истребители шестого поколения, игнорируя насыщение ВВС истребителями пятого поколения, не стоит.

"Мы не можем поколения печатать друг за другом – финансы не выдержат. Главное – практически полное перевооружение ВВС самолетами пятого поколения и одновременно – продолжать разрабатывать, совершенствовать самолеты шестого поколения", – подчеркивает эксперт.

В июле этого года глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов рассказал журналистам о том, что через 12 лет будет готов первый опытный образец истребителя шестого поколения. Тогда же он отметил, что американцы, у которых на вооружении уже стоит истребитель пятого поколения F-22, который проходит в Сирии боевую обкатку, начнут оснащать свои войска истребителями следующего поколения не раньше 2030-х годов. Опрошенные нами эксперты согласны с тем, что за такой срок реально сделать первый экземпляр, но нужно избежать того, чтобы на этом экземпляре все и закончилось, то есть четко иметь в виду его ввод в серию и внедрение в ВВС.

"Эта цифра реалистична, можно сделать даже за 10 лет. Все зависит от финансирования и целенаправленности. Если взялись за дело, делать до конца. Не так, как "Superjet", который обещали в 2004 году, а уже 2014-й. МС-21 обещают в 2018 году поднять. Поднять – поднимут, а что дальше? Он только в 2025 году может появиться. Речь идет не только о создании, а о вводе его в эксплуатацию. Сегодня Путин скажет – сделайте мне шестое поколение, мы за год сделаем, но это будет единичный экземпляр. Он проходит под наименованием "изделие" – "изделие 100", "изделие 114" и т.д. Это опытный экземпляр. К примеру, летает "Беркут" (Су-47, единственный в мире истребитель с обратной стреловидностью крыла, изготовлено четыре образца, – прим. Интерполит.ру) – но это опытный экземпляр", – подчеркивает Толбоев. 



Проект российского перспективного палубного истребителя Су-47 "Беркут"


Считается, что истребитель шестого поколения непременно должен быть беспилотным. Это означает "торжество прогресса", но в случае серьезной войны с применением, в том числе и атомного оружия, армия, вооруженная одной лишь беспилотной авиацией, окажется безоружной перед лицом "допотопных" самолетов и техники.

"Нам нужно исходить из двух вещей. Первое – мирное сосуществование. В этом случае, мы уступаем дорогу автоматизации, компьютерам, технологиям и т.д., но если, не дай бог, начнется ядерная война, никакие компьютерные системы работать не будут, ни телефоны, ни телевизоры. Чем сложнее механизмы и электроника на борту, тем больше самолет подвержен элементам, которые излучаются при ядерном взрыве – от ионосферы до Земли. Поэтому, нам придется вернуться к механическим приборам, от автопилотов к пилотам, летчикам, а летчика готовить нужно минимум восемь лет", – объясняет Магомед Толбоев.

А с проблемой отсутствия у пилотов необходимой квалификации мир уже вплотную столкнулся.

"С этим уже мировая практика столкнулась, что летчик все больше становится оператором, который поднял самолет в воздух, включил автопилот и летит так до посадки – только перед посадкой отключает, хотя сейчас уже даже сажают автоматически. Идет деградация летного состава, особенно пилотов – об этом уже говорит вся Европа и Америка. Я – профессионал, который летал на всем, что есть в России, на Западе и в Америке от "Boeing-747" до "МиГ-21", и сейчас я могу сесть в любой самолет, посмотрю на кабину, мое тело мгновенно перестроится на этот самолет, потому что есть мышечная память. Но это не всем дано и таких специалистов остается все меньше", – констатирует летчик-испытатель.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  09.12.2016
Вице-адмирал Джеймс Фогго, командующий 6-м флотом ВМС США, дислоцированном в Средиземноморье, сделал весьма примечательное и очень обязывающее заявление. По мнению Фогго, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Кроме того, «если вызовы в этом регионе станут более срочными» то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и численности таких кораблей.
Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Конфликты  10.12.2016
Пальмира, некогда освобожденная от ИГИЛ с помощью ВКС РФ, находится сейчас под угрозой, причем наиболее опасной за последнее время. Другое дело, что есть угроза еще опаснее. Судя по всему, США настроились на раздел Сирии в той или иной форме. По крайней мере, они резко увеличили поддержку тех сил, цель которых не свержение Асада, а отделение от него. На фоне приостановки (по гуманитарным соображениям) операции сирийской армии в Алеппо, резко обострилась обстановка в провинции Хомс, конкретно – в районе Пальмиры. Подразделения ИГИЛ предприняли весьма успешную попытку наступления на этот город сразу с нескольких направлений.
Конфликты  09.12.2016
Коалиция во главе с США в иракском Мосуле нанесла воздушный удар по больнице, которую боевики террористической организации «Исламское государство» использовали в качестве штаба. Об этом сообщила газета The Guardian со ссылкой на центральное командование вооруженных сил США. Отмечается, что за часть сооружений комплекса несколько дней шла ожесточенная борьба иракской армии с террористами, после чего солдаты запросили авиационную поддержку коалиции.
Конфликты  08.12.2016
Рамзан Кадыров не стал опровергать факт отправки чеченских бойцов в Сирию, выступив с подробным, но несколько расплывчатым заявлением по этому поводу. Ранее в Сети появился видеоролик под заголовком «Военные из Чечни отправляются в Алеппо». Военные аналитики предположили, какую именно роль в Сирии могли бы сыграть военнослужащие из Чечни. Глава Чечни Рамзан Кадыров в четверг выступил с пространным заявлением, поводом для которого стали сообщения о том, что в Сирию направлен чеченский спецназ - бойцы батальонов Минобороны «Восток» и «Запад».